К чему приводит? Неисправность датчика дроссельной заслонки – не то явление, которое стоит игнорировать. Повышенный расход топлива, нестабильные обороты и внезапное прекращение работы двигателя – вот неполный перечень последствий данной поломки.
На что обратить внимание? О том, что с ДПДЗ есть проблемы, часто можно узнать, даже не погружаясь в дебри диагностики. Плавающий холостой ход, рывки и снижение мощности двигателя, а также индикация на приборной панели скажут, что пора показать машину специалисту.
В этой статье:
Задачи и принцип работы датчика положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки применяется, чтобы определять угол расположения дроссельной заслонки на оси, а также передавать полученные показания электронному блоку управления.
TPS отслеживает время, в течение которого дроссельная заслонка остается в крайних точках, а также с какой скоростью она перемещается, если водитель резко нажимает на педаль газа.
Задачи и принцип работы датчика положения дроссельной заслонки
Анализируя полученные данные, ЭБУ создает оптимальный угол опережения зажигания при выбранном режиме функционирования мотора, а также подает сигналы для подготовки топливно-воздушной смеси.
В результате формируется оптимальная топливно-воздушная смесь, мощность ДВС возрастает.
С учетом полученной информации электронный блок управления изменяет функционирование таких систем автомобиля, как ABS, ESP, круиз-контроль и т.д.
Датчики положения дроссельной заслонки бывают нескольких видов: контактные и бесконтактные. Конструктивно данные устройства имеют отличия, однако способы их диагностики едины. У этих механизмов привод бывает механический, а также электрический. Датчики с первым типом привода (пленочно-резистивные или потенциометры) выполнены в виде ползунка, на котором расположены контакты. Дроссельная заслонка с помощью привода и шестерни с валом изменяет местоположение, то есть угол наклона, соответственно перемещается и ползунок по резисторным дорожкам.
Ориентируясь на напряжение от 0,7 до 4 вольт, которое изменяется с учетом сопротивления резисторных дорожек, электронная система управления автомобилем определяет месторасположение заслонки, а затем выполняет корректировку подачи горючего. Если увеличивается угловое положение заслонки, напряжения электрического тока растет (этот принцип действует и в обратную сторону).
Задачи и принцип работы датчика положения дроссельной заслонки
При включении зажигания в электронный блок управления поступает информация от температурных датчиков о том, насколько двигатель прогрелся. С учетом этих данных дроссельная заслонка принимает предпусковое положение, при этом выбирается нужный угол.
Товары из категории
Например, на Lada Priora и Kalina, на которых установлены 2 ДПДЗ (в машинах с электронным модулем дроссельного патрубка) в это время выходное сигнальное напряжение будет:
- 1-й вывод – в границах 0,39-0,52В.
- 2-й вывод – 2,78-2,91В.
В зависимости от марки автомобиля данные параметры отличаются. Но в рассмотренном выше примере действия системы управления будут выглядеть так:
- Если спустя 15 секунд после включения зажигания водитель не совершил действий (не нажал на газ, не завел двигатель), то электронный блок управления отключит электрический привод, при этом заслонка опустится до 7 %.
- Спустя полминуты после включения зажигания, если водитель ничего не делает, система контроля автомобиля закроет заслонку, а затем вернет ее в предпусковое состояние.
В данной ситуации электронапряжение будет следующим:
- В первой ситуации – 0,5-0,6В.
- Для второй ситуации – 2,7-2,8В.
На машинах с двумя датчиками положения дроссельной заслонки, к примеру Lada Priora, Lada Kalina, допустимое общее сигнальное выходное напряжение составляет не более 3,2-3,4 вольт.
Бесконтактные датчики TPS с высоким магнитосопротивлением функционируют на основе явления магнитнорезистивности. Они практически не ломаются, так как в конструкции отсутствуют трущиеся элементы. Поэтому такие ДПДЗ надежные, у них большой эксплуатационный срок, однако стоимость намного выше, чем у контактных.
Признаки и причины неисправностей датчика дроссельной заслонки
Прежде чем рассмотреть признаки неисправности датчика дроссельной заслонки, разберем один важный момент.
Датчик TPS выполняет важнейшую функцию: определяет угол поворота заслонки. Этот параметр влияет на угол опережения зажигания, потребление горючего, мощность силового агрегата, динамику автомобиля.
Данные от датчика поступают в ЭБУ мотора, с учетом этой информации электронная система контроля автомобиля определяет количество подаваемого горючего, угол опережения зажигания. В результате происходит образование оптимальной топливно-воздушной смеси.
Признаки и причины неисправностей датчика дроссельной заслонки
При неисправности TPS вы заметите множество симптомов поломки:
- На холостом ходу обороты нестабильные, плавают.
- ДВС перестает работать при переключении передач или при выборе положения N.
- На холостом ходу двигатель выключается.
- Во время движения и быстром наборе скорости машина резко теряет мощность, двигается неравномерно.
- Снижается мощность мотора, автомобиль медленно набирает скорость. Вы заметите эту проблему во время разгона либо при подъеме в гору, или когда машина загружена, в том числе при буксировке прицепа.
- На приборной панели светится индикатор Check Engine. Это сигнал обнаружения ошибок, зафиксированных в памяти электронного блока управления, распознают их сканером, который, например, определяет ошибку р0120, указывающую на неисправность датчика положения дроссельной заслонки.
- В ряде ситуаций повышается потребление горючего.
Во всех вышеуказанных случаях наблюдается неисправность и других узлов в моторе, к примеру поломка дроссельной заслонки. Но при проведении диагностических мероприятий следует удостовериться, что механизм TPS исправен.
Существует два вида ДПДЗ: контактный (пленочно-резистивный) и бесконтактный (магниторезистивный). В большинстве случаев происходит поломка именно контактного датчика. Они функционируют благодаря движению ползунка по резистивным дорожкам. Из-за износа механизма датчик передает неправильные данные электронному блоку управления.
В большинстве случаев пленочно-резистивный TPS ломается по следующим причинам:
- Отсутствует контакт на ползунке. Происходит это потому, что механизм износился либо обломался наконечник. Также может прийти в негодность резистивный слой, в результате пропадает электрический контакт.
- Не происходит повышения линейного напряжения на выходе датчика. Это случается потому, что напыление основы полностью стерлось до основания в той области, где начинает двигаться ползунок.
- Износились шестерни привода ползунка.
- Оборвались провода датчика (питающие или сигнальные).
- Произошло короткое замыкание в электроцепи либо сигнальной цепи ДПДЗ.
У магниторезистивных механизмов отсутствует напыление в виде графитового слоя. Если такой механизм перестает нормально функционировать, то это происходит потому, что оборвало провода либо случилось короткое замыкание. Принцип действия при проведении диагностических работ у обоих датчиков идентичен.
Проверка датчика дроссельной заслонки
TPS можно продиагностировать с помощью мультиметра, для этого механизм прозванивают. Прежде всего нужно сымитировать работу клапана, после – проследить за тем, как изменится напряжение на шкале прибора в режиме звукового контроля.
Если вы услышите хрипы, значит, вместо старого измерительного прибора для определения напряжения нужно установить новый.
Проверка датчика дроссельной заслонки
Чтобы выявить неисправность датчика положения дроссельной заслонки, на СТО специалист действует следующим образом:
- Включает зажигание на машине.
- Отсоединяет фишку от контактов ДПДЗ, подключает ее к тестеру и проверяет, что ток поступает, при отсутствии напряжения механик прозванивает всю проводку, чтобы найти место обрыва.
- Подсоединяет датчик дросселя к мультиметру, бросив один вывод на «массу», а другой — на главный контакт ЭБУ.
- Смотрит показание тока, когда затворка закрыта (человек, находящийся за рулем автомобиля не газует), допустимый показатель данного параметра – не более 0,7 вольт.
- Определяет ток при выжатой педали газа (заслонка открыта) — значение данного параметра – от 4 вольт.
- Отслеживает показания на шкале, параллельно с этим вращая сектор прибора — ток должен повышаться плавно, если этого не происходит, значит, износились или протерлись дорожки.
Также механик проверяет работу механизма при помощи специальной встроенной системы OBD II.
Компьютерная диагностика позволяет считать коды ошибок. После их изучения механик определит, почему возникла неисправность датчика дроссельной заслонки.
Затем автомеханик заменяет механизм, поскольку нужно проанализировать полностью работу узла.
Далее рассмотрим, какие коды ошибок встречаются в большинстве случаев и как их расшифровать: p0120 — неисправна цепь датчика положения дроссельной заслонки; p2135 — не совпадают показания TPS.
Такие коды, как p0122, p0123, p0220, p0222, p0223, свидетельствуют о поломке потенциометра.
Также выход из строя TPS случается при повреждении проводки. Данная проблема может возникнуть при использовании низкокачественных материалов, к примеру изоляции. Когда новый регулятор будет установлен, следует стереть данные об ошибке из памяти ЭБУ. Чтобы это сделать, сбросьте клеммы АКБ на четверть часа, после этого снова подключите аккумулятор.
Опытный механик сможет понять, что TPS неисправен или вышел из строя и требуется его настройка, проанализировав особенности поведения педали газа. Например, во время разгона будут чувствоваться провалы, машина при этом перемещаться рывками. Двигатель также работает с сильными вибрациями при отпущенной педали акселератора.
Проверка датчика дроссельной заслонки
Что делать с неисправным датчиком
- Устанавливаем другой механизм вместо вышедшего из строя
При проведении диагностики вы можете определить, что ДПЗД неисправен. В этом случае придется устанавливать новый датчик. Потребуется минимальный набор специнструментов, крестовая отвертка, а также немного времени.
Чтобы заменить датчик, следует выключить мотор, сбросить клеммы АКБ. После этого отсоединяем разъем датчика, на нем есть специальный фиксатор. Затем необходимо открутить 2 винта, закрепляющие датчик к дроссельному узлу. Теперь вы сможете легко снять механизм с оси дроссельной заслонки. У вас получится установить новый механизм, действуя в обратной последовательности. Важно удостовериться, что дроссельная заслонка закрыта.
При покупке нового датчика обратите внимание на то, чтобы в комплекте было уплотнительное кольцо. Его устанавливаем между ДПДЗ и патрубком дросселя. Обязательно снимите старое кольцо, прежде чем менять механизм на новый. Когда TPS будет установлен, зафиксируйте его крепежными винтами, чтобы уплотнительное кольцо сжалось. После этого подсоединяем разъем, крепим его защелкой. Далее отсоединяем АКБ на 3-5 мин. Данная манипуляция нужна для того, чтобы обнулить старые коды ошибок в электронной системе управления автомобиля, поскольку в большинстве случаев они сохраняются.
- Регулируем TPS при обнаружении его неисправности или поломки
В ряде ситуаций требуется отрегулировать механизм TPS, если он функционирует неправильно. Если эта манипуляция поможет, заменять механизм не потребуется. Регулировка необходима, если наблюдаются симптомы того, что устройство вышло из строя.
Чтобы отрегулировать датчик, потребуется мультиметр и провода. При выполнении этой работы важна точность, так как если вы допустите ошибку, действуя по наитию, ЭБУ будет принимать неправильную информацию. В результате система управления автомобилем станет неправильно дозировать топливно-воздушную смесь. Это приведет к неприятным последствиям для автовладельца, состояние машины ухудшится.
Прежде чем приступить к регулировке, расширяем крепежные отверстия датчика. Это необходимо для того, чтобы вы смогли провернуть датчик вокруг своей оси.
Вы можете снять разъем датчика либо оголить маленький участок проводов разъема, которые находятся под кожухом. Для вас важны лишь два провода: чаще всего синего цвета (+) и черного (масса). Они нужны, чтобы определить электронапряжение во время регулировки устройства. После снятия разъема подсоедините электропровода мультиметра к контактам на датчике. После того как вы выполните эту манипуляции и надежно закрепите подсоединенные к датчику провода, установите механизм обратно. Не нужно закручивать крепежные винты до упора. Важно, чтобы датчик не болтался, и вы могли провернуть его.
Далее осторожно вращайте датчик против либо по часовой стрелке, пока на устройстве не появятся следующие показания: 0,55-0,56 В. Если потребуется, расширьте крепежные отверстия, так угол поворота станет больше. Установив нужные параметры, прочно зафиксируйте TPS. Затем нужно сделать контрольный замер напряжения. Если потребуется, открытые участки проводов нужно заизолировать.
Как видите, отрегулировать TPS при его поломке или неправильном функционировании получится у каждого. Чтобы исключить возникновение серьезных неисправностей, следует регулярно менять данный механизм, если он вышел из строя и не подлежит регулировке.