Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
до
Закажите комплект от 250 т.р. и окупите его уже в 1й месяц
ВЫбрать комплект
АКЦИЯ ДО 
14.12.2023 Автосервис
1106
Время чтения: 12 минут

Нагар на свечах зажигания: виды и причины образования

Сохранить статью:

Что это такое? Нагар на свечах зажигания – результат некачественного топлива, сбитых настроек зажигания или проблем с маслом. Может быть белого, черного, коричневого, желтого и даже зеленого цвета.

Что делать? Нагар можно отчистить пескоструйкой или с помощью химии. Для профилактики свечи зажигания нужно проверять через каждые 15-20 тысяч километров, чтобы вовремя заметить образование налета и провести диагностику автомобиля.

 

Причины нагара на свечах зажигания

Электродные искрообразователи — свечи зажигания — представляют собой устройства, ответственные за горение топлива и обеспечение стабильного температурного режима после детонации. Владельцу автомобиля важно знать о типичных факторах, приводящих к образованию нагара на свечах зажигания. Эти сведения помогут вовремя обнаружить возможные неисправности в функционировании ДВС и предотвратить серьезные повреждения.

Причины нагара на свечах зажиганияПричины нагара на свечах зажигания

Юбка свечи постоянно находится в камере сгорания. Нижняя часть детали подвергается значительным нагрузкам, вызванным различными факторами:

  • детонация горючего;
  • избыточное давление;
  • воздействие термических и химических процессов.

Со временем состояние свеч претерпевает изменения: на их поверхности накапливаются остатки веществ, а на изоляторе появляется налет. Зная, что означает нагар на свечах зажигания, можно понять, какие процессы влияют на работу ДВС, и принять меры по предотвращению проблем.

Виды нагара на свечах зажигания

Механики выделяют несколько разновидностей состояния электродов свечей зажигания:

  1. Сухая свеча без нагара.
  2. Мокрая свеча.
  3. Черный глянцевый нагар.
  4. Черный бархатный нагар.
  5. Белый (светлый, серый, светло-коричневый) глянцевый нагар.
  6. Белый (светлый, серый, светло-коричневый) рыхлый бархатный нагар.

Чистые и сухие свечи при откручивании указывают на несколько ключевых аспектов. Во-первых, устройства были недавно установлены, и их пробег составляет всего 1-2 тысячи километров. Во-вторых, работу ДВС можно назвать идеальной. Это явление часто наблюдается у владельцев автомобилей, которые щепетильно относятся к качеству топлива и избегают чрезмерной нагрузки на мотор, обеспечивая равномерную работу на средних оборотах.

Цвет и фактура нагара на свечах зажигания тоже могут дать подсказку о состоянии сгорания и эффективности работы двигателя. Мокрая свеча — знак того, что с карбюратором (или инжектором) что-то не так. В цилиндры поступает избыточное топливо. Со временем такая свеча покрывается сначала черным и бархатным лохматым нагаром, который, постепенно закоксовываясь, превращается в твердый лаковый. Это может привести к тому, что мотор заглохнет, если его вообще получится завести.

Понимание того, что значит нагар на свечах зажигания, позволяет водителю осознать, как происходит процесс сгорания и какие проблемы с силовым агрегатом могут возникнуть.

 

Причины черного нагара на свечах зажигания

Какой нагар должен быть на свечах зажигания? Часто в Интернете можно встретить утверждение, что черный нагар самый распространенный. Но на самом деле светлые оттенки встречаются гораздо чаще. Причина проста: заботливых владельцев автомобилей гораздо больше, чем тех, кто относится к своим машинам неряшливо. Это статистика.

Причины черного нагара на свечах зажиганияПричины черного нагара на свечах зажигания

Чтобы мотор работал как часы, не забывайте проводить техобслуживание, менять свечи и регулярно диагностировать системы питания и зажигания. Так вы поддержите свечи в отличной форме и продлите срок службы двигателя на долгое время.

Черный нагар на свечах зажигания (инжектор или карбюратор), сопровождаемый сухим рыхлым налетом, также свидетельствует об избытке топлива в смеси. Бархатный налет представляет собой сажу, то есть несгоревшие частицы топлива. Однако это не всегда значит, что неисправна именно топливная система. Такое явление часто обусловлено характером езды по городу, включая пробки и медленные передвижения, когда расход топлива буквально «стреляет вверх», и мотор чаще находится в режиме холостого хода. В таких случаях в цилиндры поступает избыточное количество бензина.

При диагностике учтите, что выявление неисправностей требует специализированного оборудования, доступного только в сервисных центрах. Для устранения проблем применяются различные методы, в основном программные коррекции. Нагар на свечах зажигания может иметь разные причины как в системе карбюратора, так и в системе впрыска.

Черный нагар на свечах зажигания (карбюраторный двигатель) — это также признак переобогащенной смеси. Причиной возникновения черного маслянистого налета может быть негерметичность иглы или принимающего клапана под поплавком, а также неоткалиброванные жиклеры. Однако чаще всего проблемы связаны с износом, люфтами, маслением или закоксовыванием заслонок карбюратора. В случае более современных карбюраторов, таких как «Солекс», переобогащение смеси может возникнуть из-за сбоев в работе электронного клапана холостого хода (система ЭПХХ).

Чтобы справиться с черным налетом, вызванным поступлением моторного масла в камеру сгорания, водители часто пытаются отрегулировать клапаны и заменить маслосъемные колпачки своими руками. Но если это не помогает, следует провести предварительную диагностику с использованием специальных инструментов, точно выявить причины и выбрать эффективные методы ремонта. Важно понимать, почему на свечах зажигания появляется черный нагар, прежде чем принимать меры по устранению этой проблемы.

Опытный водитель или квалифицированный механик способны провести анализ нагара на свечахзажигания, его видов и причин, даже не выкручивая элементы зажигания. Для этого достаточно осмотреть выхлопную трубу.

Например, серая, сухая и слегка бархатистая внутренняя поверхность выпускной трубы указывает на удовлетворительное состояние ДВС. А наличие плотного слоя «черного шоколада» на пальце после внутренней проверки выхлопной трубы может свидетельствовать о возможных проблемах с маслосъемными кольцами. При обнаружении белого пара, черного или серого выхлопа рекомендуется обратиться за помощью к квалифицированным мотористам.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
232 084 ₽
В кредит от 7 736/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Причины белого нагара на свечах зажигания

Такой вид нагара, скорее, свидетельствует о нормальном состоянии силового агрегата. Белый нагар на свечах (который может быть светло-серым или светло-коричневым) является нормальным, однако здесь также присутствуют некоторые особенности. Стоит отметить, что белый нагар на свечах зажигания (с инжектором или карбюратором) может иметь разные причины.

Причины белого нагара на свечах зажиганияПричины белого нагара на свечах зажигания

Чисто белый нагар на свечах зажигания обычно возникает по причине обедненной топливной смеси, а в карбюраторных моторах — из-за избыточного угла опережения зажигания, установленного на трамблере (прерывателе-распределителе). Некоторые автомеханики утверждают, что чрезмерно бледный оттенок также может указывать на использование свечей с несоответствующим калильным числом. Решение подобной проблемы заключается в подборе комплектующих в соответствии с регламентами изготовителя данного авто или ДВС.

При извлечении свечей большее внимание следует уделять не только цвету нагара, но и длине и состоянию электродов — как центрального, так и боковых. Увеличенный зазор между электродами может привести к увеличению расхода топлива до 25 %, что составляет четверть от установленной нормы.

Также нужно отметить, не появился ли коричневый нагар на свече зажигания в районе ее резьбовой части. Обнаружение коричневого ободка на изоляторе свидетельствует о проблемах в виде «горения» или «пробоя» свечи, и эти факторы более значимы, чем цвет налета (хотя в процессе диагностики следует учитывать и этот симптом).

Красный, желтый и зеленый цвета нагара на свечах зажигания

Красный нагар на свечах зажигания свидетельствует о добавлении специального стабилизатора топлива — ферроцена. Эта присадка содержит железо и применяется для повышения октанового числа бензина (и увеличения его стоимости). Цена такого топлива весьма привлекательна, особенно для оптовых закупщиков, а водители отмечают положительное воздействие ферроцена на работу мотора, машина быстрее разгоняется и сразу реагирует на малейшее нажатие педали газа.

Красный, желтый и зеленый цвета нагара на свечах зажиганияКрасный, желтый и зеленый цвета нагара на свечах зажигания

Желтый и зеленый нагар на свечах зажигания обсуждается в Интернете и в беседах с мотористами, однако встречается нечасто. Рекомендация здесь проста: выберите другую автозаправочную станцию для заправки вашего автомобиля. Продавец может добавлять экзотические присадки, которые, с одной стороны, придают плавный ход машине, а с другой — снижают себестоимость топлива для продавца. Подобные практики чаще встречаются на небольших и несетевых автозаправочных станциях, что подчеркивает важность выбора проверенных АЗС, как рекомендуют и авторитетные автомобильные издания.

Красный, желтый и зеленый цвета нагара на свечах зажиганияКрасный, желтый и зеленый цвета нагара на свечах зажигания

 

Как проверить свечи зажигания и почистить их

Эффективность ДВС тесно связана с состоянием свечей зажигания. Наличие нагара не только служит признаком возможных проблем, но также существенно ухудшает качество искры. Понимание, о чем говорит нагар на свечах зажигания, становится ключевым в обеспечении бесперебойной работы мотора.

Проверять нужно только что установленные элементы, обкатанные на протяжении 150–200 км. При визуальной оценке нагара на свечах зажигания используйте фото и описания распространенных видов налета. Процесс проверки включает следующие этапы:

  1. Установка нового комплекта элементов.
  2. Обкатка автомобиля на протяжении 150–200 км.
  3. Демонтаж компонентов с последующей визуальной проверкой.
Перед проведением данного тестирования рекомендуется осуществить детальную проверку датчика Холла.

Существует несколько методов очистки свечей:

  1. Удаление окалины щеткой и шкуркой.
  2. Очистка пескоструйным методом.
  3. Ультразвуковая обработка.
  4. Химическая очистка.

Механическая очистка с помощью металлической щетки и наждачной бумаги — наиболее простой способ избавления от налета. Автолюбитель может удалить отложения довольно легко. Однако при этом существует риск повредить изолятор свечи и оставить царапины или нарушить межэлектродный зазор. Важно учитывать, что нагар на свечах зажигания на изоляторе требует особой осторожности для избежания потенциальных повреждений.

Применение пескоструйной очистки также относится к категории механических методов. Этот прием широко используется в многих автомастерских, оборудованных установками со сжатым воздухом. Высокая эффективность этого бюджетного метода позволяет успешно устранять отложения.

Как проверить свечи зажигания и почистить ихКак проверить свечи зажигания и почистить их

Ультразвуковая обработка включает использование химических веществ и воздействие звуковых волн. Однако следует отметить, что данный метод не способен полностью исключить избыточные отложения.

Использование химических веществ представляет собой наилучший метод очистки. Для устранения сильного нагара на свечах зажигания можно применять уксус, ортофосфорную кислоту и даже кока-колу.

Лучше не допускать, чтобы свечи зажигания дошли до критического состояния. Регулярная проверка и замена компонентов гарантируют надежный запуск и бесперебойную работу автомобиля.

Часто задаваемые вопросы о нагаре на свечах зажигания

  • Как предотвратить образование нагара?

Во-первых, настоятельно рекомендуется устанавливать высококачественные свечи зажигания и периодически их обновлять. В зависимости от типа ТС и условий эксплуатации интервал замены может варьироваться от 20 до 100 тысяч км пробега. Важно следить за качеством бензина и, если нужно, переходить на лучшее топливо. Регулярное техобслуживание машины, включая проверку системы зажигания, также является эффективным способом предотвращения образования черного, коричневого, серого и любого другого нагара на свечах зажигания.

  • Почему нагар образуется неравномерно?

Состав воздушно-топливной смеси, неравномерное смешивание воздуха и топлива в цилиндрах приводит к неравномерному сгоранию и, следовательно, к формированию не совсем нормальногонагара на свечах зажигания. Это может быть вызвано неисправной работой системы впрыска или регулятора давления.

Причина бывает и в качестве искры: если свечи зажигания не генерируют достаточно мощные и стабильные искры, возникает риск неполного сгорания топливной смеси и образования неравномерного нагара. Это может быть обусловлено износом свечей зажигания, дефектами катушек зажигания или неполадками в электрической системе зажигания.

  • Какие ошибки чаще всего совершают водители?

При запуске инжекторного двигателя при минусовой температуре и нестабильной работе некоторые водители сразу же проверяют свечи зажигания. И если видят черный нагар на свечах зажигания (инжекторного или карбюраторного двигателя), делают поспешные выводы о причинах. Необходимо учесть, что образование нагара может происходить во время холодного старта, когда смесь принудительно обогащается. Нестабильная работа нередко вызвана плохим состоянием высоковольтных проводов. Если мотор ведет себя странно, прокатитесь на новых свечах хотя бы 250–300 км перед диагностикой. Это поможет получить более точные результаты.

Нагар на свечах — явление неоднозначное, связанное со многими обстоятельствами, в том числе неисправностями автомобиля. Чтобы избежать проблем, меняйте их регулярно, берегите машину и не забывайте о техосмотре.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽