О чем речь? Момент затяжки вкладышей двигателя требует особой внимательности и точности. Коренные и шатунные подшипники – неотъемлемая часть мотора, которая обеспечивает правильную работу коленчатого вала и его соединения с шатунами. Верно затянутые вкладыши не только гарантируют надежность и долговечность двигателя, но и способствуют его эффективной работе.
На что обратить внимание? Одним из ключевых моментов при затяжке является последовательность работы. Начинают с коренных подшипников, так как они основа для установки шатунных. Важно следить, чтобы все вкладыши смазывались равномерно и достаточно, избегая возможности перекоса в местах затяжки.
В этой статье:
Что собой представляют вкладыши скольжения
Двигатель внутреннего сгорания — это сложная система, включающая в себя множество компонентов: как больших деталей, так и мелких. Один из ключевых элементов этой системы — коленчатый вал. Эта деталь отличается значительными размерами и играет важную роль в работе мотора.
Основная функция коленвала — преобразование поступательных движений поршней во вращательное движение. Далее это движение передается на ведущие колеса авто через трансмиссию. Коленвал отличается высокой стоимостью и сложностью производства, поэтому его конструкция продумана таким образом, чтобы максимально продлить срок службы компонента.
Подшипники скольжения представляют собой опорные элементы для деталей типа валов. Задача этих запчастей — распределение и перенос нагрузки на другие части механизма. Существует несколько разновидностей подшипников:
Радиальные подшипники
Необходимы для передачи сил, действующих в радиальном направлении, то есть перпендикулярно оси цапфы.
Упорные подшипники
Основной задачей этих элементов является восприятие и передача сил, действующих параллельно оси цапфы.
Радиально-упорные подшипники
Эта разновидность подшипников способна воспринимать как радиальные, так и параллельные силы по отношению к оси цапфы.
Вкладыши в двигателе внутреннего сгорания — это компоненты, обеспечивающие долговечность и надежность работы коленчатого вала. Коленвал должен вращаться непрерывно и долго, и для этого требуются особые условия, предотвращающие его преждевременный износ.
Товары из категории
Здесь не помогут роликовые или шариковые подшипники. Вместо этого используются специальные подшипники скольжения из мягких металлов, которые берут на себя основную нагрузку, тем самым защищая коленвал от износа. Именно поэтому точный момент затяжки вкладышей является одним из основных факторов, обеспечивающих нужные условия для надежной работы вала.
Что собой представляют вкладыши скольжения
Подшипники покрываются антифрикционным слоем для снижения трения. Кроме того, в местах контакта с валом их смазывают маслом, которое подается под давлением из смазочной системы. Правильный зазор между подшипником и валом гарантирует достаточную смазку, обеспечивая скольжение деталей в масле, а не трение.
При эксплуатации двигателя зазор постепенно растет, что ведет к снижению давления в смазочной системе, увеличивая трение и ускоряя износ вкладышей и шеек вала. Недостаточное давление в смазочной системе негативно влияет на все связанные с ней узлы двигателя. Опытные водители могут узнать, когда нужен серьезный ремонт, наблюдая за показателями давления масла на приборной панели.
Существуют два типа вкладышей: для коренных шеек коленвала и для шатунов. Детали изготавливаются по одной технологии, но имеют разные размеры, причем шатунные обычно меньше диаметром.
Виды вкладышей коленвала
Вкладыши коленвала обеспечивают необходимый момент вращения для работы ДВС. Кроме того, подшипники защищают некоторые детали, что повышает долговечность и надежность работы мотора, что, в свою очередь, влияет на общую производительность авто.
В зависимости от конструктивных особенностей можно выделить два основных типа подшипников скольжения:
- Коренные. Эти подшипники устанавливаются в контакте с той частью коленчатого вала, где тот проходит через ДВС.
- Шатунные подшипники. Как правило, располагаются на шейках коленвала.
Признаки износа коренных и шатунных вкладышей
Сила, необходимая для затяжки шатунов, важна для определения степени износа элементов в механизме. Примечательным фактом является то, что шейка коленчатого вала изнашивается быстрее несмотря на более высокую твердость по сравнению со вкладышами.
Износ происходит из-за того, что вкладыши накапливают маленькие частицы, которые смешиваются с маслом и попадают в микроскопические зазоры. Эти частицы царапают поверхность шейки коленвала, что с течением времени может привести к изнашиванию детали и снижению эффективности механизма.
Признаки износа коренных и шатунных вкладышей
Из-за этой особенности необходимо регулярно менять вкладыши для надежной работы механизма. Чтобы узнать, что пришло время заменить вкладыши, можно измерить расстояние между ними и поверхностями вала.
- В шатунных подшипниках зазор не должен превышать 0,1 мм.
- Для коренных подшипников это значение не должно превышать 0,15 мм.
Общей рекомендацией является замена вкладышей в момент проведения капитального ремонта ДВС. Особое внимание следует уделить моменту затяжки шатунных вкладышей при ремонте двигателя ВАЗ, чтобы обеспечить надежную работу компонентов.
Как проверить зазор между вкладышем и коленвалом
Для измерения зазора между вкладышами и коленвалом существуют два основных метода:
- Использование микрометра. При этом желательно, чтобы измерительный инструмент обладал точностью до 0,001 миллиметра.
- Использование специальной калиброванной проволоки из пластика:
- Перед началом процедуры необходимо тщательно очистить рабочие поверхности вкладышей и шеек коленчатого вала.
- Между вкладышами и шейками вала укладывается специальная проволока.
- В зависимости от того, какая шейка проверяется, устанавливается шатун вместе с крышкой или крышка коренного подшипника.
- Далее завинчивают резьбовые соединения, определяя необходимый момент затяжки. Например, для автомобилей ВАЗ момент затяжки вкладышей составляет 51 Н·м. Для других моделей авто следует обратиться к руководству пользователя.
- После завершения затяжки соединений узел снова разбирают и достают проволоку. Сплющенная проволока затем измеряется с использованием шкалы, обычно прилагаемой к комплекту, для определения величины зазора.
Момент затяжки вкладышей
Очевидно, что правильно настроенный момент затяжки коренных и шатунных вкладышей играет важную роль. Теперь давайте рассмотрим собственно процесс сборки.
При сборке двигателя начинают с установки коренных вкладышей, и важно помнить, что средний вкладыш отличается от остальных. Перед монтажом подшипников необходимо удалить смазку-консервант и нанести немного моторного масла на поверхность.
Затем крышки постелей вала устанавливаются и затягиваются согласно рекомендованному моменту затяжки, указанному в руководстве по эксплуатации или специальной литературе по ремонту ДВС. Например, момент затяжки коренных вкладышей для «Лады-Приоры» автопроизводителя ВАЗ составляет от 64 до 81 Н·м, а для двигателей ВАЗ 2108 — от 68 до 84 Н·м.
После этого устанавливают шатунные вкладыши. Важно точно устанавливать крышки на места, учитывая маркировку, произвольная установка недопустима. Момент затяжки шатунных вкладышей обычно меньше, чем у коренных, и находится в пределах от 43 до 53 Н·м. Например, для той же «Лады-Приоры» этот показатель для коренных вкладышей составляет 68,31–84,38 Н·м, а для шатунных подшипников — 43,3–53,5 Н·м.
При сборке следует использовать только новые запчасти. Старые детали могут быть изношенными или иметь другие дефекты, и это способно вызвать отклонение от рекомендованных стандартов. В таких случаях при затяжке болтов целесообразно ориентироваться на верхний предел рекомендуемого момента, указанного в техническом руководстве.
Момент затяжки вкладышей
После затяжки болтов рекомендуется прокрутить коленчатый вал. На валу есть специальное место, куда нужно вставить ключ. Прокручивая вал по часовой стрелке, можно выявить потенциальные неисправности, например разрыв поршневого кольца. Затем следует повторная проверка затяжки всех болтов с использованием специального ключа, чтобы гарантировать точное соответствие заданному моменту затяжки.
Очень важно качественно затянуть болты, потому что от этого зависит, насколько крепко будут подшипники сидеть на валу. И это непосредственно влияет на то, насколько эффективно станет работать мотор. Недостаточно затянутые болты могут привести к нарушению смазочного цикла, из-за чего возникает риск разлома вкладыша. Перетянутые болты, в свою очередь, вызовут недостаток смазки из-за перегрева вкладыша.
Если закрутить болт неправильно, вкладыш может повредиться или расплавиться, из-за чего потребуется капитальный ремонт двигателя.
Порядок затяжки
Для обеспечения правильной затяжки болтов, деталей двигателя, клапанов и других элементов механизма необходимо строго соблюдать соответствующую технологию процесса. В частности, точный момент затяжки вкладышей критически важен для надежной работы и предотвращения износа или поломки деталей.
Согласно технологии, выполняем следующие действия:
- На подготовительном этапе приступаем к разборке крепежных соединений, устраняем грязь и коррозию.
- На предварительном этапе аккуратно, без лишних усилий закручиваем гайку на болт или конец шпильки. При соединении нескольких крепежных элементов на одной детали важно затягивать равномерно и постепенно, чтобы избежать деформаций и перекосов. Профессионалы также обращают внимание на резьбовые соединения, находящиеся на противоположных концах, и могут использовать один или два болта (шпильки).
- На завершающем этапе резьбовые элементы, такие как гайка-болт или гайка-шпилька, затягиваются до указанных величин, согласно таблицам и рекомендациям, при помощи динамометрического ключа. Использование инструмента гарантирует точное соблюдение установленных параметров и исключает чрезмерное или недостаточное затягивание.
Контроль затяжки
Использование динамометрического ключа при работе с крепежными деталями, такими как гайки и болты, имеет важное значение, и вот почему. Во-первых, при попытках затяжки с использованием обычного накидного или ручного ключа часто возникают две проблемы:
Недостаточная затяжка
Слабая затяжка крепежных элементов может вызвать образование зазора и избыточное тепло, что приводит к ослаблению и возможному выходу из строя болтов, а некоторые детали могут просто отвалиться. Это особенно опасно для колес, а также компонентов системы рулевого управления и тормозной системы, из-за этого даже может произойти серьезная авария с летальным исходом.
Чрезмерная затяжка
Автомеханики не всегда осознают, насколько сильно могут затянуть крепежные элементы. Фактически чаще всего проблемой является именно чрезмерное затягивание, а не недостаточное. Перетягивание болтов и крепежных деталей может привести к недопустимой деформации, изгибу или даже повреждению как самих болтов, так и соединяемых деталей.
Контроль затяжки
При техническом обслуживании всегда следуйте заводскому руководству. Инструкция позволяет правильно выполнить все необходимые действия и достичь желаемых результатов.
Вот несколько общих советов относительно использования динамометрического ключа:
- Перед установкой болтов и деталей следует тщательно очистить все элементы от ржавчины, грязи и других загрязнений, чтобы соединение было надежным. Если ржавчины много, для удаления можно использовать проникающее средство, такое как WD-40, но перед установкой гаек или болтов следует обязательно удалить остатки средства.
- Далее необходимо настроить динамометрический ключ на рекомендуемое давление затяжки, которое обычно указывается в руководстве по техническому обслуживанию. Чтобы настроить динамометрический ключ, нужно смотреть на цифры, которые находятся снизу. Важно точно следовать инструкциям, потому что каждый ключ устроен по-своему.
- При затяжке рекомендуется действовать в два этапа. Сначала ключом заворачиваем гайку или болт в деталь так, чтобы крепеж был крепко, но не слишком туго закручен. Затем используем динамометрический ключ, установленный на нужный крутящий момент. Затяжка вкладыша двигателя продолжается до характерного щелчка в ручке ключа, после чего следует повторная затяжка до второго щелчка, подтверждающего правильную настройку.
Часто задаваемые вопросы о моменте затяжки вкладышей
В каких единицах измеряется момент затяжки?
Момент затяжки измеряется в ньютон-метрах (Н·м). Чтобы понять, какое усилие нужно приложить для вращения, нужно умножить силу, которую применяют к валу, на силу, действующую на вал в другом направлении. Это простое вычисление позволяет точно определить момент затяжки болтов коренных вкладышей, что является важным параметром для монтажа и ремонта.
Что значит момент затяжки?
Момент затяжки — это механическое усилие, применяемое при закручивании крепежных элементов в резьбу. Недостаточное усилие при вкручивании винта может иметь серьезные негативные последствия в процессе эксплуатации соединения.
Как установить момент затяжки?
Чтобы выставить нужный момент затяжки, можно использовать шкалу, находящуюся на корпусе соответствующего инструмента. При достижении необходимого момента затяжки при закручивании специальный механизм активирует фиксатор, который предотвращает превышение силы затяжки и издает характерный щелчок.
Какое усилие необходимо для затяжки головки блока цилиндров?
Последний этап выполняется с усилием 11,5–12 кгс.
Можно ли затягивать с помощью динамометрического ключа?
Динамометрический ключ предназначен исключительно для болтов и гаек. Использование этого инструмента для откручивания или срывания крепежных элементов является недопустимым и может привести к поломке инструмента.
Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей является критически важным для работы ДВС. Иногда эта информация не указана в общем техническом руководстве, поэтому рекомендуется обратиться к специализированной литературе по ремонту и обслуживанию двигателей. Правильное определение момента затяжки перед началом работ поможет предотвратить многие негативные последствия.