Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
23.05.2024 Автосервис
1023
Время чтения: 12 минут

Маховик в двигателе внутреннего сгорания

Сохранить статью:

О чём речь? Маховик – незаменимый элемент двигателя внутреннего сгорания. Этот тяжелый металлический диск играет ключевую роль в работе автомобиля, обеспечивая равномерное вращение коленчатого вала и помогая сохранить инерцию системы.

 

Понятие маховика двигателя авто

Конструкция всех двигателей внутреннего сгорания (и дизельных, и бензиновых) включает в себя маховик. Кривошипно-шатунный механизм, сцепление и система запуска поршневых ДВС работают во взаимодействии с этим узлом, отвечающим за накопление и последующую отдачу кинетической энергии.

Конструктивно маховик, находящийся на коленвале с торца поблизости от задних подшипников, выполнен в виде тяжелого металлического диска, венец которого снабжен зубьями.

Понятие маховика двигателя автоПонятие маховика двигателя авто

Конструкция простейших маховиков двигателей внутреннего сгорания включает:

  • ступицу;
  • радиальный подшипник;
  • первичный диск;
  • дуговую пружину;
  • фланец;
  • зубчатый венец;
  • вторичный диск;
  • вентиляционное отверстие;
  • уплотнительную мембрану;
  • кольцевую камеру, заполненную смазочным материалом.

Принцип работы и назначение маховика

Маховик в поршневом двигателе внутреннего сгорания отвечает за передачу крутящего момента от коленчатого вала на трансмиссию. Этот хорошо сбалансированный узел состоит из тяжелого литого металлического диска с зубчатым венцом, посредством которого осуществляется сцепление со стартером. На транспортных средствах, оснащенных автоматической коробкой переключения передач, к нему крепится гидравлический трансформатор, а на машинах с МКПП – корзина сцепления.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

На размеры и массу маховиков влияют мощность двигателя и число цилиндров. Благодаря большой массе им накапливаются объем кинетической энергии и момент инерции, достаточные для того, чтобы обеспечивать работу ДВС. Как правило, современные автомобили оснащаются четырехтактными моторами. Только один такт из четырех (так называемый рабочий ход) сопровождается выработкой энергии, а в течение трех остальных вращение коленчатого вала происходит именно благодаря маховому колесу.

Маховик в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания:

  • запускает работу двигателя за счет крутящего момента, получаемого от стартера;
  • передает момент силы от коленвала на трансмиссию через диски сцепления;
  • обеспечивает плавную и непрерывную работу мотора.

Принцип работы маховика основан на сжатии пружины, находящейся внутри литого диска, в ходе передачи крутящего момента. Когда усилие достигает определенного уровня, оно начинает передаваться второй части махового колеса, заставляя вращаться элементы трансмиссии. Благодаря такому устройству этот узел снижает загруженность последней, а также гасит колебания, сопровождающие вращение коленчатого вала.

 

Разновидности маховиков

Двигатели внутреннего сгорания современных автомобилей оснащаются маховиками трех видов:

  • сплошными;
  • облегченными;
  • двухмассовыми.

Также принято деление таких устройств на двух- и одномассовые. Рассмотрим данную классификацию подробнее:

Одномассовые

Такие маховики, выполненные в виде цельнолитого металлического диска, отличает конструктивная простота. Популярность данного вида устройств обусловлена их высокой надежностью в сочетании с относительно невысокой стоимостью.

Одномассовый маховик представляет собой литой диск диаметром от 300 до 400 мм с отверстием по центру. Последнее служит посадочным местом для установки на коленчатый вал и выполнено в виде ступицы, которая, помимо основного, оснащена идущими по кругу монтажными отверстиями для болтовых креплений.

ОдномассовыеОдномассовые

Снаружи маховое колесо снабжено контактной кольцевой площадкой и местом, на которое монтируется сцепление. По внешней стороне идет прессованный венец со стальными зубцами.

К недостаткам одномассовых устройств специалисты относят то, что они не способны полностью гасить колебания коленчатого вала, возникающие в ходе работы двигателя.

Двухмассовые

Такие приспособления устанавливают на двигатели высокой мощности. Конструктивно они состоят из двух дисков, объединенных общим корпусом и снабженных демпфирующей системой.

Двухмассовые маховики также называют демпферными из-за системы пружин, заменяющих собой демпферы на ведомом диске сцепления. Крутящий момент передается с некоторой задержкой, позволяющей максимально стабилизировать передачу, сведя к минимуму уровень вибрации.

ДвухмассовыеДвухмассовые

Двухмассовые устройства выгодно отличаются от одномассовых тем, что они:

  • эффективно гасят толчки и вибрации;
  • облегчают переключение передач;
  • увеличивают срок эксплуатации синхронизаторов и снижают скорость изнашивания элементов трансмиссии;
  • снижают расход топлива.
Главные недостатки устройств этого типа – относительная дороговизна и достаточно сложное обслуживание. Кроме того, они чувствительны к перегреву и работе двигателя на малых оборотах.

Облегченные

Обычно установку таких маховиков практикуют тюнинговые мастерские. Небольшой вес этих узлов позволяет улучшить динамику разгона, повысить производительность силовой установки и снизить инерцию.

Несмотря на заметное улучшение динамических показателей и более чуткую реакцию мотора на нажатие педали газа, важно принимать в расчет характеристики конкретного двигателя и сочетать установку такого устройства с комплексом мер, позволяющих повысить технические показатели ДВС.

ОблегченныеОблегченные

Облегченный маховик имеет важное достоинство – позволяет стабилизировать вращение коленчатого вала на малых оборотах, а также уменьшает рабочий объем двигателя, не снижая его мощности.

Подбираем маховик правильно

Верно выбрать маховое колесо, которое оптимально подойдет для установки на конкретную модель транспортного средства, можно, изучив техническую документацию, входящую в комплект поставки, и ознакомившись с информацией о производителе. Специалисты советуют приобретать продукцию проверенных брендов.

В целях экономии времени, а также для того, чтобы гарантированно подобрать подходящую запчасть, лучше всего доверить выбор маховика и его установку профессионалам.

 

Какие проблемы могут возникнуть с маховиком

Как правило, причиной всех неполадок в работе маховика в двигателе становится постепенный износ поверхности его деталей:

Зубчатый венец

Каждый запуск двигателя сопровождается зацеплением бендикса стартера с зубьями махового колеса, которое со временем приводит к их изнашиванию. Чаще всего в первую очередь дает о себе знать износ обгонной муфты, однако со временем из-за стачивания зубьев может начаться пробуксовка стартера.

Диск

В ходе эксплуатации автомобиля на торцевой поверхности маховика, выполняющей роль ведущего диска сцепления, возникают дефекты, вызванные выработкой. Когда водитель отпускает педаль, из-за этих неровностей работа двигателя может сопровождаться вибрациями и пробуксовкой.

Болтовые крепления

Нечасто, но можно столкнуться с неполадками в работе ДВС, причиной которых становятся ослабленные болты. Эта проблема проявляется в появлении незначительной вибрации и шума. Если вовремя не устранить причину, может случиться серьезная поломка. Иногда на пике нагрузок разболтанные крепления попросту срезает.

Демпферы

Проблемы, связанные с износом, утратой упругости или поломкой пружин, чаще всего возникают с двухмассовыми маховиками. Кроме того, со временем могут начать люфтить подшипники.

Работоспособность дорогих двухмассовых маховиков часто восстанавливают путем замены изношенных демпферных пружин и подшипников. Нередко более простым и эффективным способом устранения проблем становится замена. Средняя периодичность выполнения такой процедуры для современных ДВС составляет от 150 000 до 200 000 километров пробега.

Если не наблюдается симптомов, описанных выше, выполнение диагностики нецелесообразно ввиду труднодоступности данного узла. В среднем маховики обладают вдвое большим ресурсом, чем сцепление в сборе. При замене последнего обычно и оценивают работоспособность этого устройства.

Ремонт маховика

Отремонтировать маховое колесо, восстановив его работоспособность, можно не всегда. Обычно ремонт целесообразен при:

  • износе зубчатого венца;
  • нарушении центровки маховика.

В первом случае можно установить новый зубчатый венец, а во втором – отцентровать маховое колесо, предварительно разобрав трансмиссию.

Ремонт маховикаРемонт маховика

Когда изнашиваются диск сцепления или ступица, с помощью которой маховик закрепляется на коленчатом вале, о восстановлении речи не идет. Устранить проблему можно, только заменив узел на новый.

Если речь идет о поломке демпфирующих пружин, ремонт вполне возможен, причем даже в условиях гаража или домашней мастерской. Однако браться за его выполнение без соответствующих навыков и знаний не стоит – лучше обратиться за помощью к профессионалам.

Часто задаваемые вопросы о маховике в двигателе внутреннего сгорания

Где находится маховик?

Поскольку основной функцией махового колеса является стабилизация вращения коленчатого вала, это устройство монтируется именно в задней части коленвала (непосредственно за коренным подшипником и задним сальником) таким образом, что спереди от него находится сам двигатель, а позади – коробка переключения передач.

Оказывает ли маховик влияние на работу силовой установки автомобиля?

На запуске двигателя наличие этого устройства никак не сказывается (при условии, что стартер исправен и справляется со своей работой). Также из-за неполадок в работе махового колеса двигатель не может «троить» или «двоить».

Какие признаки указывают на необходимость замены маховика?

Если двигатель издает стук при пуске «на холодную» или на холостом ходу, возникают шумы при постановке на нейтральную передачу, щелкает, когда вы глушите мотор, или скрипит при запуске, то возможна скорая поломка махового колеса, а значит, оно подлежит ремонту или замене.

Маховик играет важную роль в работе не только двигателя, но и других систем, оказывая влияние на ряд ключевых эксплуатационных характеристик транспортного средства. По этой причине необходимо ответственно и внимательно подходить к обслуживанию и диагностике, а также к выбору запчастей для установки на автомобиль.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...