Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
Успейте получить скидку до 46 000 рублей на весь ассортимент
Только до 5 декабря
Получить скидку
13.12.2023 Автосервис
1046
Время чтения: 13 минут

Клинит стартер: причины и решение проблемы

Сохранить статью:

В чем проблема? Как клинит стартер, не спутает ни один автолюбитель – машина попросту не заводится, не то, что не едет. Хотя бывают случаи, когда устройство начинает барахлить на горячую. В любом случае авто нуждается в осмотре и ремонте.

Что делать? Для начала рекомендуется прислушаться к звукам, раздающимся при повороте ключа зажигания. Быть может, проблема и вовсе не в стартере, а разрядившемся АКБ. Если сомнений нет никаких, то рекомендуется проверить первым делом контакты – это самое простое, что может произойти. В более тяжелых случаях без снятия стартера и его разбора не обойтись.

 

Устройство стартера

Стартер представляет собой электромеханическое устройство, предназначенное для инициирования запуска ДВС. Основной компонент данного механизма — стандартный электромотор.

Поворот коленвала с использованием электромотора — лишь часть успешного запуска. Тут есть кое-какая сложность: необходимо достичь скорости вращения вала не менее 100 об/мин, что требует около 1 000 оборотов от шестерни стартера. После запуска двигателя коленвал обычно вращается со скоростью около 1 000 об/мин, а в холодную погоду даже быстрее. В это время шестерня стартера, взаимодействуя с венцом маховика, достигает 10 тысяч оборотов. Однако при такой высокой скорости вращения якоря можно заметить, как клинит стартер, что несет риск его разрушения.

Поэтому в электромоторе присутствует еще один важный компонент — обгонная муфта, или бендикс. Бендикс работает просто: когда вы включаете стартер, две втулки соединяются с помощью роликов, установленных на пружинах. После запуска двигателя, когда шестерня начинает вращаться быстрее, ролики не могут удерживать втулку, и мотор перестает передавать вращение стартеру. Это может звучать сложно, но на самом деле механизм, который отключает стартер после запуска мотора, устроен достаточно просто.

Устройство стартераУстройство стартера 

Другой важной частью стартера является втягивающее реле. Простыми словами, это переключатель, который делает несколько важных вещей. Когда подается ток, реле направляет бендикс к маховику, а затем с помощью медных контактов («пятаков») включает электромотор. Втягивающее реле не только соединяет части стартера, но и защищает замок зажигания. При пуске мотора ток достаточно сильный (400 А), и без реле замок зажигания быстро выйдет из строя.

После успешного запуска двигателя водитель отпускает ключ (или кнопку), что приводит к прекращению напряжения на втягивающем реле. В результате этого действия пружина возвращает сердечник реле в исходное положение. В этот момент контакты электромотора размыкаются, а бендикс отходит от венца маховика.

В теории весь процесс довольно прост. Однако существуют и другие типы стартеров. Например, на ранних моделях автомобилей втягивающего реле не существовало, и стартер включался нажатием педали: грубо говоря, нога водителя выполняла функцию реле, выталкивая бендикс и замыкая контакты стартера при нажатии на педаль. Также существуют династартеры (фактически, генератор постоянного тока, установленный прямо на коленвале) или пневмостартеры. Рассмотрим возможные неисправности механизма. Два классических случая: стартер не функционирует «на холодную» и клинит стартер «на горячую».

 

А точно ли в стартере проблема?

Проблема может иметь несколько причин: разрядилась батарея, сбои в работе реле, отсутствие надежного контакта, короткое замыкание в обмотках или повреждение механизма стартера. Кроме того, существует несколько характерных «болезней», присущих определенным устройствам.

Дефекты в пусковом оборудовании авто можно разделить на две основные категории: отсутствие контакта (или его нежелательное замыкание) и механические поломки, такие как износ или разрушение. Определить их можно по условиям, при которых у вас не получилось запустить двигатель.

К примеру, после зажигания загорелась приборная панель, прожужжал топливный насос, толкаете ключ во второе положение, а дальше после поворота ключа стартер как будто клинит. Далее может быть пять сценариев:

  1. Авто ни на что не реагирует— под капотом царит тишина, втягивающее реле не щелкает, стартер не вращается, и контрольные лампы на мгновение приглушают свой свет.
  2. Слышны только щелчки, стартер также не активируется, и при этом «приборка» меняет яркость.
  3. Лампы затухают, втягивающее реле издает щелчки, из-под капота доносится напряженное «вок-вок» — стартер вращает маховик, но медленно, с короткими рывками, мотор не заводится.
  4. Помимо щелчка реле, слышится скрежет или стук, ощущается запах горелой изоляции, маховик совершает недостаточное вращение, и двигатель не запускается, а затем вновь восстанавливается тишина.
  5. Реле издало щелчок, стартер вращается, раздается визг (жужжание) или треск, маховик не прокручивается.

А точно ли в стартере проблема?А точно ли в стартере проблема? 

Первый сценарий говорит о возможных электрических потерях в силовой цепи между аккумуляторной батареей и клеммой стартера. Причиной в данном случае может быть отсутствие контакта в управляющей цепи, износ щеток или сбой в работе втягивающего реле.

Второй вариант может указывать на непрочный контакт на «пятаках» или в другом месте цепи. Также возможны ситуации межвиткового короткого замыкания или износа и перекоса втулок, что может мешать электромотору поворачивать бендикс.

Третий случай, скорее всего, указывает на недостаточный уровень заряда аккумулятора, отсутствие надежной электрической «массы» или неисправности, связанные с работой двигателя внутреннего сгорания (например, плотное масло в холодные дни, заедание генератора и т. д.).

Четвертый сценарий явно свидетельствует о внутренней поломке: магниты могли оторваться, щетки раздробиться или повредился игольчатый подшипник. В результате такой поломки стартер клинит и вызывает затруднения при запуске двигателя.

Пятый вариант в большей степени указывает на механическое повреждение бендикса: зубцы могли стереться или разрушиться, муфта не выходит на контакт с маховиком, также могли быть повреждены зубцы планетарного редуктора.

Почему клинит стартер на холодную?

Проблемы с контактом

Ввиду того, что стартер представляет собой электромотор, проблемы с плохим контактом не являются для него исключением.

Водители некоторых машин могут столкнуться с проблемой, когда клинит стартер при запуске на холодную. Стартер потребляет большой электрический ток, особенно на дизельных авто, что затрудняет вращение мотора из-за увеличенного сопротивления при сжатии. Например, на ранних МАЗ-200 стоял стартер с напряжением 24 В, хотя оборудование было 12-вольтовым. Для обеспечения необходимой мощности стартер запускался с использованием двух последовательно соединенных 12-вольтовых аккумуляторов. Впоследствии данная схема была изменена, и МАЗ-200 полностью перешел на 24 В.

При плохом контакте сначала проверьте массу и толстый положительный провод, идущий к стартеру. При необходимости можно попытаться активировать стартер вручную, замкнув контакты на втягивающем реле подходящей проводящей заглушкой. Важно избегать замыкания положительного провода с массой стартера. Если после этого стартер начнет функционировать, вероятно, проблема кроется в самой проводке, ведущей к стартеру.

Товары из категории

Компрессор Aircast поршневой с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Компрессор Aircast поршневой с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
295 434 ₽
В кредит от 9 848/мес
Зарядно-десульфатирующий шкаф Светоч-04-06.40В.50А.R18А(250ВТ).ПК
Зарядно-десульфатирующий шкаф Светоч-04-06.40В.50А.R18А(250ВТ).ПК
  • Напряжение питания, В 40
  • Количество каналов, шт 6
682 560 ₽
В кредит от 22 752/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
331 200 ₽
В кредит от 11 040/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Износ электромотора

Как правило, проявляется в износе щеток или обмоток якоря. Кроме того, на обмотках может произойти короткое замыкание. Существует метод проверки этой неисправности без снятия стартера. Достаточно ударить по стартеру тяжелым предметом. Если после этого механизм начнет работать, то, скорее всего, нужно заменить щетки.

У старых авто стартер может перестать функционировать из-за продуктов износа щеток, а также пыли и грязи, которые накапливаются в процессе эксплуатации. Иногда достаточно тщательной очистки, чтобы восстановить работоспособность механизма. Однако это временное решение, и, если стартер был снят, рекомендуется провести тщательную проверку, чтобы избежать регулярного снятия каждые две недели.

Износ бендикса

Со временем ролики изнашиваются, становятся тоньше и теряют способность клинить втулку. Это приводит к тому, что стартер вращается, но не приводит в движение маховик, что сопровождается характерным звуком. Однако аналогичный звук может издавать и стартер, который клинит из-за механических неисправностей, мешающих подвести бендикс к маховику, например, из-за поломки или значительного износа вилки. Возможны также неполадки во втягивающем реле. В данном случае лучше снять стартер, разобрать его и провести проверку состояния всех элементов.

Износ бендиксаИзнос бендикса 

Дефекты магнитов стартера

Речь идет о том, что магниты попросту отваливаются. Особенно этим «грешат» белорусские стартеры, установленные на многих ВАЗ. Теоретически, оторванный магнит можно приклеить суперклеем обратно, но необходимо учесть правильную полярность.

Интересно отметить, что у любителей «оживлять» стартер молотком (см. выше абзац об изношенных щетках) эти магниты отлетают заметно быстрее. Если они уже были приклеены суперклеем, важно помнить, что после высыхания этот клей становится хрупким. «Ремонт» стартера молотком в данном случае гарантированно приведет к тому, что магнит отвалится. Поэтому увлекаться таким методом не рекомендуется. Если вы уже приступили к ремонту стартера, важно также провести проверку состояния щеток.

 

Почему клинит стартер на горячую?

Проанализируем вторую проблему, связанную с работой стартера, — отказ запуска на разогретом двигателе. «Расследование» следует вновь начать с проверки электропроводки.

Отошли контакты

Возможно, причиной является смещение контакта из-за изменения температурного зазора. Владельцам «жигулей» может быть известно, что в таких случаях необходимо провести очистку или замену контактных «пятаков». Это связано с тем, что при искрении с высоким током температура может достигать тысяч градусов, что приводит к плавлению или прикипанию контактов.

Неравномерное положение якоря

Отошли контактыОтошли контакты 

Наиболее распространены ситуации, когда стартер клинит при запуске из-за перекоса якоря. Причины этого явления обусловлены износом опорных втулок якоря или подшипника. В данном случае якорь наклоняется, что мешает щеткам правильно прилегать к коллектору и может привести к столкновению с магнитами статора.

Это становится причиной избыточного потребления тока стартером, что вызывает перегрев клеммы аккумулятора или перегорание «плюсового» провода, идущего на стартер. Аккумулятор сильно разряжается в процессе работы стартера, и в итоге вращение механизма становится затруднительным, даже когда аккумулятор полностью заряжен.

Ремонт в данном случае предполагает серьезные вмешательства: замену щеток, втулок якоря и проточку коллектора. Если ранее был установлен недорогой стартер, замена механизма на новый более целесообразна. Важно помнить, что экономия в данном случае нежелательна, и следует заменить все изношенные детали.

При восстановлении также осмотрите бендикс и втягивающее реле. Эти детали обычно не подлежат ремонту, понадобится замена.

Стартер редко выходит из строя мгновенно и окончательно. Обычно устройство сперва проявляет симптомы, такие как затрудненный пуск или замедленное вращение двигателя. В таких случаях стоит задуматься о предстоящем ремонте. Если стартер отказал внезапно, следует обратить внимание на состояние проводки.

Существуют еще два фактора, почему клинит стартер, несмотря на то что при этом полностью исправен:

  1. Дефекты замка зажигания. Могут возникнуть из-за обгорания контактной группы, что приводит к невозможности включения стартера.
  2. Износ венца маховика. В редких случаях маховик выходит из строя первым. Поэтому если слышен странный скрежет или не происходит зацепления бендикса с маховиком, дело не всегда в стартере. А если зубцы венца маховика серьезно повреждены или изношены, это может привести к повреждению и самого бендикса.

В самом крайнем случае возможен и перегрев стартера. Так что необходимо помнить, что это устройство — только один из элементов пускозарядной системы, состоянию которой нужно уделять внимание столь же тщательно, как системе охлаждения или тормозной. Машина ценит уход, так что водителю будет нелишним проявить к ней хотя бы немного заботы.

Часто задаваемые вопросы о заклинившем стартере

Как клинит стартер?

Когда ротор стартера заедает, его вал не вращается, то при этом втягивающее реле, как правило, функционирует в обычном режиме (щелчки включения контактов будут слышны). Замедление вращения вала происходит из-за износа втулок или подшипников. Эта неисправность проявляется медленно, поэтому водителю следует обратить внимание на симптомы, возникающие время от времени.

Как определить, что стартер вышел из строя?

Признаки, указывающие на возможную поломку стартера: замедленная реакция стартера — требуется несколько попыток поворота ключа; позднее освобождение от зацепления; затрудненная работа при полностью заряженной аккумуляторной батарее.

Как определить, что стартер вышел из строя?Как определить, что стартер вышел из строя? 

Не забывайте регулярно проверять стартер и связанные с ним детали. С правильным уходом стартер сможет прослужить до 200 тыс. км пробега.

Как выполнить диагностику, чтобы узнать, почему клинит стартер?

Диагностика стартера включает в себя тщательный визуальный осмотр при полном разборе его корпуса. Кроме того, возможно выявление определенных неисправностей с использованием специальных приборов, таких как амперметр и вольтметр, для проверки замыкания проводки стартера.

Стартер — небольшое, но чрезвычайно значимое устройство. Его поломка довольно критична, поскольку мешает запуску двигателя. В большинстве случаев причины проблем связаны с электрической системой авто, плохим контактом, обрывом проводов и др. Поэтому, если стартер клинит, отказывается крутиться и заводить мотор, рекомендуем начать с внимательной проверки контактов (основной «массы», реле, замка зажигания и т. д.).

close icon
Евгений Ковальчук (менеджер)

Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽