О чем речь? Клеммы на аккумуляторе выполняют важную функцию – передают напряжение от АКБ по проводам к потребителям. Они бывают разного размера, формы, поэтому при замене важно учитывать этот момент, чтобы купить подходящие к модели авто.
Почему выходят из строя? Окисление клемм происходит по нескольким причинам. Самая распространенная – банальное загрязнение подкапотного пространства. К неприятным последствиям также может привести утечка электролита из аккумулятора.
В этой статье:
Разновидности клемм аккумулятора
Клеммы аккумуляторов могут быть расположены двумя способами: прямым и обратным. В прямом расположении плюсовой электрод находится слева, что типично для автомобилей отечественного производства. В обратном – плюсовая пластина располагается справа, что характерно для авто европейского и азиатского производства.
Но разнообразие не ограничивается лишь геометрией расположения клемм на аккумуляторе. Их форма и размер также могут значительно варьироваться. Особого внимания заслуживает европейский стандарт EURO, в рамках которого принята конусообразная форма клемм. Такое устройство клеммы аккумулятора не только эффектно выглядит, но и функционально: диаметр отрицательного контакта составляет 17,9 мм, в то время как положительный выход выделяется диаметром в 19,5 мм у основания конуса и высотой 18,1 мм.
Разновидности клемм аккумулятора
АКБ, произведенные в азиатских странах, используют тип клемм «конус В», который также известен как японский или азиатский стандарт ASIA. Диаметр отрицательного контакта составляет 11,1 мм, положительного – 12,7 мм, высота – 18,1 мм.
Товары из категории
В Европе распространены винтовые клеммы типа Е, в то время как в Америке предпочтение отдают винтовым клеммам типа F с втулками под болт диаметром 12,7 мм. Клеммы для аккумулятора могут быть размещены в разных местах, включая фронтальное (боковое) расположение. Также используются различные комбинации (конусные и винтовые, размещение на АКБ с одной стороны, по диагонали и т. д.).
Клеммы аккумулятора могут быть утоплены в корпусе для избежания короткого замыкания или выступать наружу, в зависимости от его типа (европейского, американского, азиатского). Европейские и американские аккумуляторы имеют одинаковые размеры, с высотой 17,5-19 см для 60 Ач, в то время как азиатские модели могут быть выше – до 22 см – и уже за счет другого расположения электродов. Чтобы избежать потери мощности и гарантировать длительный срок службы батареи, важно использовать правильные клеммы, предназначенные для аккумулятора вашего типа автомобиля.
Причины окисления клемм на аккумуляторе
Если на клеммах аккумулятора вашего авто образовался рыхлый белый налет, это указывает на присутствие сульфата свинца, возникающего от взаимодействия свинцовых клемм с электролитом. В норме кислота остается внутри аккумулятора и не контактирует с клеммами. Следовательно, окисление сигнализирует о неполадках, требующих срочного решения, иначе скоро наступит момент, когда автомобиль не заведется, а аккумулятор будет невозможно восстановить.
Вытекание электролита, ведущее к такой ситуации, вызывают различные факторы:
- Засорение вентиляционных отверстий аккумулятора пылью и грязью, вызывающее повышение давления электролита.
- Повреждение корпуса аккумулятора (трещины, щели у контактов), приводящее к утечке.
- Проблемы с электропроводкой автомобиля, ослабляющие соединение между контактом и клеммой.
- Неплотная затяжка клемм при установке АКБ. Крепление должно быть надежным, но без избыточного давления, чтобы не повредить элементы.
- Перезаряд аккумулятора, при котором электролит перегревается и начинает испаряться.
Диагностика и устранение причин окисления клемм на аккумуляторе
Поиск и удаление загрязнений
Начало работы по поиску и устранению неисправностей клемм и аккумулятора машины начинается с тщательной очистки клемм и самого аккумулятора.
Способы очистки клемм порой вызывают споры. Традиционный метод включает использование металлической щетки и наждачной бумаги, что неизбежно при наличии обширных окислов. Важно при этом не увлечься и не удалить лишнего. Применять саморезы для улучшения контакта с изношенными клеммами — не лучшее решение, так как это может усилить окисление.
Сперва стоит попробовать более щадящие методы, например использовать содовый раствор (столовая ложка соды на стакан воды) и тряпочку. Если сода не справляется, то уже можно приступать к механической очистке с помощью ножа, наждачки и других инструментов, способных удалить окислы. Использование бензина или растворителей для очистки АКБ может только ухудшить ситуацию.
Диагностика и устранение причин окисления клемм на аккумуляторе
Снятие клеммы с аккумулятора является первым шагом при подготовке к очистке и обслуживанию. Затем следует очистить сам аккумулятор. Наличие грязи на его поверхности категорически недопустимо, поскольку это прямой путь к саморазряду и окислению клемм. Тщательная очистка поможет избежать этих проблем.
Важно обратить особое внимание на дренажную систему. Засорение газоотводов может привести к избытку электролита на поверхности и клеммах, вызывая окисление. Засорение увеличивает давление внутри, заставляя пары электролита выходить через доступные отверстия, что может привести к созданию новых щелей в корпусе или его разрыву, особенно при перезарядке.
Целостность корпуса
Следующий шаг — проверка целостности корпуса аккумулятора.
Осматривая батарею во время ее очистки, уделяйте внимание состоянию окисла. Рыхлый налет указывает на избыточное присутствие электролита на поверхности. Если при этом корпус аккумулятора визуально цел и дренажная система не засорена, вероятной причиной может быть частый перезаряд. Это приводит к кипению электролита, а его пары оседают на корпусе, формируя налет окислов.
Для точной диагностики рекомендуется использовать вольтметр для измерения напряжения на клеммах при работающем двигателе и при различной нагрузке на электросистему автомобиля (со включенными и выключенными потребителями энергии). Если обнаружится, что напряжение систематически выше нормы, проблема, скорее всего, кроется в системе зарядки. Устранение этого дисбаланса поможет предотвратить быстрое образование окислов на клеммах.
Целостность корпуса
Если напряжение на клеммах в пределах нормы, следующим шагом будет диагностика самой батареи. Одной из возможных причин перезаряда может быть повреждение какой-либо секции аккумулятора, чаще всего это проявляется в виде внутреннего короткого замыкания. В такой ситуации электролит в оставшихся работоспособными секциях может кипеть, аналогично состоянию перезаряда, в результате чего клеммы быстро покрываются окислами.
Интересно, что в большинстве случаев окислы образуются в большем объеме на плюсовой клемме аккумулятора. Если вы обнаружите белый или голубой мягкий и пушистый налет, это может служить дополнительным сигналом к проверке системы на предмет перезаряда.
Теперь стоит обратить внимание на другой тип окисления — зеленый и твердый налет, который удаляется только с помощью наждачной бумаги.
Обеспечение качественного контакта
Зеленый налет обычно появляется на минусовой клемме аккумулятора, указывая на плохой контакт.
Процедура начинается с осмотра клеммы. Простое подсоединение провода не гарантирует хороший контакт. Клемма должна быть не только чистой, но и надежно закреплена после подключения. Ненадежный контакт может привести к ускоренному окислению из-за перегрева и возникновения паразитных токов. Кроме того, возможно возникновение искр и электрической дуги, которые повреждают клемму и усугубляют контакт, делая окисление более интенсивным.
Важно также убедиться, что аккумулятор надежно закреплен, а провода — правильно зафиксированы, соответствуя стандартам заводской сборки. Частая ошибка — небрежное обращение с АКБ после снятия и установки клемм, особенно если аккумулятор старый и требует регулярной подзарядки вне автомобиля. Небрежное крепление батареи увеличивает вибрацию, ухудшает контакт и способствует окислению клемм, вредя электрической связи. Пренебрегая этим, автовладельцы чаще сталкиваются с окислением клемм.
На интернет-форумах часто обсуждается, можно ли заряжать аккумулятор, не снимая клеммы, и мнения разделяются: некоторые считают это безопасным, в то время как другие предпочитают придерживаться традиционных методов во избежание риска повреждения бортовой электроники.
Обеспечение качественного контакта
Излишняя агрессивность в обращении с АКБ может вызвать проблемы. Использование молотка для ударов по клемме и ее расшатывание для снятия с аккумулятора крайне вредно. Это может вызвать микротрещины, через которые будет вытекать электролит.
Далее следует проверка «массы». Ненадежный контакт заземления может вызвать перегрев провода и клеммы, способствуя их окислению. Особое внимание следует уделить силовым проводам, особенно если установлены дополнительные мощные потребители электроэнергии, такие как сабвуферы с усилителями. Проверка температуры проводов поможет выявить проблему: горячие провода — явный признак неполадок.
Завершающий этап диагностики — проверка генератора и напряжения на клеммах аккумулятора. Если обнаруживается недостаточная зарядка аккумулятора, наличие плотного окисла на минусовой клемме становится неизбежным. Таким образом, точная настройка и контроль зарядного устройства и электросистемы автомобиля важны для предотвращения проблем с аккумулятором.
Часто задаваемые вопросы о клеммах на аккумуляторе
Чем грозит окисление клемм аккумулятора?
Перед длительной стоянкой автомобиля, а особенно зимой, многие автовладельцы задаются вопросом, снимать ли клемму с аккумулятора, чтобы избежать его разряда? Когда автомобиль, оставленный на морозе, внезапно не заводится, виной тому часто бывает недостаточная энергия аккумулятора для запуска двигателя. На холоде масло сгущается, становясь слишком вязким для работы с ослабленным аккумулятором.
В большинстве случаев корень проблемы кроется в окислах, образовавшихся на контактах клемм аккумулятора. Оксидные покрытия увеличивают сопротивление, что приводит к бесполезной трате энергии батареи. В итоге ток, пробивающийся через этот диэлектрик, оказывается слишком слабым, чтобы активировать стартер, особенно при высокой нагрузке.
Простая очистка клемм аккумулятора может полностью устранить неполадку. Советы опытных водителей о том, что необходимо очистить контакты и как снять клеммы с аккумулятора, часто поступают слишком поздно. Когда автовладелец наконец решается на очистку, может оказаться, что сделать это уже непросто из-за сильного окисления.
Какую клемму с аккумулятора снимать первой?
При обслуживании аккумулятора автомобиля существует правило, какую клемму нужно снимать первой: начинать всегда нужно с отрицательной (-) клеммы, а заканчивать положительной (+). Это предотвращает риск короткого замыкания и возможные повреждения электрической системы автомобиля.
При отсоединении отрицательной клеммы сначала цепь разрывается, и току буквально некуда течь. Это обеспечивает безопасность процедуры, поскольку устраняется вероятность случайного создания проводящего мостика между положительной клеммой и другими металлическими частями автомобиля, которые могут быть заземлены. В результате снижается риск возникновения короткого замыкания, что особенно важно во избежание повреждения электроники автомобиля.
При подключении батареи после замены клемм аккумулятора порядок действий обратный: сначала подсоединяется положительная (+) клемма, а затем отрицательная (-). Это гарантирует, что, когда вы восстанавливаете соединение отрицательной клеммы, система уже будет защищена благодаря непосредственному соединению с положительной клеммой.
Как часто чистить клеммы аккумулятора?
Частота чистки АКБ зависит от множества факторов:
- Изначальное качество аккумулятора. Некачественное изготовление, в частности негерметичность верхней части корпуса, может привести к ускоренному испарению электролита и его выплескиванию. Это, в свою очередь, увеличивает риск попадания кислоты на контакты, что способствует ускоренному окислению металла.
- Состав металла сплава. Дешевые аккумуляторы часто изготавливаются из свинцовых сплавов с примесями, которые могут стимулировать самопроизвольное окисление. Это уменьшает долговечность аккумулятора и увеличивает вероятность необходимости его более частого обслуживания.
- Применение изолирующей смазки для клемм аккумулятора. Нанесение специализированных смазок на контакты создает защитный слой, который замедляет окислительные процессы. Выбирая, чем смазать клеммы аккумулятора, необходимо отдать предпочтение составам, предотвращающим коррозию и обеспечивающим долговременную защиту.
В обычных условиях рекомендуется очищать клеммы от окислов не чаще одного раза в несколько месяцев. Однако эксплуатация в экстремальных условиях, таких как высокая влажность, сильные загрязнения или частые температурные перепады, может потребовать учащения процедуры обслуживания для поддержания батареи в рабочем состоянии.
Чем не стоит чистить клеммы на аккумуляторе?
Некоторые водители предпочитают использовать содовый раствор, аргументируя это способностью соды растворять кислотные соли свинца. После такой процедуры корпус аккумулятора действительно выглядит как новый, а клеммы блестят, словно только что с производства.
Однако стоит учесть определенные риски. Действительно, раствор соды может быть использован для выявления незаметных утечек электролита благодаря характерной реакции с образованием углекислого газа и пены, указывающей на место повреждения. Тем не менее важно помнить, что попадание содового раствора внутрь АКБ может существенно ухудшить ее функционирование. Гарантировать полную герметичность во время очистки невозможно.
Еще более спорным является совет по применению органических растворителей, таких как бензин или спирт, для чистки контактов. Не только использование таких легковоспламеняющихся жидкостей представляет собой серьезный риск, особенно рядом с работающим двигателем, но вызывает сомнения и их очищающая способность.
В общем, чтобы сохранить аккумулятор в хорошем состоянии и избежать окисления клемм, нужно немного усилий, но это может принести большую пользу. Не забывайте, какую клемму нужно снимать с аккумулятора первой, а также об использовании защитной смазки для контактов, чтобы продлить срок службы аккумулятора и обеспечить надежную работу автомобиля.