Какую рулевую рейку лучше поставить? Это не частый, но все-таки важный вопрос для автомобилистов. Для грамотного выбора нужно сначала разобраться в особенностях агрегата. Рулевая рейка – это устройство, с помощью которого усилия с руля передаются на кулаки передних колес, и транспортное средство поворачивает в нужную сторону.
Почему это важно? От корректной работы рейки зависят управляемость автомобиля и безопасность дорожного движения, поэтому важно знать признаки ее неисправности, а также критерии выбора новой для замены.
В этой статье:
Виды рулевых реек
Рулевая рейка — это один из важнейших механизмов, входящий в агрегат рулевого управления. Без этого узла было бы невозможно управлять машиной. Каждому водителю стоит знать, как устроен этот механизм, как выполняется его работа и какую рулевую рейку лучше поставить на свое авто. Изучив конструктивные особенности и принцип действия узла, возможно эксплуатировать его правильно, что, в свою очередь, позволит сэкономить на ремонте и покупке новой рейки взамен сломанной.
Виды рулевых реек
Как известно, данная рейка предназначена для передачи усилия от руля на рулевую тягу. Во время вращения руля с помощью этого усилия передние колеса машины поворачиваются в заданном направлении в горизонтальной плоскости. Поскольку руль нельзя увеличивать до бесконечности, а зубчатую передачу — уменьшать, были разработаны новые конструкции рулевого управления. Одно из таких решений – рейка, оборудованная электрическим либо гидравлическим усилителем, с помощью чего управлять автомобилем стало проще, удобнее и безопаснее.
Сегодня в автостроении используют четыре вида рулевых реек:
Механическая рейка
Эта разновидность не имеет дополнительного усилителя. Зачастую устанавливалась на разные марки отечественных машин. Управление такой рейкой и ее обслуживание требует много физической работы, поэтому часто можно услышать, что владелец «жигулей» должен обладать железным здоровьем.
Гидравлическая
Наиболее распространенная разновидность, которую часто называют рейкой с ГУР. Принцип ее работы в том, что при вращении руля механизм приводит в движение один из цилиндров и пропускает через них машинное масло. Возникает разность давлений в системе, за счет чего колеса поворачиваются почти без усилий.
Товары из категории
Электрическая
Иначе ее могут называть рейкой с ЭУР. Для работы узла на торсионный вал устанавливают датчик, который передает на блок управления (ЭБУ) информацию о повороте руля. Кроме того, ЭБУ получает данные об оборотах коленвала и скорости движения машины. Обработав информацию, блок подает сигнал электроусилителю, установленному на саму рейку или на рулевую колонку.
Электрогидравлическая
Часто можно услышать название «гибрид» и ЭГУР. Благодаря электрическому управлению механизм лишен недостатков, присущих ГУР. Его работу возможно настраивать, за счет чего механизм способен экономить энергию. ЭГУР отличается более высокой ценой.
Виды рулевых реек
Механическая рейка устроена довольно понятно. Стоит подробнее узнать о недостатках остальных разновидностей, чтобы понять, какую рулевую рейку лучше поставить на свою машину. Например, для ЭУР характерны следующие минусы:
- Рейку оснащают маломощным электроусилителем, поэтому механизм непригоден для установки в грузовые авто, кроссоверы, пикапы и другую тяжелую технику.
- Когда машина движется на высокой скорости и при повороте руля получается острый угол, электромотор не так эффективно помогает водителю по сравнению с работой при небольшой скорости и более широких углах поворота. Хотя эту особенность возможно нивелировать с помощью настроек ЭБУ, что было бы невозможно для ГУР.
- Высокая цена.
Стоит отметить, что электроусилитель придает бóльшую чувствительность агрегату рулевого управления, экономит энергию и пространство. Еще одно преимущество ЭУР в том, что с ним можно оставлять руль в крайнем положении неограниченное количество времени.
Недостатки гидроусилителя заключаются в следующем:
- Сложное устройство, не самая надежная конструкция. ГУР придется обслуживать чаще, каждые 1–2 года.
- По мере набора или снижения скорости нельзя выбрать режим работы механизма. Гидроусилитель эффективен на малых и средних скоростях, когда водителем не выполняются крутые развороты и маневры и скорость отклика устройства не так важна.
- Не всегда практичный расход энергии. На высокой скорости особой нужды в ГУР нет, и его мощность тратится впустую.
Наиболее современным и перспективным представляется электрогидравлический усилитель. Устройство имеет небольшой размер и при этом способно облегчить работу сложно устроенной системы электронного управления авто. ЭУР и ГУР в наши дни устанавливаются на большинство легковых и грузовых машин.
Рулевая рейка состоит из таких деталей:
- Картер — защитный корпус из алюминия.
- Шестерня (либо червячная передача), соединенная с подшипником и вращаемая за счет движения рулевой колонки.
- Зубчатый механизм, сцепленный с шестерней несколькими пружинами.
- Ограничитель амплитуды — устройство, контролирующее движение механизма. Состоит из расположенных друг напротив друга сальника и втулки тяги.
- Уплотнители, втулки, другие запчасти и расходники.
Основные причины поломки рулевой рейки
Зная, какую рулевую рейку лучше поставить, автовладелец сможет приобрести подходящий ремкомплект и расходники. Конструкция выполняется из прочного металла, поэтому рейку крайне сложно погнуть даже с применением большой силы, а чтобы сломать деталь, понадобится колоссальная нагрузка.
Именно поэтому простые механические рейки остаются исправными долгие годы на старых машинах, в отличие, например, от термостатов. Тем не менее для обслуживания и ремонта механизма требуются уплотнители, подшипники и прочие запчасти, при нарушении целостности которых рейка не станет работать.
Рейки с ГУР имеют неисправность, которая не встречается у других разновидностей. Речь идет о поломках гидроусилителей. Поэтому в автомастерской требуется ремонт и замена цилиндров, а саму рулевую рейку только обслуживают: чистят, проводят дефектовку и заменяют расходники.
Основные причины поломки рулевой рейки
Износ также происходит по естественным причинам. Поверхность даже лучшего металла со временем стирается, покрываясь ржавчиной. Для защиты от коррозии и повреждений на рулевую рейку устанавливают специальные пыльники. Когда на них образуются трещины или надрывы, эти элементы теряют способность защищать рейку от воды, пыли и загрязнений, что увеличивает износ самого механизма.
Ресурс рулевой рейки стремительно уменьшается из-за перегрузок, которые происходят при езде по ямам, кочкам и другим неровностям. На картере возникают трещины, повреждается зубчатый механизм. Поскольку действующая нагрузка передается на рейку по тягам, снизить ее нельзя.
Ресурс стандартной рейки составляет 200–250 тыс. км. Износ может существенно ускориться по следующим причинам:
- Качество дорог и манера вождения.
- Своевременность чистки пыльников.
- Регулярность проверки состояния и замены изнашивающихся деталей.
Таким образом, забывать о рулевой рейке не стоит. Следите за тем, не загрязнены ли пыльники и не повреждены ли другие элементы механизма. Если ездить аккуратно, рейка может прослужить очень долго. После того как вы поймете, какую рулевую рейку лучше поставить, стоит изучить и симптомы неисправностей этого механизма.
Неполадки рейки проявляются во время движения авто. Обычно ремонтопригодный механизм с незначительными неисправностями барахлит только при езде по плохой дороге и наборе скорости. Сильно изношенная рейка дает о себе знать сразу после начала движения. Водитель может столкнуться с такими симптомами неполадок рейки:
- Стук при движении машины.
- Люфт рулевой колонки.
- Руль не возвращается в изначальное положение автоматически.
- Биение руля.
- Протечки гидроусилителя.
- Нужно прикладывать большое усилие, чтобы повернуть руль.
Биение руля может также появиться при изношенных ШРУС или сайлентблоках, повреждениях тормозной системы и амортизаторов. При неисправностях рейки биение появляется именно при езде по неровностям и ямам. В большинстве случаев проблема заключается во втулке.
Основные причины поломки рулевой рейки
Скрип и стук рейки зачастую становится следствием появления ржавчины на вторичном валу. Шум может возникнуть по причине износа сальников или из-за того, что появились люфты в подшипниках первичного вала. Также есть вероятность, что люфтят и стучат зубцы валов.
Важно знать не только какую рулевую рейку лучше поставить, но правила ее эксплуатации:
- Регулярно осматривайте пыльники и своевременно заменяйте их в случае необходимости.
- Перед началом движения нужно сделать несколько поворотов руля в разные стороны, чтобы прогреть гидроусилитель.
- Следите за уровнем масла в цилиндрах гидроусилителя.
- Не фиксируйте руль в крайнем положении дольше пяти секунд.
- Во время стоянки колеса должны стоять прямо и параллельно друг другу.
Критерии выбора рулевой рейки
Перед покупкой новой рейки убедитесь, что старая уже точно не подлежит ремонту. Причина неработоспособности узла не всегда кроется в основной части и может проявиться в других элементах: пыльнике, изнашивающихся деталях; неполадки могут возникать из-за люфтов, тогда элементы нужно просто отрегулировать. Но если рейку починить нельзя, при выборе новой обратите внимание на следующие моменты:
- VIN-код. Поможет отыскать оригинал или бюджетные аналоги, предназначенные именно для вашего авто.
- Код старой рейки. Так вы сможете не гадать, какую рулевую рейку лучше поставить, а приобрести точно такую же.
- Технические характеристики машины. Чтобы подобрать подходящие запчасти, продавцу автомагазина нужно знать габаритные размеры машины, сторону установки руля, вид усилителя, место расположения рейки и т. д.
Стоит отдельно упомянуть покупку б/у и восстановленных реек. К этому варианту автомобилисты обращаются из-за слишком высоких цен на оригинальные запчасти. Поскольку конструкция имеет большой ресурс, даже подержанная рейка способна прослужить приличное количество времени. Однако гарантию этого предоставить невозможно, даже если вы доверяете продавцу. Надежнее приобрести и поставить оригинальную новую запчасть.
Если пыльники не входят в комплект с новой рейкой, обязательно нужно купить и их. Кроме того, понадобятся хомуты и смазка. Без этих материалов даже оригинальная и новая рейка не прослужит по-настоящему долго.
Как и в случае с самой рулевой рейкой, надежнее покупать оригиналы, а не реплики запчастей, ведь их качество контролируется сначала на производстве, а затем повторно в автоконцерне.
Критерии выбора рулевой рейки
Но есть аналоги, максимально близкие к оригиналам. К таким производителям рулевых реек относят компании Bosch, General Ricambi, Spidan, TRW. Опытные автослесари рекомендуют эти фирмы тем водителям, кто хочет приобрести качественные детали дешевле оригинальных.
Кроме того, есть такие европейские производители, как Profit и JP Group, выпускающие внушительное количество различных видов автозапчастей, включая рейки. Продукция этих фирм считается бюджетной, при этом производители не завышают ресурс механизма в описании товара, как это часто встречается у китайских поставщиков.
Если требуется купить только сальники, стоит отметить компании Sasic, Lemförder, Febi и Spidan, поскольку их качество максимально близко к оригинальным запчастям. Хорошие и бюджетные сальники производят Maxgear, Pascal и уже упомянутый JP Group.
Итак, какую рулевую рейку лучше выбрать и поставить? Приобретение б/у рейки может быть весьма выгодным, однако при этом есть определенные риски. Важнее всего правильно определить ресурс, который остался у механизма. К сожалению, нельзя точно узнать это до эксплуатации. Благонадежный частный продавец или магазин готовы вернуть деньги за возврат рейки, если она вам не подошла. Вот что нужно сделать перед покупкой:
- Внимательно осмотреть все части механизма. На картере не должно быть трещин, вмятин и особенно следов сварки. Если присутствуют пятна от машинного масла, обычно это некритично, но лучше выбрать рулевую рейку без них.
- Чаще всего в конструкции первым выходит из строя верхний подшипник и может начать люфтить из-за частых поворотов руля. Допустимый люфт — не более 1,5 мм.
- Проверить втулки на люфты. Для этого нужно взяться за конец рулевого вала и попробовать покачать его из стороны в сторону, затем сделать то же с другим концом. Люфтов быть не должно.
- Проверьте вал рулевой колонки. Необходимо тщательно осмотреть шестерни, чтобы между зубьями не было широких зазоров, центральный зубец не должен быть тонким. Затем нужно зафиксировать конструкцию и проверить вращение вала — крутящий момент должен начать передаваться сразу.
- У ГУР нужно также проверить поршень гидроусилителя. Для этого проворачивают вал туда и обратно, прикрыв отверстия, к которым подсоединяются трубки гидроусилителя. Одно из отверстий должно при поворотах вала всасывать воздух, а второе одновременно выдувать.
Если каждая из этих проверок пройдет успешно, то можно быть практически полностью уверенным, что рулевую рейку можно ставить. Тем не менее могут быть и другие подводные камни. Например, на корпусе бывают мелкие незаметные трещины, которые постепенно увеличиваются. Стоит понимать, что ждать качеств новой рейки от старой не приходится.
Часто задаваемые вопросы о замене рулевой рейки
Нужно ли проверить сход-развал после замены рулевой рейки?
Да, это нужно сделать в обязательном порядке.
Как долго можно использовать машину с нерабочей рулевой рейкой?
Этот узел крайне важен для автомобиля, поэтому ремонт или замену требуется провести сразу.
Как долго способна прослужить рейка?
Если вы знаете, какую рулевую рейку лучше поставить, то вам наверняка известно, что с качественным новым механизмом и по хорошим дорогам автомобиль может пройти 200–300 тыс. км. Однако по обычным российским дорогам рейка не проедет и 100 тыс. км.
Можно ли сломать рулевую рейку?
Для предотвращения выхода конструкции из строя требуется своевременно ее обслуживать. У ГУР нужно периодически менять масло. Нужно следить за герметичностью пыльников, чтобы внутрь не попали вода и грязь. Не следует упираться в бордюр и оставлять машину с вывернутыми колесами, так как из-за этого может погнуться рулевой вал.
Как определить, что стучит – рулевая тяга или рейка?
Чтобы узнать причину шума, нужно обратиться в автосервис, где мастер проведет диагностику, загнав автомобиль на подъемник. Во время диагностики вывешивают колеса, убирают пыльник и тактильно проверяют, какая из частей люфтит: рулевая рейка или тяга.
При соблюдении правил эксплуатации рулевые рейки служат достаточно долгий срок. Большинство неисправностей устраняется при единственном посещении станции техобслуживания. Не ремонтируются обычно детали, которые подлежат естественному износу и трутся при движении, в частности зубцы валов. Проблему решает только замена рулевой рейки.
Стоит заранее узнать, какую рулевую рейку будет лучше поставить: новую оригинальную или б/у. Многие автовладельцы из-за слишком высокой цены на новые запчасти склоняются ко второму варианту, хотя ни рекомендовать, ни отговаривать от покупки подержанной рейки мы не беремся. Ведь если рейку эксплуатировали с учетом всех требований, регулярно обслуживая механизм и заменяя расходники, то есть шанс, что конструкция еще имеет ресурс и способна пройти тысячи километров. От риска купить некачественную б/у деталь не застрахован никто. Приобретение оригинальных запчастей — наиболее надежный вариант.