Какую жидкость лить в ГУР? Чаще всего ответ звучит так: рекомендованную производителем. Но так ли строго нужно придерживать этих рекомендаций?
Как выбрать? Если вы хотите заменить жидкость в ГУР на масло другой марки или изначально не знаете, что было залито в бачок до вас, выясните, что было в гидросистеме с завода. Допускается использование масел, близких по составу оригиналу.
В этой статье:
Функции жидкостей для ГУР
Масло для ГУР выполняет следующие задачи:
- Перенос давления и усилия между узлами системы.
- Смазывание деталей, из которых состоит ГУР.
- Защита механизма от коррозии.
- Отвод тепла для охлаждения системы.
Функции жидкостей для ГУР
Обычно в состав масел для ГУР входят следующие присадки:
- Для снижения трения.
- Стабилизаторы густоты.
- Вещества, защищающие металл от коррозии.
- Стабилизаторы кислотности.
- Красители.
- Противопенные добавки.
- Вещества, предохраняющие от повреждений резиновые детали ГУР.
Масла ATF в основном требуются для решения тех же задач, но имеют несколько особенностей:
- Включают в свой состав добавки, которые необходимы для увеличения силы трения между фрикционами в состоянии покоя, а также уменьшающие их износ.
- Иной состав активного вещества, что обусловлено разными материалами для изготовления фрикционов и ГУР.
Все жидкости, которые используются для гидроусилителя руля, включают в свой состав активное вещество и определенные наборы присадок, отличающиеся в зависимости от марки масла.
Классификация жидкостей для ГУР
Все жидкости, которые используются для гидроусилителя руля, делятся на ATF и PSF. Первые – automatic transmission fluid – это жидкости, которые используются в коробках переключения передач, чаще всего это Dexron II и Dexron III. Их применение в ГУР допустимо, поскольку они выполняют ту же функцию, что и масла для КПП, – передача давления, смазка, охлаждение, предохранение от коррозии.
Некоторые автомобилисты и вовсе предпочитают заливать в ГУР обычное моторное масло. Хотя делать этого не рекомендуется ни одним производителем, ничего страшного здесь нет, поскольку жидкости для мотора также способны выполнять перечисленные выше задачи.
Товары из категории
PSF (power steering fluid) – это жидкости, изначально предназначенные для заправки гидроусилителя руля. Они имеют ряд заметных отличий. В первую очередь это касается наличия в составе ATF присадок, которые помогают снизить трение фрикционов АКП, что снижает их износ. В PSF такие добавки не входят.
Однако в конечном счете это различие мало влияет на потребительские свойства масла, и многие производители автомобилей вполне допускают применение ATF для ГУР. Равным образом некоторые изготовители настоятельно рекомендуют заливать только PSF. Основным моментом при решении вопроса о том, какую жидкость лить в ГУР, является не столько назначение масла, сколько его состав.
Теперь рассмотрим виды масел по их составу. Различают смазки минеральные и синтетические (как и для моторных масел). В принципе, синтетические смазки имеют более устойчивую структуру при нагреве. Это можно было бы считать преимуществом, если в ГУР наблюдались значительные колебания температур на разных режимах работы. На практике этого не происходит.
Классификация жидкостей для ГУР
В большинстве случаев температура в ГУР находится в пределах 80 градусов по Цельсию, и лишь иногда она повышается до 100 градусов. Отдельно следует отметить ситуации, когда запуск двигателя производится в сильный мороз. В этом случае на насос ГУР приходится серьезная нагрузка, и синтетические масла показывают лучшие характеристики. При низких температурах они сохраняют свою структуру и не замерзают, как это может произойти с некоторыми минеральными составами.
Однако недостатком PSF можно считать их активное химическое взаимодействие с резиновыми деталями, что может привести к разрушению последних. На новых моделях автомобилей этот момент не так критичен, поскольку эластичные элементы изготовлены из латекса, но на старых машинах агрессивные PSF могут вызывать проблемы. В результате некоторые производители прямо запрещают заливать такие жидкости в ГУР. В основном это касается немецких брендов, автомобили которых отличаются одинаковым желтым цветом масла и в гидроусилителе, и в коробке переключения передач.
Преимущества и недостатки минеральных и синтетических масел для ГУР
Остановимся подробнее на плюсах и минусах каждого их указанных типов масла.
Достоинства минеральной смазки:
- Не оказывается агрессивное химическое воздействие на резиновые детали.
- Доступная стоимость.
Минусы минеральных масел:
- Повышенная кинематическая вязкость.
- Повышенное пенообразование.
- Короткий срок службы.
Теперь о преимуществах синтетического типа масел:
- Могут использоваться в течение длительного периода времени.
- Пониженная густота.
- Лучшие смазывающие, противокоррозионные, антиокислительные, антипенные свойства.
Минусы синтетических масел:
- Могут повреждать резиновые детали и уплотнители ГУР.
- Могут применяться не во всех моделях автомобилей.
- Высокая стоимость.
Цвета жидкостей для ГУР
Жидкости для гидроусилителя руля различаются по цветам:
Красный
Обладают составом, максимально оптимизированным для ГУР. Изготавливаются на основе Dexron, являющейся классом ATF – трансмиссионных жидкостей для АКПП. Красные жидкости считаются наиболее совершенными, поскольку созданы на основе синтетических составляющих (automatic transmission fluid). Как следует из названия, обычно они заливаются в коробки-автоматы, но подходят не для каждой модели авто.
Желтый
Жидкость выпускается немецким концерном Daimler и предназначена для транспортных средств данного бренда. Изготавливается на основе минеральных компонентов. Одинаково хорошо подходят как для коробки передач, так и для гидроусилителя руля.
Зеленый
Изготавливается как на основе синтетических, так и минеральных компонентов. Одинаково хорошо подходит как для ГУР, так и для коробки передач, но только механической. Отличается большей вязкостью.
Цвета жидкостей для ГУР
Любопытно, что рекомендации по выбору жидкости, которую можно лить в ГУР и КПП, отличаются у разных производителей. В частности, японские бренды используют одинаковое масло для обеих из систем, в то время как немецкие бренды настоятельно рекомендуют применять разные составы. В этой связи многие автомобилисты считают требование производителя заливать только специальное масло для ГУР маркетинговым ходом. В конечном счете оба типа жидкости выполняют одни и те же задачи, только в разных агрегатах.
Как понять, какую жидкость лить в ГУР
Здесь нет необходимости что-то придумывать, проще всего следовать рекомендациям производителя автомобиля. Если же каждый раз заливать разную жидкость, то с течением времени подобные эксперименты могут привести к полному выходу ГУР из строя и необходимости дорогостоящего ремонта.
Решая, какую жидкость лить в ГУР, нужно ориентироваться на следующе условия:
- Рекомендации изготовителя автомобиля. Самый простой способ, однако он может вызвать необходимость дополнительных расходов, если производитель не советует заливать в КПП и в ГУР одно и то же масло.
- Если новое масло доливается к старому, то обе жидкости должны иметь сходный состав. В любом случае эту меру следует рассматривать как временное решение, и при первой же возможности необходимо полностью заменить масло в ГУР на то, которое рекомендует производитель автомобиля.
- Жидкость должна быть способна сохранять свои свойства при высокой температуре в ГУР. В летний период она может доходить до 100 градусов по Цельсию.
- Масло должно обладать умеренной вязкостью. В противном случае увеличится нагрузка на насос, что может привести к сокращению срока его службы и преждевременному выходу из строя.
- Допустимый срок эксплуатации. Здесь можно ориентироваться на два фактора. Первый – срок использования, он не должен превышать двух-трех лет. Второй – пробег автомобиля, который должен быть не более 70-80 тысяч километров, после этого масло в ГУР придется заменить.
Часто можно услышать вопрос от автовладельцев, можно ли заливать в ГУР моторное и трансмиссионное масло. Моторную жидкость точно использовать нельзя. Что касается трансмиссионной жидкости, то здесь все не так однозначно. В определенных случаях применение трансмиссионной жидкости для гидроусилителя вполне допустимо.
Чаще всего в современных автомобилях используются два вида жидкостей – Dexron и Power Steering. Первая применяется чаще, как правило, масло изготавливается на основе Dexron II и Dexron III. Оба состава производились изначально компанией General Motors, однако сегодня они выпускаются во многих странах по лицензионному договору. Разница между ними заключается в максимальных допустимых температурах эксплуатации.
Немецкий бренд Daimler, включающий в себя и знаменитого производителя автомобилей Mercedes-Benz, создал собственную жидкость для ГУР, которая отличается характерным желтым цветом и также выпускается во многих точках мира по лицензии.
Когда нужно менять жидкость в ГУР
Главным образом необходимо ориентироваться на руководство по эксплуатации транспортного средства, для каждой модели срок разный. Так, в Huso Water рекомендуется производить замену жидкости в ГУР не позднее чем после пробега очередных 50 тысяч километров. У Ford Focus этот показатель выше – 100 тысяч километров. Вместе с тем желательно проверять состояние масла в ГУР хотя бы один раз в полгода. Интенсивное использование транспортного средства и частые перепады температур в летний период могут обусловить необходимость более раннего обслуживания.
Когда нужно менять жидкость в ГУР
При проверке состояния жидкости в гидроусилителе руля следует уделять повышенное внимание следующим моментам:
Уровень жидкости
Он должен быть не менее отметки Min и не более границы Max. Для проверки количества масла используется щуп, а в прозрачном бачке это можно сделать на глаз.
Цвет
Новая жидкость для ГУР имеет яркий цвет – желтый, красный зеленый и др. После длительного использования оттенок меняется на темный – серый, черный. В этом случае масло в гидроусилителе необходимо заменить.
Наличие вкраплений
Если в жидкости для ГУР попадаются мелкие металлические хлопья (отслоения материала металлических деталей), то это также указывает на необходимость замены масла. В противном случае оно не будет иметь необходимой вязкости.
Наличие воздуха
На это указывают пузырьки воздуха, непостоянство объема масла в бачке. Проверить этот показатель очень легко, так как температура жидкости растет при нагреве. После страта двигателя нужно несколько раз повернуть руль в разных направлениях, после чего измерить объем масла в ГУР. Если он увеличился или появилась пена на поверхности, то придется не только менять жидкость, но и откачивать воздух из системы.
Часто задаваемые вопросы о жидкостях для ГУР
Допускается ли смешивание разных жидкостей для ГУР?
Решая, какую жидкость лить в ГУР, следует учитывать, что смешивание разных составов не рекомендуется. Для кратковременной эксплуатации допускается долить в гидроусилитель масло, имеющее сходный состав. Так, вполне можно смешать жидкости красного и желто цветов, это не причинит вреда деталям. Категорически запрещается смешивать минеральные и синтетические составы, этим можно просто вывеси ГУР из строя, соответственно, добавлять зеленую жидкость к красной или желтой также нельзя.
Можно ли заливать дешевую жидкость в ГУР?
В продаже можно без труда найти достаточно качественную жидкость для ГУР по доступной цене. Однако необходимо подходить к данному вопросу разумно и не стремиться уменьшить издержки до предела. В этом случае велик риск купить некачественное масло, которое не будет обладать необходимыми эксплуатационными свойствами.
Можно ли заливать дешевую жидкость в ГУР?
Если из-за дешевого масла, залитого в ГУР, выйдет из строя гидроусилитель, то расходы на ремонт перекроют всю экономию от использования жидкости неизвестного происхождения.
Чтобы выяснить, какую жидкость лить в ГУР на вашем автомобиле, обратитесь к специалисту автосервиса, в котором выполняют ремонт и обслуживание рулевых систем.
Можно ли доливать жидкость?
В ГУР можно доливать немного новой жидкости без полной ее замены. Однако если до планового обслуживания осталось немного времени или километров пробега, то рекомендуется заменить масло полностью. При этом также нужно провести диагностику и выяснить причину нехватки смазки. Не исключено, что система разгерметизировалась, в этом случае будет не обойтись без ремонта.
Итак, если вы сомневаетесь, какую жидкость лить в ГУР, оптимальным решением будет следование рекомендациям производителя. Допускается смешивание разных составов, например желтого и красного, однако при этом нужно следить, чтобы они оба были синтетические или минеральные. Также важно поддерживать необходимый объем масла в гидроусилителе, иначе рулевая система будет работать со сбоями. При потемнении цвета жидкости как можно скорее постарайтесь произвести его замену.