Какой свет фар лучше? Сегодня все машины идут со штатной оптикой, рассчитанной на галогеновые, ксеноновые и светодиодные лампочки. Каждый вид обладает своими преимуществами и недостатками.
Что выбрать? Если говорить о цене, то конкурентов обычным галогенкам нет. Да, такие лампочки чаще перегорают, но стоят недорого. С ксеноном могут возникнуть сложности, если устанавливать в непредназначенную оптику. Качество света, срок службы и технологичность за светодиодными фарами.
В этой статье:
От чего зависит качество света фар
Работа головной оптики напрямую зависит от того, насколько правильно отрегулированы фары. Для обеспечения качественного освещения дорожной полосы поток должен быть нормально сфокусирован, в противном случае возникает риск того, что свет фар станет слепить водителей встречного транспорта.
Общее состояние оптики также имеет значение. Такие дефекты, как севшие лампы, нарушение вентиляции внутреннего пространства фары (запотевание), царапины на стекле или неподходящий отражатель, значительно ухудшают освещенность даже при условии использования самых лучших ламп.
Для оптики, рассчитанной на галогеновые лампы, зачастую бывает достаточно заменить имеющуюся модель на близкий, но более мощный аналог. Например, лампа с цоколем h7, h4 или h1 может быть заменена более яркой h7 NIGHT+25 %, что положительно скажется на качестве освещения.
От чего зависит качество света фар
При необходимости более серьезной модернизации можно рассмотреть несколько вариантов изменений: установку ксеноновых или светодиодных ламп в штатные галогеновые фары.
Основным отрицательным моментом в обоих случаях является то, что установка в фары ламп, несоответствующих им по типу, расценивается как изменение заводской конструкции и запрещается отечественным законодательством.
Для ксеноновых ламп применение неподходящих моделей особенно критично, так как проводка и блоки розжига, устанавливаемые при монтаже, сложно спрятать под капотом, и даже при беглом осмотре сотрудник ГИБДД обнаружит нарушение.
Но светодиодные лампы требуют дополнительного охлаждения. Помимо этого, LED-лампы отличаются высокой стоимостью, которая не всегда соответствует качеству. Также у диодов нелучшие показатели дальнего освещения по причине размытой светотеневой границы. Если задаться вопросом, какая фара дальнего светалучше, то у ксеноновых ламп дальний свет может быть дополнительно улучшен за счет использования линз.
Преимущества и недостатки желтого света фар от галогеновых ламп
Чтобы разобраться в отличиях и сферах применения осветительных приборов, расскажем о разновидностях ламп для света фар, какие из них лучше в разных условиях.
Товары из категории
Первая модель галогеновых ламп с цоколем H1 была выпущена в 1962 году и по сей день остается наиболее используемой для автомобильных фар. Эти лампы можно назвать усовершенствованной версией обычных ламп накаливания, так как они имеют сходную конструкцию.
Различие заключается в том, что для продления срока службы в стеклянную колбу, в которой находятся электроды с нитью накаливания из вольфрама, закачивают смесь инертного и галогенного газов. При увеличении температуры атомы вольфрама испаряются и вступают в реакцию с газовой смесью, которая препятствует их осаждению на стенки колбы и способствует возвращению на поверхность нити накала.
Удержанию позиций на рынке в течение более чем века способствует простота подбора и крайне низкая себестоимость, конкуренцию которой сегодня не могут составить ни ксеноновые, ни светодиодные фары.
Преимущества и недостатки желтого света фар от галогеновых ламп
Плюсы:
- Невысокая стоимость. Цена комплекта из двух ламп хорошего качества обычно находится в пределах 1200 рублей.
- Универсальность. Если цоколь побран верно, то его совместимость с фарой вашего транспортного средства практически полностью гарантируется. Положение спирали в лампах данного типа стандартно, поэтому вероятность ошибки с выбором крайне мала. При этом галогенные лампы можно использовать как с рефлекторной, так и с линзованной оптикой.
Минусы:
- Короткий срок службы. Ресурс таких ламп обычно колеблется в диапазоне от 500 до 1000 часов, то есть до двух лет эксплуатации.
- Низкое соотношение мощности/яркости. На 1 Вт мощности лампа выдает около 25 Лм яркости — самый низкий результат по сравнению с существующими на сегодняшний день аналогами.
- Нагрев лампы. Сильный нагрев влечет за собой постепенное выгорание рефлектора, из-за чего снижается яркость светового потока.
Уйдут ли галогеновые лампы в отставку в ближайшем будущем, зависит от темпов развития других источников света.
Плюсы и минусы голубого света фар от ксенона
В 1991 году появилась новая оптика с газоразрядными лампами, впервые представленная на автомобиле премиум-класса – BMW 7-й серии. Ее основным преимуществом является мощный свет, на порядок превосходящий по эффективности галоген.
Кроме этого, ксеноновые лампы меньше потребляют энергии (на тепло они расходуют всего около 7 % энергии вместо 40) и более продолжительным сроком службы. Увеличения жизненного цикла удалось добиться за счет того, что в ксеноновых лампах свечение дает не вольфрамовая нить накаливания, а дуга разряда, расположенная между электродами, которая способна прослужить до 3000 ч вместо 500-800 ч работы галогеновых ламп.
Плюсы и минусы голубого света фар от ксенона
Но имеются и недостатки, устранить которые производителям не удается до сих пор.
Прежде всего, ксенон требует установки сопутствующей дорогостоящей аппаратуры, такой как блоки розжига и специальные лампы, замена которых производится только парой, в противном случае возникает разница в цвете (со временем цвет ламп изменяется), также понадобятся омыватель и автокорректор. Омыватель необходим из-за того, что такие фары требуют повышенного внимания к чистоте своей поверхности, так как их более мощный и яркий свет, преломляемый загрязненным стеклом, рассеивается во все стороны, слепя водителей из встречного потока движения.
Автокорректор устанавливается для исключения возможности помешать встречному транспорту на неровностях дороги. Вся перечисленная дополнительная комплектация сказывается на конечной стоимости транспортного средства.
Для светового пучка фары имеет принципиальное значение точность изготовления: качество центрирования нити накаливания контролируется на каждом экземпляре. Для закачивания галогена к стеклянной колбе приваривается тонкая трубка. Перед тем как закачать в колбу ксенон, его охлаждают до температуры 190 °С, затем на конечной стадии изготовления лампу подвергают отжигу, это необходимо для того, чтобы температура света достигла нужной величины.
Плюсы и минусы голубого света фар от ксенона
Дефорсированная лампа D5S изначально совмещена с преобразователем напряжения (блоком розжига), вследствие чего пропадает необходимость укомплектовывать оптику дополнительным оборудованием. Это снижает стоимость автомобиля, но в то же время заметно увеличивает цену замены самих ламп.
Компания Phillips решила проблему следующим образом – выпустила лампу, световой поток которой находится в безопасных рамках (2500 люмен), то есть мощнее, чем у галогена (1000-1500), но меньше, чем традиционно у ксеноновых ламп (3500-4000 люмен). Ради снижения стоимости эти лампы также изначально совмещены с блоком розжига и предусмотрены, прежде всего, для установки на доступные малолитражные автомобили.
Плюсы:
- По яркости ксенон примерно вдвое превосходит галоген, кроме того, он в 5–6 раз долговечнее, потребляет гораздо меньше энергии и практически не нагревается.
Минусы:
- Долгий запуск. Время, необходимое на разогрев для достижения нужной температуры, — порядка 3 минут.
- Проблемы с законом. Установка ксеноновых ламп в нештатных фарах, предназначенных для оптики другого типа, является нарушением Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 12.5. пункт 3 («Управление неисправным ТС»). Согласно разъяснениям Верховного суда от 2019 года, привлечение по этой статье возможно в случае соответствия двух пунктов: нарушение режима работы освещения (то есть использование ксенона в фаре для галогена) и несоответствие цвета светового потока. За данное правонарушение водителю грозит лишение прав на срок до одного года.
Если более современные светодиодные фары в ближайшем будущем не станут доступнее по стоимости, есть вероятность, что гибридные ксеноновые лампы, совмещенные с блоком розжига, будут применяться повсеместно.
Преимущества и недостатки белого света фар от светодиодных ламп
Светодиодные лампы «захватывали» транспортные средства постепенно, первым этапом стали стоп-сигналы, затем лампы накаливания габаритного освещения и, наконец, головное освещение.
Впервые новинка появилась на автомобиле премиум-сегмента – в 2007 году светодиодный ближний свет был установлен на Lexus LS 600h. В дальнейшем и для более доступных авто гольф-класса появилась возможность за отдельную плату устанавливать светодиоды.
Вообще, говоря про фары ближнего света и рассуждая, какие из них лучше, можно заключить, что именно светодиодные лампы являются оптимальным решением. На первый взгляд может показаться, что наконец появился совершенный источник света, среди преимуществ которого можно выделить и срок службы, в 10 раз превосходящий ксенон, и скорость срабатывания, также в разы более быструю, чем у конкурентов, и крайне малое энергопотребление.
Преимущества и недостатки белого света фар от светодиодных ламп
Но из-за ограничений по пространству производителям приходится жертвовать эффективностью, сокращая количество светодиодов, что, конечно, сказывается на световом потоке. Яркий пример – светодиодная оптика Seat Leon, световой поток которой равен 1600-1700 люмен. Такая небольшая разница в яркости по сравнению со стандартной лампой H7 никак не соответствует значительному отличию в стоимости (на момент выпуска автомобиля цена светодиодов от Seat составляла более 47 000 рублей).
Разумеется, яркость – это не единственный критерий оценивания качества света фар. Так, например, данная оптика в любом случае обеспечивает предельно равномерное распределение светового пучка по дорожному покрытию и светит практически белым светом. Потому как, если разобраться, какой свет фар лучше – белый или желтый, то предпочтение однозначно стоит отдать белому, ведь белый светит ярче и лучше видна дорога и обочина.
Но все же для достижения максимальной эффективности стоит уделить особое внимание количеству светодиодов, размещенных в фаре, ведь если увеличить их число с 6, как у Seat Leon, до 15, как у BMW, будет достигнут световой поток в 4000 люменов с сохранением всех перечисленных преимуществ LED-оптики.
Плюсы LED-ламп:
- Длинный срок службы. Лампа имеет запас ресурса более чем на 30 тысяч часов — этого достаточно на срок эксплуатации транспортного средства. Единственный модуль в данной конструкции, предрасположенный к поломкам, — вентилятор активного охлаждения, но этого можно избежать при условии качественного исполнения и правильной установки (в фарах без задней крышки он проработает меньше).
- Оптимальное соотношение мощности и яркости света. На 1 Вт мощности светодиоды в среднем выдают от 70 Лм — это самый высокий показатель среди остальных видов ламп.
Минусы:
- Высокая стоимость. Даже если подбирать лампы на китайских маркетплейсах, найти комплект из двух качественных экземпляров менее чем за 2000 рублей едва ли получится. В данном случае будет лучше заплатить больше и взять оригинальную модель от надежного производителя, предоставляющего гарантию.
- Необходимость отводить тепло. Температурный фактор напрямую сказывается на долговечности и эффективности работы светодиодов, следовательно, для корректного функционирования понадобятся радиаторы или даже кулеры с вентилятором.
- Увеличенный корпус. Как уже было сказано, дополнительный теплоотвод является обязательной деталью для светодиодов, а для него необходимо пространство, поэтому установить такие лампы получится не во все фары, изначально рассчитанные под компактные галогенные.
- Зависимость от стабильности питания. Для обеспечения качественного и стабильного света понадобится соответствующий драйвер (IC-драйвер), преобразовывающий переменный ток в постоянный и стабилизирующий его.
Для того чтобы занять лидирующие позиции и вытеснить ксеноновую оптику, светодиодам необходимо сначала окончательно сравняться с ней по эффективности, а затем по себестоимости.
Часто задаваемые вопросы о свете фар
- С какой яркостью должны светить ксеноновые фары, чтобы это стало поводом для лишения водительских прав?
Бытует мнение, что причиной для лишения прав может стать только грубое несоответствие нормам, например красный или зеленый свет фар. Но в реальности, и это подтверждается практикой, характерного синеватого оттенка достаточно, чтобы заработать лишение за ксенон.
Конечно, куда чаще использование такого освещения остается безнаказанным, но тем не менее риск существует, и лучше все же исправить этот недочет, пройти тесты и перерегистрировать автомобиль. Ведь не имеет значения, слепили ваши фары встречный поток или нет, а также приобретали ли вы автомобиль с рук с уже переоборудованными фарами, нести ответственность все равно придется.
- Предусмотрен ли штраф за использование диодных ламп в непредназначенной оптике?
В случае со светодиодными лампами все значительно проще. Их также зачастую устанавливают с оптикой, не предназначенной для этого, но, в отличие от ксеноновых, они имеют широкий диапазон цветовой температуры и яркости. Следовательно, если аккуратно подобрать близкий оттенок белого, то риск попадания под статью 12.5 п. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях сводится к минимуму. Скорее всего, в данном случае водителю грозит статья 12.5 п. 1, предусматривающая штраф в размере 500 рублей.
Проще дело обстоит также потому, что, за неимением собственной маркировки, светодиоды приравниваются к галогенным лампам (H).
Модели на CPS-плате, оборудованные двусторонними диодами, способны в точности имитировать расположение спирали накаливания галогенной лампы, по этой причине с ними совместима даже рефлекторная оптика, но здесь следует учесть, что она не способна в полной мере раскрыть их преимуществ.
- Какая температура света лучше для фар?
Оптимальная температура зависит от типа фар, в которые устанавливается источник света. Отталкиваться следует от того, что стандартная лампа накаливания 200 Вт излучает свет с температурой 3000 К.
В таком случае температура света в диапазоне 3000-3500 К лучше для противотуманных фар.
А в обычные фары подойдут лампы от 4000 К и выше.
Исходя из рассмотренных особенностей галогеновых, ксеноновых и светодиодных ламп, если вы приняли решение усовершенствовать свои фары, то наиболее подходящим вариантом является LED-оптика. Вне зависимости от того, лампы какого типа установлены у вас сейчас, в любом случае вы получите оптимальное соотношение таких параметров, как цена, яркость света и потребление энергии, а в случае с ксеноном сведете к минимуму риск лишения водительских прав.