promotion aet
Скидка на весь ассортимент AE&T
11.04.2024 Автосервис
1078
Время чтения: 11 минут

Какими абразивами зачищать машину: основа, зернистость, условия использования

Сохранить статью:

Какими абразивами зачищать машину? Размер зернистости выбирают в зависимости от типа предстоящих работ: черновые выполняются крупным абразивом, а для финального этапа требуются более мягкие шкурки.

На что обратить внимание? Также на выбор влияют материал основы и то, из чего сделано само зерно (из граната, керамической крошки, карбида кремния). Немаловажен способ шлифования, так как для сухого разрешена любая наждачка, а для мокрого – только специальная.

 

Задачи и классификация абразивов

После нанесения на кузовные детали и затвердевания шпаклевка, грунт или лакокрасочное покрытие часто нуждаются в дополнительной обработке различными абразивными материалами. Последние отличаются друг от друга как зернистостью, так и назначением. С помощью одних можно выполнять машинную обработку, посредством других – ручную. Кроме того, выбирая, какими абразивами зачищать машину, важно учитывать, что для сухой и влажной шлифовки применяются разные виды расходников.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
334 800 ₽
В кредит от 11 160/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Основные абразивные материалы, применяемые для шлифовки кузовных деталей автомобилей, – карбид кремния и оксид алюминия.

Помимо размера зерен, расходные материалы для шлифовки отличаются разным числом частиц абразива на единицу площади. От этого зависят производительность и аккуратность обработки. Для закрепления абразивных материалов на бумажной или тканной основе используются различные клеевые составы или полимеры. Мелкозернистые шлифовальные круги часто изготавливаются с добавлением специальных смазывающих ингредиентов, которые позволяют выполнять «сухую» обработку.

Маркировка на абразивных шлифовальных материалах отражает размер зерна. Чем большее число нанесено на шлифовальную бумагу, тем более крупнозернистый абразив был использован при ее изготовлении, и наоборот.

Производители пользуются разными стандартами, определяющими зернистость абразивных материалов. В нашей стране популярен FEPA (Federation of European Producers of Abrasives), ISO 6344. Перед цифровым обозначением здесь обязательно указывается буква «P».

Американский стандарт ANSI/CAMI (Coated Abrasive Manufacturers Institute) при схожей нумерации зернистости отличается отсутствием буквы «P» в маркировке.

До 220-го номера размеры зерна шлифовальных материалов, изготовленных по этим двум стандартам, схожи, однако далее различия нарастают. Например, 600 по CAMI сравним с P1200 по европейской системе маркировки FEPA. Эту разницу необходимо учитывать, так как ошибки при выборе абразива для шлифовки недопустимы.

 

Существуют и другие тонкости. Например, шлифовальные листы 3M Wetordry Imperial от 220 до 800 стандартизируются по FEPA и имеют букву «P» в маркировке, однако с 1000 до 2500 уже применяется стандарт ANSI/CAMI. Причины такого решения производитель не уточняет.

От P800 (от 1000) маркировка не содержит буквы «P, а зернистость абразива ниже, чем по системе стандартизации FEPA. Мастера отмечают, что качество шлифовки окрашенных поверхностей при подготовке к полировке значительно выше у шлифовальных листов с маркировкой, содержащей префикс «P», чем у 3M 2000 (без этой буквы в маркировке). Похоже, что в первом случае шероховатость наждака заметно меньше.

Следует также учитывать, что в маркировке шлифовальных листов некоторых производителей, соответствующих европейской системе стандартизации FEPA, префикс «P» не используется в маркировке материалов независимо от размеров зерна абразива. К примеру, продукция компаний Mirka, Norton и Sia стандартизируется по системе FEPA, что исключает путаницу, как в случае с бумагой 3M.

Задачи и классификация абразивовЗадачи и классификация абразивов

Характеристики абразива для кузовного ремонта

Наждачная бумага или шлифовальная шкурка – группа абразивных материалов, с помощью которых выполняют обработку поверхностей, придавая им определенную фактуру, например, при подготовке к окраске или для создания глянца. Выбирая расходники для конкретного вида работ, необходимо знать, какие бывают абразивы и на какую основу они могут быть нанесены.

Основа наждачки может быть:

  • бумажной (такие материалы, отличающиеся малыми размерами зерен абразива, наиболее популярны и экономичны);
  • тканевой (это более дорогие шкурки – эластичные и износостойкие);
  • комбинированной (используя обе технологии, можно добиться выгодного сочетания эластичности и прочности с мелкой зернистостью используемого наждака).

Форма выпуска шлифовальных абразивных материалов – листы или рулоны. Разберем подробно понятие «зернистости», чтобы правильно выбирать расходники для выполнения конкретных видов обработки поверхностей:

Характеристики абразива для кузовного ремонтаХарактеристики абразива для кузовного ремонта

Зернистость

«Зерно» абразива характеризуется:

  • средним размером;
  • химическим составом;
  • плотностью нанесения на единицу площади.

По этим трем параметрам обычно подбираются абразивные материалы для различных видов обработки зашпаклеванных или окрашенных поверхностей, а также при подготовке металла к нанесению грунта.

Единица измерения зернистости – микрометры (мкм). По этому параметру принято делить абразивные материалы на три большие группы:

  • Крупнозернистые (маркировка от 12 до 80) – такие шлифовальные листы используют для черновой подготовки поверхности (выравнивания, удаления сколов, дефектов, следов сварки и т. п.).
  • Среднезернистые (от 80 до 160) – подобной шлифовальной бумагой выполняют завершающие этапы, подготавливая поверхность металла к нанесению слоя шпаклевки.
  • Мелкозернистые (от 160 до 1400) – эти абразивные материалы, как правило, применяются для финишной обработки окрашенных поверхностей перед полировкой.

После нанесения шпаклевки поверхность детали зачищают шлифовальными листами с зернистостью абразива от 180 до 240.

Маркировка наносится на тыльную сторону шлифовальных листов.

В нашей стране параметры таких материалов регламентируются межгосударственными стандартами ГОСТ 5009-82, 3647-80 и 52381-2005.

Химический состав абразива

Наждаком в шлифовальных листах и кругах служат различные натуральные и синтетические материалы.

Наиболее распространенные абразивы изготавливают из:

  • граната – благодаря природному происхождению такие материалы позволяют изготавливать мягкие и эластичные шлифовальные листы, чаще всего применяемые для обработки деревянных поверхностей;
  • карбида кремния – такие универсальные абразивы широко применяются для шлифовки лакокрасочных покрытий и металла;
  • керамики – крайне прочный материал, позволяющий выполнять формовку заготовок;
  • корунда – этим стойким абразивом обычно покрывают ленты для шлифовальных машин.

Выбирая номера наждачной бумаги для покраски авто, обратите внимание на карбид кремния.

ЗернистостьЗернистость

Какими абразивами зачищать машину

Ознакомившись с зернистостью и химическим составом различных материалов, можно определить, какими абразивами лучше зачищать машину.

В первую очередь выбор определяется состоянием обрабатываемой поверхности. Если речь идет о лакокрасочном покрытии с незначительными дефектами, лучше выбирать шлифовальные листы и круги с абразивом мелкой зернистости. Крупное зерно пойдет в ход, когда на ЛКП или металле имеются серьезные повреждения и изъяны в виде глубоких царапин, наплывов, сколов и т. п.

Опытные мастера всегда начинают работать шлифовальными листами с крупным зерном, переходя на более мелкое, что позволяет максимально качественно подготовить поверхность к дальнейшей обработке. Если сразу начать с мелкозернистых абразивов, наждачка быстро забьется и не справится с серьезными дефектами.

К примеру, для удаления глубоких царапин необходимо начинать обработку шлифовальными листами или кругами с маркировкой 180. Далее можно использовать бумагу с зерном 240, затем 320 и, наконец, для финишной обработки можно перейти на абразив с зернистостью 400 единиц.

 

Необходимо учитывать при выборе шлифовальных листов тип ЛКП. К примеру, если речь идет об обработке однослойного лакокрасочного покрытия старого автомобиля, может понадобиться крупнозернистая наждачка, а для шлифовки кузовных деталей современного транспортного средства обычно достаточно мелкой.

Выбирая шлифовальные листы или круги, необходимо обратить внимание на то, для какого вида работ они предназначены: для сухой или влажной обработки. В первом случае в состав абразива включаются специальные смазывающие компоненты. Если намочить обычную наждачную бумагу для сухой шлифовки, она попросту начнет расползаться и терять абразивный слой.

Крайне важно при выборе шлифовальных материалов учитывать геометрию обрабатываемой кузовной детали. Если речь идет о плоской поверхности, можно воспользоваться большой шлифовальной колодкой или кругом большого диаметра. При обработке сильно изогнутых элементов, например, крыльев или бамперов, зачастую приходится работать рукой или использовать на шлифовальной машинке мягкие насадки.

Какими абразивами зачищать машинуКакими абразивами зачищать машину

Рекомендации по использованию абразивов для машины

При применении шлифовальной машинки дли обработки поверхности необходимо:

  • ограничивать давление на поверхность, чтобы избежать ее перегрева и появления неровностей, а также продлить срок службы шлифовальных листов и кругов;
  • время от времени удалять с абразива пыль, так как она может забивать промежутки между зернами, ухудшая качество обработки лакокрасочного покрытия, грунтовки, шпаклевки или металла.
  • приступать к обработке загрунтованных или зашпаклеванных поверхностей только после полного высыхания нанесенного состава.

При ручной шлифовке поверхности:

  • отдавайте предпочтение абразивным материалам более мелкой зернистости, чем при использовании шлифовальной машинки, делая поправку приблизительно в два раза (к примеру, если для машинной обработки поверхности используется шлифовальный круг с зернистостью P400, то для ручной следует использовать шкурку P800);
  • при ручной обработке слоя шпаклевки необходимо периодически изменять направление возвратно-поступательных движений (лучше всего на 90°);
  • для обработки труднодоступных мест специалисты рекомендуют пользоваться матирующими губками Scotch-Brite (грубые – для подготовки металла к нанесению шпаклевки, средние – для шлифовки перед грунтованием, мелкие – непосредственно перед покраской).

Мокрая шлифовка поверхностей требует соблюдения ряда важных правил. Необходимо:

  • регулярно смачивать обрабатываемую поверхность, нанося на нее воду;
  • тщательно смывать следы обработки с поверхности, а затем протирать и полностью просушивать ее;
  • избегать высыхания остатков абразива и снятого покрытия на обрабатываемых поверхностях;
  • для обработки полиэфирных автомобильных шпаклевок можно пользоваться исключительно сухой шлифовкой – высокая гигроскопичность и способность быстро впитывать влагу могут серьезно ухудшить качество покрытия и привести к образованию различных дефектов (вздутия, пустоты, коробления и т. д.).

Часто задаваемые вопросы о выборе абразива для зачистки машины

Как проверяют качество шлифовки?

В первую очередь опытные мастера полагаются на тактильные ощущения. Достаточно просто провести рукой по поверхности обработанной кузовной детали. Даже те изъяны, которых не видит глаз, можно без труда обнаружить этим «дедовским» методом.

Какие шлифовальные круги обычно используются для обработки поверхности кузовных деталей автомобилей?

При выполнении ремонта и покраски кузовов транспортных средств чаще всего пользуются шлифовальными машинками, диаметр круга которых составляет 150 мм. Это оптимальный размер. Если он меньше, увеличивается риск перегреть и повредить покрытие в ходе обработки, а большие размеры затрудняют работу по изогнутым поверхностям.

Как правильно выполнить подготовку кузова автомобиля к обработке?

Поверхности должны быть чистыми и сухими. Для маскировки элементов, которые не нужно обрабатывать (пластиковые ручки на дверях, резиновые уплотнители, хромированные молдинги и т. п.), обычно используют бумажный малярный скотч.

Качество обработки кузовных деталей в ходе выполнения ремонтных работ или перекраски напрямую зависит и от правильного выбора шлифовальных листов и/или кругов. Шлифовку всегда начинают с более грубых абразивов, постепенно снижая зернистость вплоть до перехода на неабразивные материалы.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽