Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
02.04.2024 Автосервис
1078
Время чтения: 15 минут

Какие жиклеры стоят на карбюраторе: виды и задачи

Сохранить статью:

Какие жиклеры стоят на карбюраторе? На территории России и стран СНГ наиболее ходовыми были модели компании Солекс (Solex), которые устанавливали на двигатели ВАЗ, ГАЗ, УАЗ и других марок.

Как определить? Сперва уточняют модель карбюратора, серию и тип жиклеров, установленных на заводе. Однако знать производителя устройства для дозирования подачи жидкости или газа мало, важно разбираться, как его снимать, чтобы почистить.

 

Задачи и устройство жиклера карбюратора

Жиклеры бывают двух типов – топливные и воздушные. Первые отвечают за дозированную подачу воздуха к мотору, а вторые обеспечивают поступление определенного объема топлива в камеру сгорания.

Под каждый тип карбюратора выпускаются жиклеры с определенным диаметром, который и определяет объем поступающего в двигатель воздуха или горючего.

 

Задачи и устройство жиклера карбюратораЗадачи и устройство жиклера карбюратора

 

Жиклер представляет собой небольшую пробку с калиброванным отверстием. Также на этой детали есть резьба, за счет которой она прочно фиксируется в колодце. Воздушные элементы помещаются на эмульсионные трубки, имеющие отверстия.

На каждом режиме работы мотора требуется поступление топливно-воздушной смеси с точным соотношением горючего и кислорода. Соответствующая дозировка зависит от пропускной способности жиклеров, которая определяется следующими условиями:

  • длина канала;
  • диаметр и число отверстий (для эмульсионных трубок);
  • качество «зеркала» поверхности.

Мельчайшие изменения указанных показателей способны значительно повлиять на работу двигателя. Неслучайно именно за счет жиклеров многие любители тюнинга достигают повышения производительности мотора.

В классическом атмосферном двигателе с карбюраторным методом подачи топлива смесь образуется под влиянием физических явлений, то есть поступление смеси происходит при образовании разреженной среды в цилиндре. По этой причине точные параметры жиклера исключительно важны до нормальной работы мотора.

На жиклере всегда указывается специальная маркировка, которая содержит сведения о пропускной способности детали. Она обозначает скорость прохождения воды через отверстие, на которое оказывается давление столба жидкости высотой 1 метр. Эти характеристики могут использоваться при тюнинге дозатора.

Пропускная способность жиклеров влияет на качество ВТС. При увеличении диаметра отверстия воздушного дозатора в камеру сгорания поступает больший объем воздуха по сравнению с топливом. В результате для переключения мотора на следующую передачу придется раскручивать его до больших оборотов, что может вызывать повышенный нагрев. В то же время подобное вмешательство в конструкцию дозатора позволяет снизить расход топлива.

Если же увеличить диаметр отверстия топливного жиклера всего на 10 %, то мощность мотора повысится за счет поступления к нему обогащенной смеси, однако при этом расход горючего сильно вырастет.

 

Задачи и устройство жиклера карбюратораЗадачи и устройство жиклера карбюратора

 

Начинающим водителям обычно сложно определить, какие жиклеры должны стоять на карбюраторе. Часто эксперименты в тюнинге приводят к чрезмерному увеличению отверстия в топливном дозаторе. В результате в топливно-воздушной смеси попросту не оказывается того объема воздуха, который необходим для ее нормального воспламенения и горения. В результате ТВС начинает заливать свечи.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Добиться повышения мощности мотора можно за счет нескорых конструктивных особенностей атмосферного мотора. Например, производительность карбюратора «Солекс» разнится в зависимости от того, какие жиклеры стоят на нем, хотя конструкция всех моделей в принципе одинакова. Дозаторы подбираются при производстве ТС с учетом нормативной производительности силовой установки. Если нужно найти простой и дешевый способ повышения мощности мотора, то можно установить дозаторы, рассчитанные на более производительные двигатели.

Дозировка горючего также определяется винтом качества смеси, который находится в подошве карбюратора. От него зависят обороты на холостом ходу мотора, которые регулируются путем поворота регулировочного винта по часовой или против часовой стрелки, изменяя диаметр зазора.

 

Какие жиклеры стоят на карбюраторе

Компания «Солекс» появилась во Франции в 1905 году, ее основателями стали братья Люсьен Альмир и Жозеф Пиши. С 1910 года под этим брендом начали производить карбюраторы. Первые модели отличались горизонтальным расположением поплавковой камеры, вертикальные карбюраторы начали производить с 1930 года. В период с 1960-х по 1980-е годы продукция фирмы «Солекс» получила мировое признание.

В Советском Союзе карбюраторы от «Солекс» использовались всеми автопроизводителями – ГАЗ, УАЗ, ЗАЗ, ВАЗ. Такой популярности способствовала простота их конструкции, надежность и пригодность для самых разных марок ТС.

 

Какие жиклеры стоят на карбюратореКакие жиклеры стоят на карбюраторе

 

Вспомним наиболее популярные серии карбюраторов, выпущенные под брендом «Солекс»:

  • СЕЕ – карбюраторы с одной камерой.
  • CD – карбюраторы с двумя камерами и падающим потоком.
  • ADDHE – двухкамерные горизонтальные карбюраторы.
  • DDH – двухкамерные вертикальные.
  • DDHR – двухкамерные вертикальные с автоматическим управлением холостыми оборотами.

В отечественном автопроме чаще всего использовались следующие модели карбюраторов «Солекс»:

  • «Солекс 17070» – на ТС ВАЗ, выпускавшихся до 1978 года.
  • «Солекс 175 CD» – на ТС ВАЗ, производившихся с 1978 по 1986 год.
  • «Солекс 175 CDT» – с электронной системой управления мотором.
  • «Солекс 21073» – на автомобилях ВАЗ, выпущенных позднее 1986 года.

Рекомендованные характеристики дозаторов для каждого типа карбюратора и модели мотора указываются в таблице жиклеров. Обычно в ней содержатся следующие сведения:

  • Модель карбюратора.
  • Тип мотора (объем и производительность).
  • Характеристики топливных дозаторов.
  • Характеристики воздушных дозаторов.
  • Иные сведения (размер диффузора, эмульсионные трубки и т. д.)

Для примера рассмотрим таблицу жиклеров для карбюратора «Солекс 21083»:

КарбюраторМоторДозатор первичной камерыДозатор вторичной камерыГлавный воздушный дозатор первичной камерыГлавный воздушный дозатор вторичной камеры
«Солекс 21083»ВАЗ-2108 1,3 л95100150190

С помощью таблицы жиклеров можно легко подобрать подходящий дозатор для любого карбюратора и настроить работу мотора на экономичный или высокопроизводительный режим.

Маркировка на жиклерах содержит несколько значений, что вызывает трудности при выборе подходящей модели у начинающих водителей. Обозначение расшифровывается следующим образом:

  • Карбюратор «Солекс 21083» в стандартном исполнении оснащается дозаторами с обозначением 21 для первой камеры и 23 для второй. Цифры указывают на диаметр отверстий жиклеров.
  • На нижней поверхности заводских топливных дозаторов присутствуют числа 95 и 97,5 (первая и вторая камеры соответственно). Они указывают на пропускную способность дозаторов.
  • Воздушные дозаторы маркируются аналогичным образом, на них ставится обозначение 155 и 125, указывающее пропускную способность элементов. На других моделях дозаторов цифры будут другими.
 

При выборе подходящих дозаторов для карбюратора «Солекс» следует принимать во внимание следующие факторы:

  • Объем камеры сгорания – чем она больше, тем больше диаметр отверстий в дозаторах.
  • Степень сжатия – для ее понижения необходимо использовать жиклеры меньшего диаметра.
  • Мощность – чем она выше, тем больше должны быть дозаторы.

В атмосферных моторах дозаторы имеют меньший размер, чем в турбированных. Для двигателей, предназначенных для эксплуатации в высокогорье, используются жиклеры большего размера.

 

Какие жиклеры стоят на карбюратореКакие жиклеры стоят на карбюраторе

 

Не забывайте о влиянии погодных условий. Чем выше температура окружающего воздуха, тем интенсивнее обедняется смесь, поэтому в этом случае следует использовать дозаторы большего размера.

При установке дозаторов можно оптимизировать режим работы мотора следующими способами:

  • Меньшие жиклеры понизят расход горючего.
  • Дозаторы большего размера позволят форсировать мотор.
  • Для получения обедненной смеси используются уменьшенные топливные и увеличенные воздушные дозаторы, для обогащения ТВС понадобятся уменьшенные воздушные и увеличенные топливные жиклеры.
  • Для выравнивания холостых оборотов мотора настраивают топливный жиклер холостого хода.

Для подбора наиболее подходящего типа жиклеров нужно установить несколько разных моделей последовательно, проверяя работу мотора с каждым из них.

Замена и чистка жиклеров карбюратора

Замена

Для этой процедуры придется демонтировать карбюратор с мотора. При этом нужно обратить внимание на прокладку между корпусом двигателя и карбюратором.

После снятия карбюратора нужно выкрутить винты, удерживающие крышку. На атмосферниках необходимо предварительно отключить эмульсионную трубку. После этого можно продуть дозаторы либо поставить на их место новые детали. В идеале следует выполнить калибровку жиклеров на стенде, неисправные запчасти нужно снять, однако своими силами с этой работой не справиться.

При чистке частей карбюраторов надо пользоваться специальным чистящим раствором, удаляя нагар и продувая каналы. При монтаже новых дозаторов необходимо соблюдать их расположение, ориентируясь на маркировку.

 

Замена и чистка жиклеров карбюратораЗамена и чистка жиклеров карбюратора

 

После обратной сборки карбюратора ставим его на прокладку, после чего зажимаем фиксирующие гайки. Регулировка выполняется посредством винта насыщенности ТВС и настройки холостых оборотов. Это позволит запустить мотор. Подсоединяем на свои места все патрубки и провода, монтируя воздушный фильтр. Проверьте правильность сборки и надежность монтажа. Теперь нужно завести двигатель, прогреть его и отрегулировать режим его работы.

Сверив сведения о рабочей температуре мотора, выполняем регулировку при необходимости.

Правильная и своевременная настройка дозаторов двигателя позволит сэкономить горючее либо форсировать мотор.

Чистка

Чистку лучше проводить путем продува, а не проволокой или иными предметами, иначе можно повредить отверстие дозатора. В процессе чистки дозаторов необходимо следовать определенному алгоритму:

  • Демонтируется воздушный фильтр.
  • Отверткой открыть хомуты, фиксирующие топливные патрубки.
  • Открутить пробку третьего фильтра, достать фильтр, очисть его при помощи сжатого воздуха.
  • Демонтировать крышку карбюратора.
  • Продуть дозатор холостых оборотов, воздушные жиклеры, каждый клапан и канал распылителя ускорительного насоса, переходные жиклеры.
  • Прочистить винт пятого состава смеси, подающейся при холостых оборотах, прочистить топливные каналы, системы карбюратора. Для замены подойдут жиклеры из ремкомплекта. После этого поставить на место крышку карбюратора и затянуть винты.

Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы определить, какие жиклеры ставить на карбюратор ВАЗ или любой другой модели авто. Время от времени дозаторы необходимо продувать и чистить.

 

Замена и чистка жиклеров карбюратораЗамена и чистка жиклеров карбюратора

 

Часто задаваемые вопросы о жиклерах карбюратора

Как отрегулировать карбюратор?

Оптимизировать работу карбюратора можно не только настройкой дозаторов. Альтернативный способ – регулировка уровня в камерах. Эту операцию необходимо выполнять при помощи специальных шаблонов, в зависимости от типа крышки карбюратора.

Любопытно при этом, что далеко не всегда оптимальная регулировка делается на конвейере автопроизводителя. Посредством подгибания язычков поплавков можно предотвратить переливы и избыточные нагрузки на иглу.

Как правильно выполнять чистку дозаторов?

Если перед продувом жиклеров был демонтирован электромагнитный клапан, обратный монтаж следует выполнять на включенном моторе. Его нужно поставить вручную, после чего зажать при помощи инструмента. Затяжку нужно делать не более чем на ¼ оборота.

С какой периодичностью нужно продувать дозаторы?

При постоянном использовании ТС продувка дозаторов без их снятия выполняется несколько раз в течение года. При серьезных загрязнениях жиклеров их необходимо демонтировать, разобрав карбюратор и выполнив основательную чистку. Бывалые автолюбители рекомендуют поменять расположение двух бронепроводов и запустить двигатель, который начнет простреливать и «чихать». Это позволяет сбить грязь в камеру.

Преимущество карбюраторов фирмы «Солекс» заключается в том, что они имеют сходную конструкцию, что обеспечивает взаимозаменяемость многих деталей, включая дозаторы.

Теперь вы знаете, какие жиклеры стоят на карбюраторе. При использовании моделей от «Солекс» можно устанавливать на них дозаторы от других авто, но при этом необходимо выполнять тщательную настройку, обеспечивающую образование качественной топливно-воздушной смеси.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...