Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
09.10.2023 Автосервис
1202
Время чтения: 13 минут

Какая вязкость масла лучше: основные правила выбора

Сохранить статью:

Какая вязкость масла лучше? При выборе можно руководствоваться несколькими факторами: маркой, моделью, климатическими условиями и манерой вождения. Обычно рекомендуются масла класса 5W-30 или 10W-30, поскольку они одинаково хорошо работают при разных температурах.

Почему важна? Более густое масло способствует лучшей защите от износа, но может труднее прокачиваться, а более тонкие легче продавливаются через двигатель, но могут не так хорошо защищать детали.

Индекс вязкости моторного масла

Для автовладельца важно знать, какая вязкость трансмиссионного масла лучше, а также какая смазка подходит для ДВС. Данный показатель представляет собой зависимость изменения вязкости смазки от того, какая температура в моторе.

С повышением индекса вязкости масла улучшаются его характеристики: они не меняются даже при максимальных температурах. Это значит, что чем больше индекс, указанный на упаковке смазки (третья, четвертая и пятая группы), тем больше устойчивость смазки к температурному воздействию.

Индекс вязкости моторного маслаИндекс вязкости моторного масла

Высокотемпературные масла имеют буквенное обозначение VHVI, аббревиатура расшифровывается как Very High Viscosity Index, а также и PAO (полиальфаолефины).

Данные масла являются базовыми, они произведены на основе парафиновых углеводородов.

Показатель вязкости таких смазок практически равен 100. У смазок с маркировкой ПАО этот индекс составляет более 150. У масла на минеральной основе вязкость до 90, у всесезонных смазок – 110.

Свойства вязкости моторного масла

Стандарты качества, действующие во всем мире, определяют характеристики, которыми смазывающий состав должен обладать, чтобы его можно было использовать для автомобиля.

Прокачиваемость

Под этим свойством понимается то, какое количество масла проходит по каналам смазочной системы. Пракачиваемость будет низкой, если смазка вязкая. Согласно международным стандартам масло должно свободно проходить по системе без образования заторов.

Устойчивость к высоким температурам

Вязкость смазки должна оставаться неизменной даже при повышении температурного режима, кроме того, масло не должно испаряться и гореть. Это необходимо для того, чтобы пленка покрывала соприкасающиеся элементы, только в этом случае они не будут изнашиваться. Также не должно быть пространства между цилиндрами и стенкой мотора.

Возможность охлаждаться

Задача смазочной жидкости – исключить перегрев мотора, это становится возможным благодаря отводу тепла.

Износоустойчивость

Когда масло с небольшой вязкостью, оно практически не захватывает и не переносит микрочастички, образующиеся в результате износа, к фильтрующему элементу.

Плотность

Только смазка с достаточной плотностью способна заполнить пространство между цилиндрами и стенками ДВС.

Динамическая вязкость

Под этим термином понимается абсолютная вязкость, характеризующая силу сопротивления смазки.

Сопротивление образуется, когда движутся два слоя масла на скорости 1 см в секунду, расположенных на дистанции 1 см.

Этот параметр измеряется в Па•с (мПа•с), буквенное обозначение этого параметра CCS. Чтобы протестировать разные масла, используется спецоборудование – ротационный вискозиметр.

Чтобы понять, какая вязкость масла лучше для двигателя, необходимо понимать, что от этой характеристики зависит температура, при которой получится завести мотор «на холодную».

Около цифрового обозначение указана литера W, обозначающая слово winter, это значит, что масло предназначено для эксплуатации в зимних условиях.

Динамическая вязкостьДинамическая вязкость

Согласно стандарту SAE J300 динамическая вязкость всесезонных, а также зимних смазок бывает следующих видов:

  • 0W — такая вязкость масла лучше зимой, поскольку мотор заведется даже в сильный мороз до минус 35 градусов Цельсия.
  • 5W — температурный режим работы до минус 30 градусов.
  • 10W — ДВС запустится при температуре не ниже 25 градусов мороза.
  • 15W — возможна эксплуатация при температуре до минус 20 градусов.
  • 20W — температурный режим до минус 15 градусов Цельсия.
Обратите внимание! Вышеуказанная вязкость масла означает, что мотор будет запускаться, а коленвал проворачиваться. Что касается такого параметра, как проворачиваемость, то показатель будет на 5ᵒ ниже в каждой указанной ситуации.

Какая вязкость моторного масла лучше, если вы эксплуатируете машину в российских условиях? Прежде всего, следует отметить, что смазки со значением 10W и выше не подойдут в качестве всесезонных. Об этом говорится в допусках производителей авто, реализуемых в нашей стране. С учетом климатических условий в РФ следует выбирать низкотемпературные смазочные составы 0W или 5W.

Кинематическая вязкость

Чтобы понять, какая лучше кинематическая вязкость масла, разберем, что означает этот параметр. Под данным термином понимается характеристика, показывающая время, в течение которого определенное количество жидкости проходит через отверстие установленного сечения в таком устройстве, как капиллярный вискозиметр.

Единицы измерения кинематической вязкости – квадратный миллиметр в секунду.

В качестве альтернативы также используется такая единица измерения, как сантистокс (сСт).

Зависимость выглядит следующим образом: 1 сСт = 1 мм²/c = 0,000001 м²/c.

Чаще всего применяются следующие классы абсолютной вязкости по стандарту SAE — 20, 30, 40, 50 и 60.

Зависимость такова: с уменьшением класса масло становится все более жидким. Напротив, при повышении класса вязкость увеличивается.

При тестировании в лаборатории измерения выполняют при трех фиксированных температурах – +40, +100 и +150 °С. Данные значения являются ключевыми точками, хотя тестирования проводят при разных температурных режимах.

Таким образом отслеживают динамику изменения показателя вязкости от нормальных условий (от +40 до +100 °С) при нагреве до критических значений температуры в ходе эксплуатации (+150 °С).

Когда температура увеличивается, смазка становится жидкой, ее плотность падает. То есть при неизменной динамической вязкости кинематическая при нагреве увеличивается. По аналогии: при падении температуры кинематические индексы уменьшаются.

Кинематическая вязкостьКинематическая вязкость

За последние 10 лет автопроизводители по всему миру стремятся к тому, чтобы снизить высокотемпературную вязкость при высокой скорости сдвига — HTHS.

 

Применение смазок с низким HTHS позволяет сэкономить и улучшить влияние на экологию. Дело в том, что подобные составы снижают потребление горючего, если сравнивать с более вязкими маслами.

При небольшой вязкости снижается сопротивление элементов двигателя, повышается мощность, механизмы изнашиваются меньше. Если использовать смазки с низкой вязкостью, выбросы оксида углерода в окружающую среду снижаются, особенно если сравнивать с более вязкими маслами.

Обратите внимание! Чтобы определить, какая вязкость масла лучше для вашей машины, необходимо ориентироваться на требования автопроизводителя. К примеру, для моторов, созданных под смазки с низким показателем HTHS, нельзя использовать вязкие масла.

Правила выбора масла по степени вязкости

При подборе смазочной жидкости определенной вязкости следует руководствоваться приведенными ниже правилами:

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
232 084 ₽
В кредит от 7 736/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Учитывать особенности климата в вашем регионе

Смазки с одинаковой вязкостью, к примеру SAE 0W-40, показывают разные результаты в зависимости от того, в каких климатических условиях эксплуатируется автомобиль. Выбирая масло, придерживайтесь такого принципа: чем жарче климат, тем более вязким должно быть масло. Для этого обратите внимание на индекс, указанный перед литерой W.

Температура, при которой можно использовать смазку определенной вязкости, указана далее:

  • SAE 0W-30 — от -30° до +20 °C;
  • SAE 0W-40 — от -30° до +35 °C;
  • SAE 5W-30 — от -25° до +20 °C;
  • SAE 5W-40 — от -25° до +35 °C;
  • SAE 10W-30 — от -20° до +30 °C;
  • SAE 10W-40 — от -20° до +35 °C;
  • SAE 15W-40 — от -15° до +45 °C;
  • SAE 20W-40 — от -10° до +45 °C.

Правила выбора масла по степени вязкостиПравила выбора масла по степени вязкости

Ориентироваться на возраст машины, выбирая смазку

С годами износ соприкасающихся элементов в моторе усиливается, пространство между деталями становится больше. Для нормального функционирования ДВС масляная пленка на поверхности должна быть вязкой. Это значит, что, если двигатель выработал 50 % своего ресурса, следует приобретать более вязкие смазки. Для нового автомобиля подойдут смазочные жидкости с пониженной вязкостью.

Влияние прогрева двигателя на вязкость моторного масла

После запуска ДВС «на холодную» смазка в моторе вязкая. Поскольку масло еще не нагрелось, его гидродинамическое сопротивление максимальное, это приводит к нехватке смазки на соприкасающихся элементах, в результате мотор изнашивается.

После того как температура двигателя, а значит, и масла, увеличилась, вязкость смазки станет оптимальной. По этой причине автопроизводители советуют давать большую нагрузку ДВС и начинать езду только после того, как мотор хорошо прогрелся, особенно в морозную погоду.

 

Вязкость масла выше нормы

Когда масло более вязкое, чем необходимо, даже после полного прогрева мотора смазка не будет нормально выполнять свои функции. При оптимальных нагрузках температура ДВС станет увеличиваться до тех пор, пока вязкость масла не уменьшится. Это значит, что рабочая температура при неправильно подобранной смазке будет перманентно выше рекомендуемых значений, в результате элементы системы быстро износятся.

Если нагрузки повышенные, к примеру вы быстро разгоняетесь либо машина движется в гору, температура ДВС увеличится еще сильнее, в таком режиме смазка может утратить свои первоначальные характеристики. Произойдет окисление масла, образуется нагар, кислоты и лак.

Следующий минус использования смазки большой вязкости – мощность мотора уйдет на потери от чрезмерных усилий на прокачивание масла в системе.

Вязкость масла ниже нормы

Нельзя заливать смазку недостаточной вязкости, так как это приведет к негативным последствиям. Дело в том, что масляная пленка в зазорах будет слишком тонкая, мотор не сможет нормально охлаждаться. Это приведет к подгоранию масла. Продукты угара, частички металла станут скапливаться в пространстве между поршнем и цилиндром, в результате ДВС заклинит.

Смазка с недостаточной вязкостью в новом силовой агрегате, когда зазоры минимальные, нормально выполняет свои функции. Но если мотор отработал половину своего ресурса, зазоры увеличились, масло будет быстро прогорать.

Вязкость масла ниже нормыВязкость масла ниже нормы

Тонкая масляная пленка в зазорах не обеспечит оптимальную компрессию, продукты сгорания топлива проникнут в смазку. Мощность авто упадет, температура двигателя увеличится, трущиеся элементы быстро выйдут из строя, образуется угар масла.

Смазки с небольшой вязкостью используются только в тех авто, режим работы которых подходит для таких масел.

Часто задаваемые вопросы о вязкости масла

Какова зависимость работы мотора и вязкости смазки?

Вязкость масла влияет на гидродинамическое трение в подшипниках и вкладышах, а также на износ шеек коленвала. От вязкости зависит качество теплоотведения в ДВС. Чем более жидкое масло, тем быстрее происходит охлаждение, поскольку через него проходит больше смазочной жидкости, поэтому перенос тепловой энергии максимален.

Как повышается вязкость смазки?

Вязкость увеличивается, если присадки отработали свой ресурс. К примеру, если антиоксидантных свойств больше нет, масло будет быстро окисляться и станет густым. Также вязкость повышается из-за попадания в смазочную жидкость твердых частичек. Легкие фракции смазки могут испаряться, что также приводит к загустению наравне со шламообразованием, когда горючее сгорает не полностью. Если в масло попадет влага, антифриз или воздух, оно также загустеет.

Какая вязкость масла лучше для лета или зимы для моего авто?

Чтобы определить этот параметр, необходимо изучить руководство по эксплуатации вашей машины. Автопроизводитель тестирует параметры мотора, чтобы подобрать оптимальное масло, подходящее для всех режимов работы.

Чтобы увеличить ресурс работы силового агрегата, следует регулярно проверять объем и качество смазки. Также необходимо обращать внимание на цвет смазочной жидкости. Помните о том, что пробег авто и время работы ДВС не соответствуют. К примеру, если вы стоите в пробке, мотор функционирует в нагруженном тепловом режиме, однако фактически машина не движется. Это значит, что пробег будет небольшой, но при этом ресурс силовой установки выработан неадекватно. В таких ситуациях рекомендуется заливать новое масло чаще положенного срока.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽