Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
до
Закажите комплект от 250 т.р. и окупите его уже в 1й месяц
ВЫбрать комплект
АКЦИЯ ДО 
08.11.2023 Автосервис
1024
Время чтения: 13 минут

Как заряжать гелевый аккумулятор

Сохранить статью:

О чем речь? Зарядку гелевой батареи выполнить несложно, однако процедура требует соблюдения рекомендаций производителя.

 

Что представляют собой гелевые аккумуляторы

Гелевые аккумуляторные батареи представляют собой усовершенствованный вариант классических, в которых вместо жидкого наполнителя используется гелеобразный. По принципу действия они не отличаются от обычных кислотно-свинцовых АКБ.

Такие аккумуляторные батареи выпускаются в двух вариантах. При их изготовлении могут применяться следующие технологии;

  • GEL – элементы питания с микропористым сепаратором и наполнителем из силикагеля;
  • AGM – батареи в корпусе из стекловолокна с пропиткой из специального кислотного состава, выступающего также сепаратором.

Эти технологии применяются при изготовлении аккумуляторов в судо- и автомобилестроении. Такие АКБ осуществляют питание приборов, нуждающихся в бесперебойной подаче электрического тока. В автомобилях гелевые элементы питания используются нечасто.

Что представляют собой гелевые аккумуляторыЧто представляют собой гелевые аккумуляторы

Особой популярностью подобные аккумуляторные батареи пользуются у владельцев мотоциклов и скутеров. Срок службы АКБ, на исправность работы которых не влияет их положение, составляет не меньше 10 лет. Герметичный корпус и консистенция электролитного наполнителя предотвращают его подтекание.

Преимущества и недостатки гелевых АКБ

Как можно понять из сказанного выше, главное характерное отличие гелевых элементов питания от классических заключается в гелеобразном электролите. Благодаря этому оригинальному инженерному решению изменились вся технология производства аккумуляторов и их конструкция. У нового устройства существует ряд конкурентных преимуществ. Они отличаются:

  • надежностью, которая обеспечивается наглухо запаянным корпусом;
  • отсутствием необходимости подливать электролит;
  • максимальной герметичностью, которая делает возможной эксплуатацию аккумуляторных батарей даже в сложных погодных условиях;
  • отсутствием вентиляционных отверстий, благодаря чему полностью исключен контакт внутренних компонентов аккумулятора с внешней средой;
  • повышенной прочностью, которая обеспечивается пластинами, способными выдерживать давление и ударные нагрузки;
  • высоким напряжением заряда, позволяющим выполнять зарядку батарей при работающем двигателе;
  • высокой скоростью полной зарядки – около двух часов против почти 24-х у кислотно-свинцовых аналогов;
  • более длительным сроком службы;
  • способностью долго сохранять заряд – без подзарядки за год теряется около 20 % (обычные АКБ за это время полностью разряжаются).

Однако гелевые АКБ имеют и ряд недостатков, в частности, уязвимость к повышению напряжения (если оно превышено, внутренние компоненты батареи начинают разрушаться) и плохая переносимость низкой температуры, при которой гель застывает и теряет свои свойства.

 

Выбор зарядного устройства

Зарядка гелевого аккумулятора на 12 вольт требует использования оборудования с соответствующими параметрами. Можно применять аппаратуру:

  • импульсную (обычное трансформаторное зарядное устройство использовать нельзя);
  • полуавтоматическую (сила тока изменяется в зависимости от уровня зарядки аккумуляторной батареи; имеется функция точной регулировки напряжения);
  • с напряжением зарядки от 14 до 14,3 вольта.

Напряжение и сила зарядного тока в современных импульсных устройствах для зарядки регулируются либо ступенчато, либо плавно. Не следует пользоваться полностью автоматическими приборами, в которых не предусмотрена регулировка данных показателей.

Выбор зарядного устройстваВыбор зарядного устройства

Правила зарядки гелевого АКБ

Итак, мы перечислили требования к зарядным устройствам. Разберемся теперь, как правильно заряжать гелевый аккумулятор:

  1. Выставляем на «0» все регуляторы на панели управления.
  2. Подключаем клеммы зарядного устройства к аккумулятору, соблюдая полярность.
  3. Выставляем напряжение от 14 до 14,3 В.
  4. Находим на корпусе аккумулятора табличку Max Initial current с указанием начального тока зарядки в амперах (если она отсутствует, выставить ампераж от 5 до 10 % от емкости АКБ).
  5. Выполняем полную зарядку до автоматического отключения прибора.
  6. Контролируем температуру батареи – при ее нагреве зарядку прекращаем и возобновляем после остывания, перепроверив настройки ЗУ (если АКБ перегревается, это может также означать, что она вышла из строя).

Завершив зарядку, необходимо в течение суток контролировать напряжение на клеммах АКБ. Если оно опускается ниже 12,4 В, батарея подлежит замене.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
232 084 ₽
В кредит от 7 736/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Техника безопасности при зарядке гелевых АКБ

  • Заряд гелевой аккумуляторной батареи на клеммах нужно замерять мультиметром при работающем двигателе как минимум один, а лучше два раза в месяц.
  • В ходе зарядки необходимо контролировать напряжение, которое постепенно уменьшается к концу процесса (максимально допустимое значение – 14,5 В).
  • Если возникли проблемы и гель в АКБ вскипел, никогда не следует пытаться вскрыть корпус. Возможный взрыв батареи не только полностью выведет ее из строя, но и может быть опасен для жизни и здоровья находящихся поблизости людей!

Почему заряжать гелевый аккумулятор простой зарядкой напрямую нельзя

Ни в коем случае нельзя пытаться зарядить гелевую АКБ с помощью обычного трансформаторного зарядного устройства. Если вы уже попробовали сделать это, батарея однозначно выведена из строя, так как сила тока, которая используется для зарядки кислотно-свинцовых аккумуляторов, слишком велика для геля и расплавляет его. Произошедшие при этом изменения необратимы и будут только нарастать.

Перечислим главные особенности эксплуатации и зарядки гелевой АКБ:

  • попытка зарядить полностью заряженную батарею не приводит к плавлению геля, но брать заряд АКБ не будет;
  • с помощью пускового устройства зарядить гелевую батарею проблематично, даже если есть функция настройки параметров;
  • обычные зарядные устройства для кислотно-свинцовых АКБ выдают ток слишком большой силы и расплавляют гель;
  • процедура зарядки гелевых батарей требует строгого соблюдения специфических параметров;
  • сегодня в России недостаточно информации о преимуществах и правилах использования гелевых АКБ;
  • гель не переносит перегрева, поэтому подачу тока следует немедленно прекратить при полной зарядке.

Почему заряжать гелевый аккумулятор простой зарядкой напрямую нельзяПочему заряжать гелевый аккумулятор простой зарядкой напрямую нельзя

Нагревание корпуса гелевого аккумулятора во время зарядки с большой долей вероятности говорит о его выходе из строя. Образующаяся при избыточной температуре жидкость довольно быстро разъедает остатки геля, после чего батарею можно выбрасывать. Часто к этому приводят попытки зарядить АКБ с помощью обычного зарядного устройства.

 

Как продлить период работы устройства

Гелевые аккумуляторные батареи на 12 В – необслуживаемые, но продление срока их службы все же возможно. Если АКБ вздулась, о реанимации говорить поздно. Отделение геля от пластин делает выработку электроэнергии невозможной. Такие внутренние дефекты, как изношенные стекловолокно, электроды или электролит, не поддаются обнаружению из-за герметичного корпуса.

Если речь идет о подсохшем электролите, работоспособность батареи можно восстановить. Необходимо удалить пластиковую крышку и резиновые клапаны. Далее нужно набрать в шприц дистиллированную воду и ввести по 2 мл в банки. Пластины должны быть слегка покрыты жидкостью. Когда гель увлажнится, лишнюю воду нужно удалить, а затем вернуть на места колпачки и крышку.

Рекомендации по эксплуатации гелевых АКБ

  • Старайтесь не эксплуатировать частично разряженную батарею, несмотря на то, что она продолжает работать. Подзарядку следует выполнять при обнаружении недостаточного уровня заряда. В противном случает аккумулятор быстро утратит работоспособность.
  • Следите за тем, чтобы АКБ всегда была чистой.
  • Полный цикл разрядки/зарядки необходимо выполнять около четырех раз в год.
  • Регулярно осматривайте клеммы и следите, чтобы они не разбалтывались.
  • При отделении геля от пластин, о котором можно судить по вздувшемуся корпусу гелевой аккумуляторной батареи, попытки восстановления, вскрытия или ремонта ни к чему не приведут. Более того, подобные манипуляции крайне опасны для вас и находящихся поблизости людей, так как могут привести к взрыву. Важно помнить, что такие АКБ относятся к необслуживаемым.
  • При незначительном подсыхании гелевого наполнителя исправить положение можно с помощью обычного медицинского шприца. Необходимо снять пластиковую крышку и резиновые колпачки и залить в каждую банку по несколько миллилитров дистиллированной воды. Жидкость должна слегка покрывать пластины. После увлажнения геля остатки воды удаляются.

Если знать правила эксплуатации гелевых аккумуляторных батарей и следовать им, срок службы АКБ можно существенно увеличить. Важно помнить о технике безопасности и не выполнять никаких манипуляций, если у вас нет абсолютной уверенности, что они безопасны. Жизнь и здоровье людей неизмеримо дороже, чем покупка нового аккумулятора.

Рекомендации по эксплуатации гелевых АКБРекомендации по эксплуатации гелевых АКБ

Часто задаваемые вопросы о гелевом аккумуляторе

  • Можно ли класть гелевую аккумуляторную батарею набок во время эксплуатации?

Одно из важных достоинств подобных аккумуляторов заключается в том, что их работоспособность абсолютно не зависит от положения в пространстве. Даже если батарею перевернуть вверх дном, электролит не разольется, а устройство будет продолжать выполнять свои функции. Благодаря клапанам кислота не вытекает из корпуса и клеммы не подвергаются коррозии, как это часто бывает у кислотно-свинцовых аналогов. АКБ с гелеобразным наполнителем работают при морозе до -30 °C.

  • Как долго может прослужить гелевая аккумуляторная батарея?

Обычно производители заявляют срок службы до 10 лет, реже – до 15 (минимальный составляет 5 лет). В целом этот показатель зависит от количества циклов заряд/разрядка и соблюдения правил эксплуатации, которые производитель приводит в сопроводительной документации.

  • Можно ли заливать в гелевую аккумуляторную батарею дистиллированную воду?

Да, можно, чтобы увлажнить подсохший гелевый наполнитель аккумулятора. Однако важно не перестараться. Жидкость должна лишь немного покрывать пластины. Эксплуатация батареи приводит к постепенному высыханию геля из-за испарения влаги. При восстановлении влажности на каждую банку заливается 1-2 мм воды, а через несколько часов ее излишки удаляются с помощью шприца. Если же вода впиталась полностью, можно попробовать добавить еще немного и подождать.

  • Что происходит при заливании избыточного количества воды в гелевую аккумуляторную батарею?

Избыточное количество дистиллированной воды вызывает ускоренную сульфатацию поверхности пластин. Аккумуляторная батарея начинает перегреваться, происходит вскипание электролита. В результате АКБ перестает подолгу держать заряд, существенно сокращается срок его эксплуатации.

В зимние морозы заливать избыточное количество дистиллированной воды в гелевую аккумуляторную батарею опасно, так как это приводит к замерзанию излишков влаги внутри корпуса и его растрескиванию. В теплое время года через трещины начинает вытекать электролит. Кислота может нанести вред лакокрасочному покрытию автомобиля, мотоцикла или мопеда.

  • Каковы основные недостатки гелевых аккумуляторных батарей?
    • Срок эксплуатации таких АКБ значительно снижается при подаче избыточного заряда из-за расплавления гелеобразного электролита.
    • Гелевые аккумуляторные батареи крайне чувствительны к перепадам напряжения в бортовых сетях транспортных средств и при зарядке требуют применения тока с напряжением не более 14,5 В.
    • Подобные АКБ относительно дороги (цена может достигать 77 000 рублей).

Высокотехнологичные и дорогие гелевые аккумуляторные батареи с каждым годом набирают все большую популярность. Они широко применяются в качестве тяговых (в промышленности и в электротранспорте) и стартерных (в мотоциклах, мопедах, скутерах и т. д.). Существенное преимущество таких АКБ – высокая мощность. Однако они требуют зарядки с помощью специальных устройств. Кроме того, заряжать и обслуживать подобные аккумуляторы могут только квалифицированные специалисты.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽