Как работает круиз-контроль? Если совсем коротко, то заданная изначально скорость машины обеспечивается путем поддержания или изменения на определенных участках пути оборотов двигателя. Сегодня это происходит с помощью электроники.
На что обратить внимание? Возможности систем, установленных на автомате и механике, не совпадают. Во втором случае функционирование круиз-контроля ограничено, так как чаще требуется вмешательство водителя в процесс управления.
В этой статье:
Общее описание системы круиз-контроля
Круиз-контроль представляет собой систему, при помощи которой машина автоматически поддерживает выбранную человеком скорость перемещения. Топовая версия называется «адаптивный круиз-контроль» и оснащена множеством полезных функций, далее рассмотрим их подробнее.
Когда автомобиль автоматически поддерживает скорость движения, вам не нужно постоянно нажимать на педаль газа, поэтому даже длительные поездки будут комфортными.
Общее описание системы круиз-контроля
Прежде всего расскажем, как была изобретена данная система. Впервые автоматизировать процесс подачи газа решил инженер-механик Ральф Титор. Изобретатель ослеп в детском возрасте, поэтому ему приходилось ездить с водителем, который постоянно замедлял и ускорял движение, поскольку не мог непрерывно поддерживать одинаковую скорость.
Система, изобретенная Ральфом, называлась по-разному: speedostat, conrolmatic, pressomatic, touchomatic. Через несколько месяцев она стала активно применяться в автомобильной промышленности. Впервые круиз-контроль был установлен на Chrysler Imperial 1958 года выпуска, при этом система управления скоростью называлась auto-pilot. С 1960 года данная система вошла в серийное производства многих автомобилей.
Разновидности круиз-контроля
Есть три вида круиз-контроля:
Ограничитель скорости
Данная функция является базовой: с таким круиз-контролем машина не может разогнаться быстрее выбранной скорости, даже если нажать на акселератор. Однако если отпустить педаль, автомобиль начнет ехать медленнее. Такой ограничитель необходим для того, чтобы не превышать допустимую скорость.
Пассивный круиз-контроль
Традиционная наиболее часто встречающаяся функция, поддерживающая выбранный скоростной режим. Однако пассивный круиз-контроль не снизит скорость машины перед препятствием и не обеспечит разгон автомобиля на пустой трассе.
Активный (адаптивный) круиз-контроль
Это усовершенствованный вариант системы со множеством функций. Установленные датчики, радары, лидары, GPS практически полностью исключают необходимость участия человека в управлении. Система обнаруживает другие машины на дороге, автоматически поддерживает расстояние до впереди идущего автомобиля, замедляет и набирает скорость.
Товары из категории
По международным стандартам SAE машины с адаптивным круиз-контролем относятся к категории автономных транспортных средств первой категории.
Алгоритм работы круиз-контроля
Понять, как работает круиз-контроль автомобиля, несложно. Говоря простыми словами, эта система представляет собой сервопривод с отрицательной обратной связью.
Человек включает систему, она фиксирует положение педали газа, а также выбранный скоростной режим.
При снижении скорости, например если машина движется по гористой местности, система передает сигнал на сервопривод, чтобы увеличить подачу газа. Если же автомобиль начинает ехать слишком быстро, к примеру, при съезде с горы, поступает сигнал на перекрытие топливовоздушной смеси, в результате транспортное средство тормозит.
Рассмотрим, как работает круиз-контроль на авто прошлых годов выпуска: здесь система соединяется с педалью газа при помощи тросика, удерживая акселератор в выбранном положении, чтобы поддерживать скоростной режим.
На новых машинах управление скоростью происходит при помощи электроники через программу без кабеля. Компьютер подсоединен к датчикам и механизмам контроля дроссельной заслонкой, поэтому изменение функционала происходит через беспроводную систему.
В теории установить такую систему получится на каждую машину. Но в основном данная опция идет уже с завода.
Круиз-контроль встречается на машинах с МКПП, а также на моделях с автоматической коробкой переключения передач.
Как работает круиз-контроль на механике
Функционирование данной системы на авто с МКПП ограниченно. Водителю придется самостоятельно переключать передачи, машина не сможет автоматически ускоряться либо замедляться.
Например, при езде с круиз-контролем в гору на высокой передаче могут возникнуть сложности: человеку придется переключать коробку вниз. Если нужно спуститься с горки, ситуация будет полностью противоположной: круиз-контроль закроет дроссельную заслонку, если скорость превысит установленную, однако автомобиль не затормозит. Для снижения скорости человеку придется притормаживать, выбрав пониженную передачу. Но как только водитель начнет нажимать на педали и КПП, круиз-контроль будет деактивирован.
Как работает круиз-контроль на автомате
На машинах с АКПП передачи будут переключаться без человеческого вмешательства, поэтому все функции круиз-контроля можно использовать даже при передвижении в непростых дорожных условиях.
Как работает круиз-контроль на механике
К примеру, при езде в горку машина, чтобы поддерживать скоростной режим, автоматически перейдет на пониженную передачу. Такие же действия системы будут, если нужно спуститься с горы, при этом дроссельная заслонка закроется, а передача с повышенной переключится на низкую.
Механизм управления системой круиз-контроля
Рассмотрим, как работает круиз-контроль на механической коробке передач или АКПП. На рулевом колесе установлены кнопки, также может быть подрулевой переключатель (сигналы поворотов). Для управления системой нужно знать пять кнопок:
- Тумблер. При помощи этой клавиши вы можете зафиксировать скорость либо увеличить ее. Когда автомобиль будет ехать достаточно быстро, просто установите скоростной режим педалью акселератора. Если дополнительно нажать на кнопку, скорость увеличится.
- On/Off — кнопка включения и выключения круиз-контроля.
- Resume — клавиша используется, чтобы активировать систему и задать установленную скорость, которую вы выбрали прежде, чем запустить систему. Эта функция нужна, если вы резко затормозили или разогнались и настройки сбросились.
- Coast – клавиша снижения скорости.
- Cancel — кнопка деактивирует круиз-контроль.
Как правильно использовать систему круиз-контроля:
- Оцениваем ситуацию на дороге. Если трасса обледенела либо идет сильный дождь, водителю необходимо самостоятельно контролировать автомобиль.
- Увеличиваем скоростной режим. Если вы движетесь по трассе, учитывайте разрешенную скорость, чтобы не допустить нарушений.
- Когда машина наберет нужную скорость, активируем систему.
- Если работает адаптивный круиз контроль и скорость автомобиля увеличивается автоматически, необходимо следить за дорожной ситуацией.
- Чтобы ускориться при включенном круиз-контроле, следует нажать специальную клавишу или педаль газа. Для снижения скорости также нажимаем соответствующую кнопку или же педаль тормоза. Для обеспечения полной безопасности круиз-контроль автоматически отключится при нажатии на тормоз.
Несмотря на то что принцип работы круиз-контроля на всех машинах идентичный, в каждом отдельном случае будут свои особенности. Возможно, вам потребуется время, чтобы привыкнуть к расположению кнопок управления системой.
Механизм управления системой круиз-контроля
Вы должны разобраться, как устанавливать и выдерживать выбранный скоростной режим. Чаще всего необходимо нажимать кнопки «плюс» и «минус», чтобы изменить скорость на один-два километра в час. Если же нажать и удерживать клавишу, скоростной режим изменится на 5-10 км/ч.
В зависимости от особенностей системы, установленной на вашем авто, управление может быть полностью эргономичным.
Обратите внимание на один нюанс: разгон машин происходит специфически, особенно с АКПП. Один автомобиль будет вытягивать на текущей передаче, другой переключится на пониженную. В зависимости от модели авто и выбранных настроек разгон на круиз-контроле может происходить размеренно или рывками.
Кроме того, поддержание выбранной скорости также осуществляется индивидуально, в зависимости от точности. Это нужно учитывать в сложных дорожных условиях, к примеру когда вы спускаетесь с горки либо машина плавно разгоняется. Скорее всего, система просто перекроет подачу газа, не снижая скоростной режим. В результате автомобиль будет двигаться слишком быстро, и вас могут оштрафовать либо произойдет ДТП.
Преимущества и недостатки технологии круиз-контроля
Круиз-контроль становится все более популярным среди автовладельцев. Помимо плавности хода, эта система обеспечивает еще ряд преимуществ:
- Комфортное передвижение в долгих путешествиях. Вам не нужно непрерывно нажимать на педали газа и тормоза.
- Оптимальный скоростной режим, поэтому вас не оштрафуют за превышение скорости.
- Снижение расхода горючего, поскольку топливо подается плавно, а машина движется в одном скоростном режиме.
Механизм управления системой круиз-контроля
Несмотря на весомые преимущества, у данной системы есть минусы:
- Не рекомендуется активировать систему при плохой погоде, к примеру, когда трасса занесена снегом либо покрыта льдом.
- При включенном круиз-контроле водитель обращает меньше внимания на дорогу и может не успеть среагировать при возникновении аварийной ситуации.
- Многие ученые отмечают, что, если человек привыкнет к использованию данной системы, он потеряет пространственное восприятие и не справится с управлением автомобилем при возникновении опасности на дороге.
Подробнее про адаптивный круиз-контроль
Другое название такого круиз-контроля – интеллектуальный. При использовании этой системы вам нужно выбрать оптимальную скорость и расстояние до других автомобилей, причем имеется несколько вариантов. После этого машина будет управляться автоматикой.
Если впереди нет других автомобилей, будет поддерживаться выбранный скоростной режим. Когда движется другая машина, система снизит скорость и будет ориентироваться на впереди идущее транспортное средство.
Регулировка скорости происходит подачей газа, если нужно замедлиться – включается система тормозов, пока машина не прекратит движение. В современных версиях автомобиль начинает ехать после полной остановки, поэтому таким круиз-контролем удобно пользоваться в городских условиях. Однако встречается такая функция достаточно редко.
Адаптивный круиз-контроль на новых машинах включает в себя также автоматическое торможение, если перед вами возникнет препятствие: автомобиль остановится автоматически, вам не нужно нажимать на тормоз. Такое решение исключает человеческий фактор, в разы повышая безопасность передвижения.
Вместе с системой удержания в полосе, интеллектуальный круиз-контроль позволяет человеку не участвовать в управлении машиной (вторая категория автономности). Несмотря на это система является вспомогательной и не относится к категории автопилота.
Подробнее про адаптивный круиз-контроль
В некоторых ситуациях интеллектуальный круиз-контроль не сможет правильно управлять машиной. К примеру, если система распознает движущуюся впереди машину при езде по прямой либо плавной дуге, но в крутом повороте, при круговом движении «круиз» теряет автомобиль из поля зрения, повышая скорость.
Также рядом идущий автомобиль может перестроиться в ваш ряд, и, если машина окажется слишком близко, система решит, что это препятствие, и затормозит.
В подобных ситуациях система не может объективно оценить дорожную ситуацию, в результате реакция будет либо слишком активной, или, наоборот, запоздалой. Кроме того, «круиз» не способен проанализировать и предугадать, как будут двигаться другие машины. Именно поэтому участие человека необходимо в управлении транспортным средством.
В этом заключается основная проблема использования круиз-контроля: даже опытный водитель расслабляется и утрачивает бдительность, в результате случаются аварийные ситуации.
Единственное неоспоримое преимущество адаптивного круиз-контроля – система автоматического торможения, которая убережет вас от ДТП, даже если вы отвлеклись и не следите за дорогой. В любом случае рекомендуется оставаться бдительным, даже во время долгого путешествия по свободной трассе.
Часто задаваемые вопросы о работе круиз-контроля
Когда нельзя использовать круиз-контроль?
Если невозможно поддерживать выбранный скоростной режим, поскольку движение неоднородное либо плотное, не стоит активировать круиз-контроль. В руководстве по эксплуатации авто указано, что запрещено включать систему в следующих случаях: плотный трафик, аварийные участки трассы, на скользких и мокрых дорогах, в условиях плохой видимости (в ночное время суток, во время ливня, метели, тумана, на извилистой дороге), при спусках и подъемах в гору.
Почему запрещено применять круиз-контроль на скользкой дороге?
Круиз-контроль используется, чтобы поддерживать выбранный скоростной режим вне зависимости от курсовой устойчивости авто и сцепления с дорожным полотном. При активации системы машина будет поддерживать равномерную скорость. Однако на заснеженной трассе сопротивление колес меняется, скорость периодически снижается, система начнет увеличивать ее, повышая обороты ДВС.
Правда ли, что работающий круиз-контроль экономит топливо?
Круиз-контроль не только поддерживает выбранную скорость, но и снижает расход горючего. Дело в том, что система дозированно подает топливо, в результате расходы на заправку снизятся на 4—10 %.
Насколько безопасна система круиз-контроля?
Функционирование системы полностью безопасно. Однако не исключен человеческий фактор: если водитель потеряет бдительность, перестанет следить за скоростным режимом и не успеет быстро среагировать при возникновении опасной дорожной ситуации.
Насколько безопасна система круиз-контроля?
Чтобы такого не произошло, не активируйте систему, если участок трассы сложный и потенциально аварийный.
Для обеспечения комфортного и безопасного передвижения были созданы не только ремни и подушки безопасности, но и современная система круиз-контроля, позволяющая вам расслабиться и получать удовольствие от долгого путешествия.