Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
08.08.2023 Автосервис
1360
Время чтения: 11 минут

Как работает ГУР: что важно знать

Сохранить статью:

О чем речь? ГУР представляет собой гидравлическую систему, которая помогает водителю поворачивать руль с минимальным усилием.

На что обратить внимание? Основной компонент ГУР — ;насос, который работает от двигателя автомобиля и создает давление в гидравлической системе. Это давление передается через специальные трубки к гидроцилиндру, который расположен на мостике рулевого механизма. От того, как работает ГУР, в многом зависит комфорт управления автомобилем.

 

Что такое ГУР

Гидроусилитель руля, или сокращенно ГУР, является обязательной механической системой транспортного средства и позволяет повышать усилия на руле. Простыми словами, гидроусилитель — это устройство, которое дает возможность без дополнительных усилий водителю автомобиля крутить руль. При низких скоростях и маневрировании сопротивление при повороте колес практически не ощущается. Для полноценного представления гидроусилителя и его функционала важно понимать, как работает ГУР.

Первоначально ГУР устанавливался только в тяжелую технику и грузовые автомобили. Примерно 70 лет назад гидроусилитель впервые добавили в комплектность легкого транспорта. В настоящий момент ГУР является неотъемлемой частью любого ТС. Производители устанавливают гидравлическую систему или электрическую.

ГУР позволяет не только крутить руль без дополнительных усилий, но и обеспечивает ряд важных параметров:

  • подавляет вибрации, которые могут ощущаться от колес во время движения;
  • повышает маневренность за счет уменьшения поворотов руля;
  • увеличивает безопасность в аварийно-опасных ситуациях, например при проколе колес;
  • снижает физическую нагрузку, которая требуется от водителя; этот фактор имеет особое значение при движении по городу.

Что такое ГУРЧто такое ГУР

Устройство ГУР

ГУР представляет собой замкнутый контур, внутри которого циркулирует жидкость под высоким давлением. Жидкость имеет масляную основу. Основные рабочие компоненты зависят от типа устройства. Рассмотрим на примере интегрированной системы, которая встраивается в рулевой реечный механизм:

  • Расширительный бачок. Позволяет регулировать и отслеживать количество жидкости внутри системы. Для этого имеются специальные риски и на крышку прикреплен мерный щуп. Внутри расширительного бачка обязательно присутствует пылезащитный фильтр, способный защитить всю систему от засорения.
  • Насос. Компонент, который обеспечивает необходимое давление внутри замкнутого контура. Чаще всего представлен в виде лопастного механизма, устанавливается под двигателем внутреннего сгорания и работает на ременной передаче от коленвала.
  • Распределитель. Расположен на рулевом валу. Позволяет принимать сигналы от поворота руля, усиливает его движение за счет нагнетания жидкости в соответствующую полость гидроцилиндра. Представляет собой вал и поворотный золотник, которые соединены между собой стержнем, работающим на скручивание. Имеющиеся на деталях пазы и каналы обеспечивают перемещение жидкости.
  • Шланги повышенного и пониженного давления, образующие систему, по которой между гидроусилителем и распределителем циркулирует рабочая жидкость. Первый контур распределяет жидкость к рабочим узлам, второй — отводит ее обратно.

Устройство ГУРУстройство ГУР

Как работает ГУР

В транспортном средстве, не имеющем гидроусилителя, рулевой механизм работает просто: рулевое колесо соединяется с зубчатой рейкой при помощи шестерни через вал. При вращении руля шестерня и вал сдвигают рулевую рейку в противоположном направлении. Рейка соединяется с колесными тягами и поворачивает в нужную сторону.

В современном автомобильном транспорте в рулевой рейке предусмотрен гидроцилиндр. С обеих сторон к нему подходят трубки от исполнительного механизма. Движение рейки обеспечивается за счет повышения давления с одной или второй стороны. При повороте руля с нужной стороны гидроцилиндра открываются полости или клапаны, гидравлическая жидкость, проходя по шлангу, давит на определенную сторону гидроцилиндра. Поршень передвигается в ту сторону, в которую повернут руль, утягивая за собой рейку.

Таким образом, при работе ГУР позволяет без применения физической силы вращать колесами в обе стороны.

 

Преимущества и недостатки гидроусилителя рулевого управления

ГУР имеет много достоинств, о которых написано выше. Подведем итог, в чем особенности гидроусилителя:

  • снижение физической нагрузки при вращении руля;
  • смягчение ударов, которые передаются на руль от колес при неровных дорогах;
  • повышенная безопасность благодаря маневренности.

Кроме плюсов, у такой системы имеются и минусы:

  • часть мощности двигателя отдается на функционирование системы;
  • ГУР требует периодического обслуживания всего механизма.

Преимущества и недостатки гидроусилителя рулевого управленияПреимущества и недостатки гидроусилителя рулевого управления

Требования к гидроусилителю

Функционирующий и технически исправный ГУР отвечает следующим критериям:

  • руль всегда самостоятельно возвращается в исходное положение, что обеспечивается неравномерностью давления в разных участках системы;
  • поворотный момент на колесах ограничивается;
  • колесам обеспечивается большой угол разворота при движении рулевого колеса;
  • весь механизм функционирует бесшумно;
  • при неисправности ГУР полноценное управление транспортным средством сохраняется, но для вращения руля необходимо приложить физическую силу;
  • ГУР заглушает удары и толчки при езде по неровной поверхности, они не ощущаются на руле;
  • поворотный угол руля соответствует поворотному углу колеса;
  • промежуток между вращением руля и поворотом колес должен соответствовать минимально возможному времени.

Также гидроусилитель должен отвечать заявленным требованиям:

  • высокая надежность и длительное время функционирования без поломок;
  • простота в обслуживании и понятность;
  • несложное устройство должно давать возможность максимально быстро исправить недочеты и осуществить замену жидкости при ее плохих показателях.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
232 084 ₽
В кредит от 7 736/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Признаки неисправности и типичные поломки ГУР

Система, позволяющая легко управлять автомобилем, является достаточно сложной по своей конструкции. Высокая надежность механизма не гарантирует ее вечной исправности. Возникновение поломки собственник автотранспортного средства может выявить самостоятельно по нескольким признакам, на основании того, как работает ГУР:

  • сильные толчки во время движения транспортного средства;
  • поворот руля требует усилий или, наоборот, стал очень легким;
  • руль не возвращается в исходную позицию либо вибрирует, издает шум;
  • рулевое колесо поворачивается самостоятельно.

Причин неисправности может быть несколько. Рассмотрим самые частые поломки и их устранение. При сильных толчках на рулевом колесе виной является приводной ремень. Он может изнашиваться, растягиваться. Все зависит от длительности и периодичности использования. Для восстановления функциональности ГУР необходимо заменить или натянуть ремень.

 

Недостаточное количество жидкости внутри системы может привести к затруднительному повороту руля. Если неисправность не устранена после проверки уровня масляной жидкости и восполнения до нормы, то стоит проверить всю систему на наличие трещин и протечек. Любая разгерметизация ГУР нарушает его функционирование.

Ослабления соединения трубок в гидроусилителе может привести к вибрации и шумности руля. А при самостоятельном движении руля в разные стороны необходимо проверить насос, скорее всего, дело в нем.

Обратите внимание, чаще всего гидроусилитель требует профессионального ремонта. Не рекомендуется пытаться восстановить его самостоятельно. Сервисные центры выполнят все работы быстро, в том числе диагностику, устранят неисправности. Как показывает практика, самостоятельный ремонт может привести к негативным последствиям.

Периодичность замены жидкости в ГУР

Масло, за счет которого работает ГУР, согласно теории, не требует замены в течение всего срока использования транспортного средства. Но при этом все же рекомендуется менять жидкость во избежание поломок.

По словам специалистов, периодичность замены масляной жидкости в ГУР зависит от интенсивности использования ТС. Если годовой пробег не превышает 20 тысяч километров, то замена требуется один раз в два-три года. При более интенсивной эксплуатации машины необходимо сократить этот срок.

Периодичность замены жидкости в ГУРПериодичность замены жидкости в ГУР

При функционировании гидроусилителя рабочая температура всех элементов повышается, в том числе греется и масло. Такое воздействие ухудшает физические свойства жидкости. При запахе горелого масла рекомендуется осуществить полную замену на жидкость проверенного производителя.

Для замены жидкости потребуется не более 1,5 литра. Обратите внимание, масло замеряют в двух различных состояниях. Горячий уровень, когда автомобиль только остановился. Это одна отметка, которая является важной и ее пределы – от 50 до 80 градусов. И вторая, холодный уровень, она должна быть в пределах от 0 до 30 градусов.

Советы по обслуживанию

Самостоятельное обслуживание ГУР — это периодическая проверка уровня жидкости и ее качества. При значительном снижении количества нужно искать протечку. Самый оптимальный способ, как это сделать, – обратиться в специализированный сервисный центр. Если снижение уровня незначительное, необходимо просто долить масло в расширительный бак. Изменение цвета масла говорит о его перегреве или критичном изменении свойств. Значит, необходимо залить свежую жидкость.

Рекомендации по обслуживанию гидроусилителя руля:

  • проверяйте уровень масла в системе;
  • производитель рекомендует срок замены смазки, учтите это при обслуживании ТС, такая информация указывается в сопроводительной документации к автомобилю;
  • доливайте идентичное масло, состав жидкости может отличаться, нельзя смешивать разные масла;
  • при замене приобретайте только проверенную жидкость от надежного производителя.

От того, как работает ГУР, во многом зависит степень комфорта водителя, которому придется прикладывать меньше усилий. Особенно это важно, если речь идет о тяжелом ТС, грузовом. Для бесперебойного функционирования механизма необходимо отслеживать все важные показатели и своевременно ухаживать за компонентами, производить ремонт и замену при необходимости.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽