Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
22.10.2023 Автосервис
1125
Время чтения: 12 минут

Как проверить вакуумный усилитель тормозов: 4 простых способа

Сохранить статью:

В чем проблема? Вакуумный усилитель тормозов упрощает управление автомобилем – не приходится сильно давить на педаль, чтобы остановить машину. Неисправность вакуумника приведет к обратному эффекту.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов? Для начала рекомендуется разобраться в устройстве этого узла, понять, какие трубки и клапаны за что отвечают. Саму проверку можно выполнить несколькими не очень сложными способами.

 

Устройство и принцип работы вакуумного усилителя тормозов

Первые автомобили не оснащались вакуумными усилителями тормозов. При нажатии на педаль требовалось значительное усилие – примерно 80 килограмм.

Современные транспортные средства всегда оснащаются вакуумными усилителями, которые позволяют не прикладывать много усилий, стоит легко коснуться педали ногой, и этого достаточно для прижатия колодок к дискам.

Чтобы проверить работу вакуумного усилителя тормозов, необходимо понимать устройство данного механизма. ВУТ представляет собой металлический цилиндр, в который помещены следующие детали:

  • Диафрагма, обеспечивавшая движение возвратной пружины.
  • Воздушный клапан с вакуумным и атмосферным каналами.
  • Шток в середине усилителя. С одного конца он соединен с педалью тормоза, а с другого – с главным тормозным цилиндром.
  • Патрубок, соединенный с обратным клапаном. Он обеспечивает разрежение от впускного коллектора мотора.

Металлический цилиндр разделен мембраной на две камеры – вакуумную и атмосферную. Их соединяет канал воздушного клапана. Опускание и нажатие педали тормоза вызывает поочередное открытие каждой из камер.

Устройство и принцип работы вакуумного усилителя тормозовУстройство и принцип работы вакуумного усилителя тормозов

Рассмотрим более подробно принцип работы вакуумного усилителя тормозов, который установлен на большинстве моделей автомобилей.

  • При отсутствии давления на педаль тормоза и вакуумная, и атмосферная камеры находятся под одинаковым давлением, шток и толкатель статичны.
  • При нажатии на педаль тормоза смещается шток, равновесие давлений в камерах нарушается, проход, соединяющий атмосферную камеру и наружный воздух между собой, открывается при помощи клапана.
  • Падение давления приводит к изгибанию диафрагмы в направлении разрежения, что облегчает нажатие на толкатель и поршень главного гидроцилиндра.
  • При отпускании педали тормоза клапан перекрывает поступление атмосферного воздуха, в то же время открывается вакуумный канал. В результате давление в обеих камерах вновь становится одинаковым, под воздействием пружины мембрана возвращается в исходное положение.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

На некоторых автомобилях может быть предусмотрен отдельный вакуумный насос, обеспечивающий разрежение. Такое решение полезно при небольшом атмосферном давлении, в частности в горах.

Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов

Чтобы проверить исправность вакуумного усилителя тормозов, много времени не потребуется. Обычно подобные неисправности не заметить невозможно, причем они серьезно нарушают комфорт вождения. На неполадки указывают следующие признаки:

Нажатие педали тормоза требует значительных усилий

Чтобы представить эту проблему лучше, попробуйте при исправном ВУТ нажать на педаль три-четыре раза подряд. На последнем нажатии потребуется гораздо большее усилие, чем при первом. Также иногда встречается противоположная проблема – чрезмерная мягкость хода педали. Это может говорить о завоздушивании системы.

Влияние вакуумного усилителя на работу мотора

В связи с тем, что вакуумный усилитель разрежается от впускного коллектора, при торможении мотор может изменить режим работы. Причина в том, что коллектор подсасывает воздух, который меняет состав топливно-воздушной смеси в двигателе.

ВУТ издает шипящий звук

Это явление обычно отмечается при нажатии на педаль тормоза. Такой звук говорит о разгерметизации в вакуумном усилителе (в частности, если порвалась диафрагма), или в трубопроводе, либо в обратном клапане (бывает при серьезном износе резиновых прокладок).

Стук вакуумного насоса

В случае неисправности вакуумного насоса об этом можно узнать по характерному гулу, возникающему при движении приводного штока. На сканере эта неисправность обычно отображается как ошибка р1479. При использовании электрического вакуумного насоса иногда возникает перегрев электродвигателя.

Стук при резком торможении

Стук сопровождается вибрациями, поскольку вызывается ослаблением креплений мембраны.

Любой из этих симптомов говорит о том, что пришло время провести проверку и ремонт вакуумного усилителя тормозов.

Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозовПризнаки неисправности вакуумного усилителя тормозов

У современных автомобилей имеется электронный блок управления. При неполадках ВУТ он может выдать ошибку с кодом p1479 — «Вакуумная система усилителя тормозов механическая неисправность». Такое можно увидеть на многих моделях – Audi, Volkswagen (Touareg, Passat), Ford. Объяснение этой неполадки может быть разным, например, следует проверить вакуумный усилитель тормозов на подсос воздуха в шланге между вводным коллектором и самим ВУТ.

Также можно увидеть результаты измерения степени вакуума датчиком разрежения. Как правило, проблемы возникают при попадании влаги внутрь ВУТ или его патрубков. Обычно для ремонта необходимо прочистить и высушить трубки, но иногда требуется замена самого датчика.

Также полезно протестировать предохранитель, который идет от блока управления к самому датчику. Здесь нужно учитывать особенности схемы бортовой электросети автомобиля, более полные сведения можно найти в руководстве по эксплуатации.

Еще одна причина кроется в неисправности электровакуумного насоса. Проблема может заключаться в работе крыльчатки, подшипников, колодки подключения, крепления, реле, предохранителя.

 

Основные причины поломки ВУТ

Конструкция вакуумного усилителя тормозов относительно проста, поэтому перечень возможных неисправностей данного устройство невелик. Специалисты выделят следующие:

  • Разгерметизация вакуумного трубопровода. Он обеспечивает разрежение, которое требуется для нормального функционирования всей тормозной системы. При попадании в него наружного воздуха ВУТ выходит из строя. Потеря герметичности может быть обусловлена износом резины на разных участках – от патрубков и соединений до хомутов.
  • Неисправность обратного клапана. Он отвечает за удаление воздуха из тормозной системы и предотвращает завоздушивание основного тормозного цилиндра. Также может выйти из строя сам клапан, если он используется длительное время. Кроме того, со временем изнашиваются многочисленные резиновые уплотнители.
  • Потеря герметичности (подсос) рабочих камер усилителя. Эта неисправность встречается нечасто и обычно обусловлена механическим повреждением усилителя при дорожно-транспортном происшествии или неправильным ремонтом.
  • Разрыв диафрагмы. Эта деталь расположена внутри самого усилителя и не подлежит ремонту. ВУТ будет травить воздух и шипеть во время работы. Проблема устраняется заменой диафрагмы.
  • Образование в ВУТ дополнительного зазора. При длительном использовании транспортного средства мембрана в механизме крепления ВУТ смещается вперед. Это вызывает снижение жесткости педали тормоза. В то же время смещение мембраны приводит к увеличению зазора в креплении, вызывая стуки при экстренном торможении. Ремонт данной неполадки сводится к регулировке штока, в ходе которой он сдвигается вперед. Данную процедуру вполне можно выполнить своими силами в гараже.

Если в ВУТ имеется дополнительный электронасос, то неполадки в его работе также могут вызвать проблемы всей тормозной системы. Она будет работать, но не в полную силу. Если попробовать затормозить на большой скорости, то придется приложить к педали значительно большее усилие, чем обычно.

4 способа проверить вакуумный усилитель тормозов

Чтобы проверить работоспособность вакуумного усилителя тормозов, обращаться в автосервис совсем необязательно. С этой работой легко справится даже малоопытный автомобилист. Задача упрощается тем, что снимать агрегат полностью не требуется, достаточно выполнить несколько несложных тестов.

Тест № 1. Алгоритм действий следующий:

  • Запустите двигатель и подождите, пока он прогреется до рабочей температуры.
  • Мотор должен работать на холостых оборотах. В это время пассатижами или иным подобным инструментом необходимо сместить патрубок отбора разрежения, который идет от коллектора, или отключить штуцер, заглушив его деревянным клином.
  • Если двигатель работает в прежнем режиме, то все системы исправны, герметичность не нарушена.
  • Если обороты двигателя возросли или, напротив, стабилизировались, то это говорит о завоздушивании вакуумного усилителя или подающей трубки.

В случае если обнаружены неполадки в работе ВУТ, следует протестировать шланг передачи вакуума. Для этого патрубок отключается и проверяется на наличие повреждений. Также следует осмотреть хомуты. При обнаружении повреждений замените соответствующие детали на новые.

Тест № 2. Запустите двигатель и подождите, пока он прогреется примерно в течение 7 минут. Мотор также должен работать на холостых оборотах. После этого заглушите силовую установку, а затем до упора выжмите педаль тормоза. Так вы создадите вакуум в ВУТ. После этого отпустите педаль и сразу же выжмите ее полностью еще раз.

4 способа проверить вакуумный усилитель тормозов4 способа проверить вакуумный усилитель тормозов

При неисправности ВУТ второе нажатие педали вызовет меньший ее ход. Если при обоих нажатиях ход педали одинаковый, то усилитель работает нормально. Если получить точные результаты не удалось, то проверить, работает ли вакуумный усилитель тормозов, поможет еще один тест.

 

Тест № 3. Мотор автомобиля запускать не нужно. Нажмите на педаль тормоза примерно восемь раз, после чего нажмите еще раз и запустите двигатель. Если система работает нормально, то произойдет образование вакуума в ВУТ, мембрана надавит на шток и сместит толкатель, сочлененный с педалью. В результате педаль должна еще немного опуститься вниз.

Если педаль не сдвинулась, то это говорит об отсутствии вакуума в системе. Соответственно, ВУТ имеет какую-то неисправность. Нужно выполнить следующий тест.

Тест № 4. Эта проверка вакуумного усилителя тормозов даст ответ на вопрос, есть ли в системе утечка воздуха. Сначала запустите мотор, нажмите до конца педаль тормоза, а затем заглушите силовую установку.

Если ВУТ полностью исправен, то примерно в течение 30 секунд педаль не будет отклоняться от максимально выжатого положения.

Если же происходит возврат педали в исходное положение, значит, на нее давит возвратная пружина. Это говорит о росте давления в рабочей камере и неисправности в работе вакуумного усилителя.

Часто задаваемые вопросы о вакуумном усилителе тормозов

Как проверить обратный клапан ВУТ?

Чтобы проверить обратный клапан вакуумного усилителя тормозов, нужно демонтировать шланг, извлечь клапан из цилиндра ВУТ, а затем надеть на него резиново грушу. Она насаживается с наружной стороны, где подсоединяется трубка. После этого груша сдавливается и отпускается. Если она осталась в сжатом положении, то обратный клапан работает нормально.

Если же груша распрямилась, то клапан неисправен и требует замены. Аналогичным способом можно продиагностировать состояние впускного патрубка, если нет компрессора.

Можно ли ездить без вакуумного усилителя тормозов?

В принципе, это возможно, но необходимо учитывать, что многие бортовые системы современных транспортных средств реагируют на состояние тормозной системы и всех входящих в нее узлов.

Если ВУТ неисправен, то при торможении придется давить ногой на педаль со значительным усилием. Если же попытаться остановится на высокой скорости, то такого усилия может оказаться просто недостаточно, и удлинившийся тормозной путь способен привести к серьезной аварии.

Должен ли шипеть вакуумщик при нажатии на тормоз?

В принципе, вакуумный усилитель тормозов может шипеть при работе в исправном состоянии. Насторожиться следует, если это шипение стало сильнее, чем обычно. В этом случае не исключено, что агрегат придется заменить, иначе проблема будет только усугубляться.

Любые неисправности ВУТ нельзя игнорировать. Удобнее проверять вакуумный усилитель тормозов, снятый с автомобиля, однако при демонтаже необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить шланг, который соединяет коллектор с усилителем.

Вакуумный усилитель тормозов является одним из важнейших узлов тормозной системы. Благодаря ему значительно уменьшаются усилия, которые необходимо приложить к педали для прижатия колодок к дискам. Конструкция ВУТ довольно проста, его диагностика не требует высокой квалификации, поэтому проверять работоспособность этого агрегата нужно регулярно. Как и любой механизм, вакуумный усилитель со временем изнашивается и выходит из строя, что может негативно повлиять на безопасность эксплуатации автомобиля.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...