В чем проблема? Износ тормозных дисков – естественное явление, рано или поздно каждому автовладельцу их придется менять. Однако есть факторы, ускоряющие или, наоборот, замедляющие этот процесс. Например, агрессивный стиль вождения и наличие АКПП приблизят замену, а ABS, напротив, слегка ее отодвинет.
Что делать? Определить износ можно несколькими способами. Обратить внимание на контрольные метки, измерить остаточную толщину, осмотреть диск на наличие царапин и сколов, понять, есть ли вибрации при торможении.
В этой статье:
Факторы, влияющие на скорость износа тормозных дисков
Что влияет на ресурс тормозных дисков:
Место установки
Факторы, влияющие на скорость износа тормозных дисков
Диски, размещенные на передней оси, имеют средний пробег в 80 тыс. км, в то время как задние диски пройдут 120 тыс. км. Ускоренный износ передних тормозных дисков обусловлен тем, что спереди тормозные механизмы подвергаются более значительной нагрузке.
Тип коробки передач
В машинах с АКПП и вариаторами диски теряют ресурс в 1,5–2 раза быстрее по сравнению с моделями, оснащенными роботизированной или механической трансмиссией. Это происходит потому, что в последних случаях двигатель активно участвует в замедлении автомобиля, что снижает нагрузку на тормозную систему и увеличивает срок службы ее компонентов.
Антиблокировочная система
ABS оптимизирует силу нажатия тормозных колодок, что позволяет примерно на 20 % снизить износ как колодок, так и тормозного диска.
Вес автомобиля
Машины, которые перевозят тяжелые грузы или часто буксируют прицеп, более подвержены риску поломки тормозов. Износ передних и задних тормозных дисков возрастает пропорционально увеличению нагрузки из-за повышенного механического воздействия при значительном весе и трении.
Условия эксплуатации
Поездки по холмистому рельефу с крутыми спусками и извилистыми дорогами сильно влияют на состояние тормозной системы. В таких условиях диски часто требуется заменять после 30–50 тыс. км пути из-за повышенной механической нагрузки.
Манера вождения
Агрессивное вождение с частыми резкими торможениями сокращает срок службы дисков и колодок, повышая вероятность деформации из-за перегрева. В таких случаях может потребоваться замена, даже если толщина деталей остается в пределах нормы.
Качество колодок и дисков
Правильный выбор запчастей предполагает, что тормозные диски подлежат замене после 2–3 смен колодок. Важно отметить, что применение слишком жестких тормозных накладок или монтаж запчастей низкого качества может привести к досрочному выходу дисков из строя уже после единичного цикла эксплуатации.
Товары из категории
Продолжительность службы дисков тесно связана с состоянием остальных компонентов системы тормозов. Заклинивание направляющих, окисление цилиндров и промедление в замене тормозных колодок может привести к преждевременному и неравномерному износу тормозного диска.
Резкое изменение температуры, например, происходящее при интенсивном торможении на мокрой дороге, когда на нагретый диск попадает холодная вода, вносит существенные изменения в геометрию данной детали. Этот процесс может привести к образованию трещин в структуре диска. Такие дефекты, возникающие под воздействием термических напряжений, в конечном итоге могут привести к снижению эффективности тормозной системы.
Признаки износа тормозных дисков
Диски изнашиваются по естественной причине — вследствие трения колодок по рабочей поверхности. Насколько быстро это произойдет, зависит от множества обстоятельств: от того, как часто водитель нажимает на педаль тормоза, как ездит, сколько проехал на машине, какие диски использует, и даже от времени года. Пыль, вода и химические вещества на дороге вредят работе тормозов. Изготовители предоставляют информацию о предельной степени износа тормозных дисков, располагая соответствующую маркировку на рабочей поверхности изделия.
Признаки износа тормозных дисков
Как проверить износ тормозных дисков по косвенным признакам — вопрос, требующий внимательного анализа поведения авто. Потребуется измерить толщину изделий в следующих ситуациях:
- Изменения в поведении педали. Выраженный провал педали тормоза может свидетельствовать о различных неисправностях в тормозной системе, таких как значительная изношенность колодок, неисправность цилиндра или уменьшение уровня тормозной жидкости. Не лишним будет проверить состояние дисков.
- Рывки, дерганье при снижении скорости движения. Если диск наклонен или искривлен, при торможении можно ощутить вибрацию. В таком случае стоит проверить и колодки.
- Биение руля. Распространенное явление, часто вызванное глубокими бороздами износа, перекосом или деформацией тормозного диска. Похожие проблемы периодически наблюдаются из-за изношенности или выхода колодок из строя.
- Громкий скрип при торможении. Посторонние звуки обычно свидетельствуют о дефектах или изношенности колодок, из-за чего, в свою очередь, появляется вероятность повреждения металлической основы и самого тормозного диска. Необходимо провести общую диагностику тормозной системы.
При выявлении любого из упомянутых выше дефектов настоятельно рекомендуется провести полную проверку всех компонентов системы тормозов, уделив особенное внимание износу тормозных колодок и дисков.
Неисправности | Залипание дисков | Занос автомобиля при торможении | Свист тормозов | Вибрация руля в процессе торможения | Рывки в процессе торможения |
---|---|---|---|---|---|
Что может помочь | |||||
Замена колодок | ✔ | ✔ | ✔ | ✘ | ✘ |
Диагностика суппорта. Проверка поршней и направляющих на предмет коррозии и достаточный уровень смазки | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ |
Проверка толщины и общего состояния диска, отметить наличие рывков при торможении | ✔ | ✘ | ✔ | ✔ | ✘ |
Диагностика фрикционных накладок на тормозных колодках | ✘ | ✔ | ✘ | ✘ | ✘ |
Проверка ступичных подшипников. Диагностика рулевых механизмов и подвески | ✘ | ✘ | ✘ | ✔ | ✔ |
Проверка покрышек и дисков колес | ✘ | ✘ | ✘ | ✔ | ✘ |
Определение степени износа тормозных дисков
Когда снимают колесо, убирают колодки и опускают суппорт, тормозной диск становится полностью видимым и доступным для проверки. Существует несколько методов, как определить износ тормозных дисков:
- Контрольные метки. Такие метки являются своеобразными индикаторами изношенности тормозов. Исчезновение проточки в зоне контакта с колодками сигнализирует о необходимости замены диска. Запрещено использовать авто, если тормозные диски изношены больше, чем допустимо.
- Определение толщины диска при помощи штангенциркуля. В настоящее время большинство автопроизводителей в руководстве по эксплуатации машины предоставляют информацию о минимально допустимой толщине рабочей кромки диска.
- Трещины, сколы, глубокие борозды и другие заметные деформации на дисках. Пытаться чинить диски с серьезными повреждениями очень опасно, поскольку появляется риск внезапного разрушения при торможении. Однако, если на новых дисках есть только поверхностные бороздки глубиной до 1 мм, их можно проточить без опасности значительного уменьшения толщины рабочей поверхности.
- Биение диска. Обнаружить подобную проблему можно с использованием роликового микрометра, закрепленного относительно диска. Если при вращении диска амплитуда биения превышает 100 микрон, это вызывает вибрации при торможении, снижает эффективность тормозов и ускоряет износ колодок.
Определение степени износа тормозных дисков
Чтобы определить, насколько изношены диски, и поставить взамен новые, лучше всего будет обратиться к профессионалам. Даже в простых вопросах могут быть тонкости, которые водитель-новичок наверняка упустит. Кроме того, при этом требуется не только замена дисков, но и смазка суппорта, а также установка свежего комплекта колодок.
Допустимый износ тормозных дисков
Каждому водителю важно осознавать разницу между допустимым уровнем износа передних и задних тормозных дисков, не влияющим на безопасность движения, и предельным уровнем, когда необходимо произвести замену дисков.
При достижении максимальной степени износа тормозных дисков появляется риск попасть в аварию. От того, как устроена тормозная система, зависят возможные проблемы с поршнем – он или застревает, или, наоборот, выпадает из суппорта. Если подобное случится при движении на высокой скорости, то может стать серьезной угрозой для водителя и авто.
Каждый изготовитель запчастей тормозной системы устанавливает свои собственные критерии для определения степени изношенности. Эти характеристики зависят от того, насколько мощный двигатель, от размеров и типа дисков. Следовательно, предельные значения могут различаться в зависимости от параметров тормозных систем конкретного производителя.
Давайте рассмотрим пример для тормозов Chevrolet Aveo. Исходная толщина диска равна 26 мм, и предполагается, что критическая ситуация наступает, когда толщина уменьшается до 23 мм. Следовательно, предельная степень износа равна 24 мм, учитывая уменьшение на один миллиметр с каждой стороны.
Допустимый износ тормозных дисков
На рабочей поверхности диска есть указания от изготовителя о том, какой износ считается допустимым. Это можно узнать двумя способами. Во-первых, на ободе находится простая маркировка, например MIN THK 20.0 mm. А, во-вторых, на торцевой части (изнутри, чтобы не мешали колодки) может быть предусмотрена специальная выемка. По опыту водителей выяснилось, что этот способ является более удобным. Когда диск уже достиг критичного состояния, торможение начинает сопровождаться рывками, ощутимыми водителем.
Минимальныйизнос тормозных дисков определяется как не превышающий 1–1,5 мм. Уменьшение толщины изделия на 2–3 мм от номинальной уже считается довольно опасным.
У дисков-«барабанов» с течением времени не уменьшается, а наоборот, увеличивается внутренний диаметр. Для оценки степени изношенности следует регулярно измерять этот параметр и избегать превышения установленных норм. Допустимый внутренний диаметр барабанных тормозов обычно указан на внутренней стороне и зависит от типа диска и марки автомобиля – может быть и 180 мм, и 250.
Если на форуме или в автомагазине спросить, какой уровень износа тормозных дисков является приемлемым, можно услышать, что допустимая степень не должна превышать 25 %. В действительности же уровень изношенности измеряют только в миллиметрах. В качестве иллюстрации приведем таблицу, похожую на те, что обычно есть в технической документации и книгах по ремонту для разных марок машин.
Название параметра | Значение, мм |
---|---|
Номинальная толщина тормозного диска | 24,0 |
Минимальная толщина диска при максимальном износе | 21,0 |
Максимально допустимый износ одной из плоскостей диска | 1,5 |
Максимальное значение биения диска | 0,04 |
Минимально допустимая толщина тормозной накладки | 2,0 |
Часто задаваемые вопросы об износе тормозных дисков
Можно ли заменить только один тормозной диск?
Как правило, диски изнашиваются равномерно при условии исправности суппорта и колодок. Однако иногда, если с самого начала был установлен дефектный или поврежденный диск, возможна его отдельная замена. Кроме того, при каждой замене дисков обязательно устанавливают новый комплект колодок.
При каком износе пора менять тормозные диски?
Обычно тормозные диски прослужат от 120 до 140 тыс. км, а колодки лучше менять через 30–60 тыс. км в зависимости от материала. Современные запчасти часто имеют метки, чтобы было легче понять, как скоро понадобится замена.
Какие проблемы проявляются при критическом износе тормозных дисков?
Когда на диске видны царапины и трещины от износа, сцепление с колодками ухудшается, что увеличивает риск аварии. Износ колодок тоже ускоряется, придется их менять. Если не следить за дисками, проблемы могут усугубиться, появятся еще и другие дефекты.
Чтобы тормоза работали отлично, рекомендуется осматривать диски каждые 50–60 тыс. км или при возникновении проблем с тормозной системой. Для оценки состояния пригодится штангенциркуль и микрометр. Допустимое уменьшение толщины изделия для большинства современных авто — 1,5–2 мм по одной плоскости или около 3–4 мм в целом. Не забывайте контролировать износ и снаружи, и изнутри диска. Обычно внутренняя сторона изнашивается немного больше, примерно на полмиллиметра. Датчик износа колодок и тормозныхдисков подскажет, когда пора провести диагностику.