Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
22.10.2023 Автосервис
1026
Время чтения: 11 минут

Износ тормозных барабанов: признаки, диагностика

Сохранить статью:

О чем речь? Частой причиной ухудшения работы задних тормозов является износ тормозного барабана. Хоть это происходит и не так часто ввиду высокого эксплуатационного ресурса детали, нужно постараться вовремя определить этот момент.

Как определить? Признаками износа могут быть чуть больший провал педали тормоза, быстрое истирание передних колодок, биение при торможении. При первых симптомах нужно снять и отдефектовать барабан.

 

Устройство тормозных барабанов

Задача тормозных барабанов, как и других конструкций тормозов, состоит в том, чтобы замедлять вращение колес до полной остановки. В процессе торможения кинетическая энергия движущихся элементов переходит в тепловую, и это тепло поступает в окружающую среду. Барабанные тормозные механизмы возможно устанавливать и на задней, и на передней колесной оси. Однако во втором случае такие тормоза менее эффективны. У современных авто барабаны преимущественно устанавливаются только на задние колеса.

Основными деталями конструкции являются тормозные колодки с фрикционными накладками и барабан из дуралюмина или чугуна. Торможение обеспечивается за счет силы трения, которая возникает при прилегании колодок к барабану. Чем выше эта сила, тем быстрее происходит износ тормозного барабана.

Устройство тормозных барабановУстройство тормозных барабанов

Прижимание осуществляется при помощи гидроцилиндра, поршни которого воздействуют на одну из сторон колодок. С другой стороны у колодок современных моделей машин фиксированных осей вращения нет. Так «плавающие» механизмы способны самостоятельно регулировать свое местоположение с учетом максимально выгодного, то есть наиболее плотного прижимания к поверхности барабана. Когда водитель отпускает педаль тормоза, механизмы возвращаются на изначальное место при помощи пружин и направляющих элементов, фиксирующих колодки на щите конструкции.

Еще одним элементом, отвечающим за контроль зазора между тормозными колодками и барабаном, является цилиндр или распорная планка. Эти детали поддерживают постоянство расстояния за счет самостоятельной регулировки своей длины и положения. У устаревших механизмов зазор требовалось устанавливать и поддерживать вручную при помощи резьбовой втулки или быстрозатягивающегося эксцентрика. Сейчас на бóльшую часть моделей с установленными на заднюю ось тормозными барабанами дополнительно ставят ручной тормоз, блокирующий колеса во время стоянки.

Износ задних тормозных барабанов приводит к их отказу замедлять вращение колес, из-за чего машина начинает слишком слабо тормозить, что опасно при высокой скорости движения.

Почему тормозные барабаны все еще устанавливают на автомобили

Данный вид тормозов применяют на современных автомобилях все реже и реже. Сейчас автопроизводители ставят барабаны в основном на легковушки бюджетного класса. Одной из причин стремительно снижающейся популярности является неэффективное охлаждение элементов. Когда машина едет на высокой скорости и водитель начинает резко тормозить, детали сильно перегреваются из-за того, что конструкция, по сути, является закрытой. В отличие от барабанных дисковые тормоза имеют доступ к окружающему воздуху и с его помощью охлаждаются.

Еще одним недостатком барабанов является низкая способность к самоочистке. В холодную и влажную погоду внутрь может просочиться вода, из-за чего механизм обледеневает изнутри. Это быстро приводит к максимальному износу тормозных барабанов, а в сильный мороз машину будет крайне трудно стронуть с места. Из-за загрязнения барабана торможение может стать нестабильным и непредсказуемым.

Тормозные барабаны отличаются от дисков более грубым и медленным срабатыванием, обусловленным нестабильным контактом колодки и рабочей поверхностью тормоза. Кроме того, вскрыть барабан для ремонта может быть проблематично, поскольку из-за высокой температуры в закрытой конструкции крышка со временем прикипает. Чтобы снять барабан, автовладельцы и мастера зачастую ударяют по нему молотком, что легко может привести к расколу механизма.

Еще одной неприятной особенностью тормозных барабанов является накопление внутри них продуктов износа — металлической пыли постепенно истирающихся колодок. При достижении определенного количества пыли существенно снижается эффективность торможения, поэтому важно часто продувать конструкцию сжатым воздухом. Впрочем, более современные механизмы имеют защиту от перечисленных факторов: перегрева, повышенного износа и др.

Как определить износ тормозных барабанов?

Для этого в конструкции предусмотрено отверстие, расположенное на внутренней стороне тормозного щита. Но такую проверку самостоятельно выполнить трудно, поэтому автовладельцы определяют степень износа по характерному шуму и биению педали тормоза. Когда фрикционные накладки максимально стираются и истончаются, требуется как можно скорее менять колодки. В противном случае на поверхности барабанов образуются борозды, что в итоге выведет тормозной механизм из строя.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Однако, если следить за состоянием конструкции, ресурс тормозных барабанов остается внушительно большим. Колодки имеют широкие рабочие поверхности, а барабаны — значительную толщину рабочей части. Это позволяет барабанным механизмам ездить до 100 тыс. км, что в 2–3 раза больше, чем у дисковых тормозов.

Еще одним существенным преимуществом механизма является высокая защита от загрязнений. Детали конструкции (гидроцилиндры, распорные планки, пружины и т. д.) спрятаны внутри барабанов. Попадание пыли, снега и воды практически невозможно (если, конечно, машина не застрянет на долгое время в песке или грязи).

Поэтому эти факторы не способны повлиять на ресурс механизма. Если вы выбираете, с какими тормозами вам нужен автомобиль, то стоит понимать, что на износ тормозных барабанов не влияют погодные условия и качество дороги, поэтому допустимо часто передвигаться на машине по пересеченной местности.

Как определить износ тормозных барабанов?Как определить износ тормозных барабанов?

Благодаря закрытой конструкции барабаны имеют бóльший тормозной потенциал по сравнению с открытыми дисковыми тормозами, так как у последних площадь трения существенно меньше. Барабанные механизмы особенно хорошо проявляют себя на тяжелой и грузовой технике.

Существует и другое, хоть и не самое очевидное достоинство барабанов, заключающееся в их совместимости с «ручником». Из-за этого значительно облегчается обслуживание и ремонт, которые к тому же обойдутся автовладельцу не так дорого.

В частности, обслуживать механизм дешево потому, что барабанные тормоза выделяют относительно мало тепла. Расходники (среди которых, например, тормозная жидкость с низкой температурой кипения) имеют достаточно низкую цену.

Стоит вновь упомянуть, что современные тормозные барабаны имеют усовершенствованное устройство. Сегодня производят механизмы не только из прочного, но морально устаревшего чугуна, но и из более «передового» алюминия.

Легкий металл полностью устраняет недостаток барабанных тормозов — излишний вес, что в первую очередь положительно влияет на чувствительность тормозной системы.

В отличие от чугуна алюминий не подвержен коррозии. С другой стороны, по сравнению с чугунными алюминиевые конструкции проходят гораздо меньшее расстояние до достижения крайних значений допустимого износа тормозного барабана, поскольку алюминий менее устойчив к температурному и механическому воздействию. Крышки алюминиевых барабанов прикипают быстрее и сильнее, и при снятии тормозов без специализированных инструментов весьма велик риск повредить конструкцию.

Тормозные барабанные механизмы на легковых автомобилях постепенно уходят в прошлое. Производители технологичных транспортных средств сумели создать барабаны, совместимые с ESP и ABS. Но широкое применение различных электронных и гибридных средств управления делает их адаптацию к архаичным тормозным барабанам экономически необоснованным.

Причины и симптомы износа тормозного барабана

Износ барабанного тормозного механизма происходит по следующим причинам:

  • естественное снижение ресурса деталей;
  • материалы низкого качества;
  • неправильная установка после предыдущего ремонта;
  • аварии;
  • экстремальный стиль вождения.

Различные неисправности дисковых тормозов становятся заметными сразу при появлении, но неполадки и износ тормозных барабанов могут не давать о себе знать в течение продолжительного времени. Эффективность торможения постепенно снижается, и некачественная работа тормозных барабанов становится очевидной на скользкой, мокрой дороге.

Существует ряд симптомов, по которым можно распознать неисправности барабанов:

  • Чтобы снизить скорость и остановить машину, приходится по нескольку раз нажимать педаль тормоза. Особенно заметно это бывает при движении задним ходом.
  • Тормозной путь становится все более длинным.
  • При прижимании колодок к барабану раздается металлический скрежет.
  • Водитель чувствует вибрацию, нажимая педаль тормоза.
  • Снижение скорости не стабильно, происходит рывками.

Несмотря на то что предельный износ тормозных барабанов выше, чем у других систем, при длительной эксплуатации автомобиля их состояние и эффективность ухудшается. Дополнительным негативным фактором становятся химические противогололедные реагенты и влажность, от которых не спасает даже закрытая конструкция тормозов.

Причины и симптомы износа тормозного барабанаПричины и симптомы износа тормозного барабана

Дефекты могут появляться не только на колодках и барабанах, но также и на резиновых тормозных манжетах. Из-за их повреждений возникают протечки технической жидкости, в цилиндр проникает воздух, и это снижает эффективность торможения.

Часто встречаются неисправности пружин, раздвигающих колодки. Металлические элементы покрываются ржавчиной и начинают работать хуже.

 

Материал, из которого выполняются фрикционные накладки, истончается медленнее, чем у дисковых тормозов. Обычно достаточно заменять этот расходник каждые 60–70 тыс. км пробега.

Чем больше возраст автомобиля и его тормозной системы, тем более явно разрушается сама конструкция тормозов. Накладки отслаиваются, колодки перекашиваются, выходят из строя пружины и направляющие стойки.

Определение износа тормозных барабанов

Как проверить износ тормозного барабана?

Для этого понадобится больше времени, чем для выполнения той же операции у дисковых тормозов. Самостоятельно определить износ вряд ли получится, поэтому следует обратиться в автосервис.

Проверка выполняется таким образом:

  • Сначала мастер демонтирует колеса.
  • Затем снимает сами барабаны.
  • Далее производятся замеры параметров тормозных барабанов и колодок.

В частности, требуется измерить толщину накладки колодок и внутренний диаметр тормозного барабана при помощи штангенциркуля или линейки. Диаметр по ходу эксплуатации машины постепенно увеличивается, так как металл стирается.

Производитель регламентирует максимальную величину внутреннего диаметра барабана, при которой тормоза остаются эффективными. Предельные значения могут отличаться у различных моделей и марок авто. Например, для «Лады-Калины» этот параметр должен составлять не более 201,5 мм.

 

Вид материала, из которого выполнены колодки и фрикционные накладки, существенно влияет на скорость износа: чем больше жесткость, тем быстрее стирается металлическая поверхность.

Определение износа тормозных барабановОпределение износа тормозных барабанов

Важно! Практически для всех марок автомобилей значение предельного износа колодок составляет 1,5–2 мм. Запрещается использовать автомобиль со стертыми накладками.

Колодки имеют сложную изогнутую форму, из-за чего конструкция становится более хрупкой. Эти детали ломаются чаще всего среди всех элементов тормозной системы.

Когда достигнут максимальный износ тормозных барабанов, при замене деталей автовладельцу следует действовать согласно следующим правилам:

  • Не стоит менять только один, вышедший из строя, элемент конструкции, нужно сразу поставить новый барабан, новые колодки и тормозные цилиндры.
  • Детали заменяют на обоих колесах одной оси.
  • Рекомендуется подбирать комплект деталей одного и того же производителя.

После замены и обслуживания деталей их работоспособность проверяют на специальном оборудовании.

Часто задаваемые вопросы об износе тормозных барабанов

Как часто нужно менять барабаны?

На срок эксплуатации барабанных тормозов влияет пробег. При аккуратном обращении с машиной обычно требуется менять барабаны каждые 80–90 тыс. км.

Сколько в среднем ходят тормозные колодки?

Зависит от того, на какой оси находятся тормозные элементы: на передних колесах колодки в среднем проходят 30–35 тыс. км, на задних — 100–120 тыс. км.

Как измерить износ тормозных барабанов?

Существует несколько методов определения износа тормозных барабанов:

  • Измерительный метод диагностики. Для этого замеряют толщину тормозных дисков. Поскольку металл стирается неравномерно, в отдельных местах его толщина может оказаться близкой к минимальной. В таком случае требуется проточка дисков и замена колодок.
  • Визуальный метод. Подразумевает осмотр дисков. На ощупь мастер может выявить появление сколов, трещин и других дефектов. Такая диагностика не займет много времени и позволит узнать, пришла ли пора менять детали.
  • Динамичный метод. Диагностика проводится во время движения машины. Если водитель слышит скрежет металла и чувствует вибрацию руля, педали тормоза, нужно обратиться в автосервис для расточки или замены деталей.

Важно вовремя выявить момент, когда элементы барабанной тормозной системы достигли максимально допустимого износа. В противном случае металлическая поверхность колодок начнет стираться при контакте с барабаном, и в итоге обе детали придется менять и тратить средства на обслуживание.

Чтобы не пропустить подходящее время для проведения диагностики, можно проверять состояние деталей одновременно с сезонной заменой резины, ведь для этого как раз тоже нужно снимать колеса.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...