Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
11.03.2024 Автосервис
982
Время чтения: 12 минут

Индикатор на аккумуляторе: значение и виды показаний

Сохранить статью:

О чем речь? Индикатор на аккумуляторе показывает уровень заряда, а также сигнализирует о его недостатке или дефиците электролита. Светит зеленым, красным, черным или белым. У каждой проблемы свое цветовое обозначение.

На что обратить внимание? Данный индикатор не всегда показывает точно, причем в обе стороны: может как сигнализировать о низком заряде сразу после зарядки, так и светиться зеленым, когда батарея не подает признаков жизни.

 

Задачи и устройство индикатора на аккумуляторе

Состояние автомобильной аккумуляторной батареи в первую очередь определяется уровнем и плотностью электролитного раствора.

Все секции (банки) аккумулятора, по сути, являются обратимыми химическими генераторами электрического тока, которые могут накапливать и отдавать электроэнергию. Причиной образования последней становятся реакции, происходящие на пластинах, которые погружены в серную кислоту, растворенную в дистиллированной воде.

Задачи и устройство индикатора на аккумулятореЗадачи и устройство индикатора на аккумуляторе

Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи работают за счет химических реакций, которые происходят в электролите. Когда батарея разряжается, активный материал на электродах претерпевает окислительно-восстановительную реакцию, а раствор превращается в дистиллированную воду.

Полная разрядка недопустима, так как электрическая емкость аккумуляторов после глубокой разрядки становится затруднительной или даже невозможной. В таких случаях принято говорить о «сульфатировании» батареи, так как происходит формирование крупных кристаллов сульфата свинца, которые изолируют электроды и препятствуют проведению тока, необходимого для зарядки.

Для того чтобы не пропустить момент полной разрядки аккумуляторной батареи по той или иной причине, необходим регулярный контроль степени заряженности. Выполнить такую проверку с помощью специальных приборов и устройств под силу только водителям, которые имеют соответствующие навыки и опыт. Однако благодаря наличию на современных аккумуляторах специальных индикаторов, отслеживать состояние АКБ стало намного проще.

 

Такие датчики, как правило, выполнены в виде круглых окошек, прикрытых крышкой из прозрачного пластика, которые водители называют «глазками». Обычно в инструкции к аккумуляторной батарее указывается, что о нормальной зарядке свидетельствует зеленый цвет –появление других будет сигналом об отклонениях от нормы. На практике все обстоит несколько сложнее.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

С тех пор как индикаторы заряда аккумулятора появились практически на всех АКБ, производители стараются сделать их максимально простыми и недорогими. Такие устройства работают по принципу примитивного ареометра, в котором о плотности электролитного раствора в «банках» сигнализируют специальные поплавки.

Все поплавки обладают определенной плотностью, а значит, плавают, только когда электролитный раствор по этому показателю достигает достаточных значений. В ходе зарядки происходит всплытие этих устройств, начиная с самых легких. Постепенно они все поднимаются на поверхность и индикатор становится зеленым.

Задачи и устройство индикатора на аккумулятореЗадачи и устройство индикатора на аккумуляторе

Значение цветов индикатора на аккумуляторе

Рассмотрим более подробно цветовые обозначения индикаторов современных аккумуляторных батарей, чтобы уточнить, о чем сигнализирует каждый из цветов.

Подробное знакомство с конструктивными особенностями, которые имеют современные необслуживаемые аккумуляторные батареи, показывает, что, как правило, речь идет о трех цветах индикации – зеленом, белом и черном (в отдельных моделях предусмотрено также наличие красного оттенка). В зависимости от того, какой из них мы видим в окошке индикатора, можно сделать вывод о степени заряженности АКБ и состоянии электролитного раствора.

Индикатор емкости аккумулятора окрашен в один из указанных цветов, которые сигнализируют о наличии или отсутствии проблем:

Зеленый индикатор

В смотровом глазке аккумулятора говорит, что все в полном порядке – батарея полностью заряжена и не нуждается в подзарядке, а значит, режим эксплуатации автомобиля может быть штатным.

Красный индикатор на аккумуляторе

Это повод для тревоги, как и любые другие сигналы этого цвета. Если вы видите в глазке такую окраску, имеет место сильная разрядка аккумуляторной батареи, а значит, ее необходимо как можно быстрее зарядить с помощью специального устройства. Двигатель в этом случае может не запуститься.

Черный

Многие неопытные водители не знают, как себя вести, обнаружив на АКБ индикацию этого цвета. Все довольно просто – в данном случае речь идет об аналоге красного индикатора. Из-за низкой плотности электролитного раствора зеленый шарик может опуститься на дно трубки. Необходимо незамедлительно воспользоваться зарядным устройством, чтобы батарею можно было снова использовать по назначению.

Индикатор белого цвета

В банках сильно не хватает электролитного раствора. В таком случае восполнить недостаток дистиллированной воды можно, только разобрав корпус АКБ. Лучше всего обратиться за помощью к профессионалам.

Итак, цвет индикатора на аккумуляторе, помимо уровня заряда, указывает на состояние электролита. Если он зеленый, волноваться не о чем, а вот при появлении красного или черного батарея нуждается в зарядке.

Если в окошке появляется белый цвет, это говорит о дефиците электролитного раствора. Долить рабочую жидкость в секции современной необслуживаемой аккумуляторной батареи вполне возможно, однако первым делом необходимо убедиться в отсутствии трещин и повреждений на корпусе АКБ. Наличие дефектов может стать причиной нехватки дистиллированной воды, которая постепенно попросту испаряется. Также утечка может происходить в специальных клапанах, которые отвечают за сброс избытка давления.

Для добавления дистиллированной воды в необслуживаемый аккумулятор водители используют разные способы, в том числе высверливают в корпусе отверстия. Специалисты не рекомендуют прибегать к подобным методам.

Индикатор белого цветаИндикатор белого цвета

Всегда ли будет гореть зеленый на исправном аккумуляторе

Всплытие зеленого шарика в трубке индикатора АКБ свидетельствует о полной зарядке последней. Иногда даже работающий генератор или использование специального зарядного устройства не приводят к появлению такого сигнала. Существует несколько возможных причин.

Одной из них может стать избыточная зарядка батареи, в результате которой в закипевшей рабочей жидкости появляются пузырьки и в индикаторе, заполненном газом, не может всплыть зеленый шарик. Такой процесс обычно сопровождается сульфатацией пластин, приводящий к снижению емкости и производительности АКБ.

Также аккумуляторная батарея может плохо держать заряд, например, из-за изношенных или поврежденных пластин, нарушенных контактов и т. п.

 

Если в секциях автомобильной аккумуляторной батареи не хватает жидкости, всплытие зеленого шарика затруднено даже при полном заряде. Для того чтобы он всплыл, необходимо давление электролитного раствора.

Первым делом стоит убедиться, что в секциях аккумуляторной батареи достаточно рабочей жидкости. Если есть такая необходимость, нужно восполнить нехватку дистиллированной водой. АКБ, переставшие удерживать заряд, подлежат замене. Когда возникают подозрения, что батарею перезарядили, может помочь десульфатация пластин.

Обслуживая аккумуляторы, следует соблюдать все рекомендованные предосторожности и пользоваться средствами индивидуальной защиты. Серная кислота, содержащаяся в электролитном растворе, и выделение токсичного газа могут нанести вред здоровью человека. Также следует опасаться воспламенения электролита и взрыва банок.

Всегда ли будет гореть зеленый на исправном аккумулятореВсегда ли будет гореть зеленый на исправном аккумуляторе

Точность показателей индикатора на аккумуляторе

Встроенные индикаторы на автомобильных аккумуляторных батареях дают возможность своевременно и относительно точно определить, что уровень зарядки или рабочей жидкости ниже нормы. Однако не следует полностью полагаться на такие устройства. Достаточно часто автомобилисты сталкиваются с неточностью их показаний. Кроме того, гидрометры нередко выходят из строя, если судить по многочисленным отзывам пользователей.

Причины неисправности или некорректной работы индикатора могут быть разными:

  • Датчиком оснащается лишь одна из банок, а значит, его показания не отражают общую картину, ведь секции не сообщаются между собой. В этой ситуации состояние всей батареи остается предметом догадок. К примеру, зачастую бывает, что по той или иной причине дефицит электролита имеет место во всех банках, кроме той, на которой установлен датчик.
  • Индикаторы изготавливают из пластмассовых и/или стеклянных деталей, которые под действием перепадов температуры, вибрации, ударов и других воздействий могут получить повреждения, что тут же скажется на точности показаний.
  • Плотность электролитной жидкости и температура окружающего воздуха взаимосвязаны, однако достаточно примитивно устроенные индикаторы работают без учета этого факта. К примеру, даже при сильно пониженной плотности рабочей жидкости в холода мы можем наблюдать зеленый цвет в окошке индикатора.

Способы точного определения заряда аккумулятора

Существует два вида проверок автомобильных аккумуляторных батарей: под нагрузкой и без нее. Первый вид испытаний позволяет также оценить исправность генератора и его способность выдавать требуемую мощность.

Напряжение, выдаваемое автомобильными аккумуляторными батареями без нагрузки, измеряют мультиметром и нагрузочной вилкой. Тест должен выполняться с соблюдением двух обязательных условий. Первое: замеры проводятся по прошествии определенного времени после выключения мотора (в идеале речь идет о 12 часах, а минимум составляет от 2 до 3 часов). Кроме того, необходимо, чтобы температура окружающего воздуха была не менее +18 °C.

Если для измерения напряжения используется мультиметр, необходимо соблюдать следующую последовательность действий:

  • переведите прибор в режим постоянного тока;
  • установите предел измерения – 20 вольт;
  • подключите красный щуп к плюсовой клемме аккумулятора;
  • подключите черный щуп к минусовой клемме аккумулятора.

Показания считываются с дисплея прибора.

Способы точного определения заряда аккумулятораСпособы точного определения заряда аккумулятора

Напряжение, вольтУровень заряда аккумуляторной батареи, %
12,7100
12,690
12,680
12,570
12,460
12,350
12,240
12,130 
1220
11,910
11,7<10

При измерении с помощью нагрузочной вилки:

  • подключите клемму прибора к плюсовой клемме аккумулятора;
  • подключите вилку к минусовой клемме аккумулятора;
  • удерживайте вилку в течение 5 секунд.

Стрелка будет постепенно опускаться. Для определения уровня зарядки АКБ нужно наименьшее значение, которое отобразиться на дисплее. Если вилка искрит при подключении, не стоит волноваться, это вполне нормально.

Напряжение, вольтУровень заряда аккумуляторной батареи, %
>10,2100
9,675
950
8,425
<7,80

Под нагрузкой автомобильные аккумуляторные батареи проверяют мультиметром. Для выполнения измерений:

  • запустите мотор;
  • дайте ему поработать на холостых оборотах от 10 до 15 минут;
  • подключите щупы мультиметра к клеммам АКБ;
  • включите потребители тока.

Нормальные значения при заведенном ДВС колеблются от 13,5 до 14 вольт. При включении потребителей (фары, печка и т. п.) в норме наблюдается падение напряжения на величину от 0,1 до 0,2 вольта. Этот метод часто используют для определения работоспособности генератора. Если при включении приборов, потребляющих электричество из бортовой сети, напряжение падает ниже 13,5 вольта, это говорит о том, что данное устройство перестало выдавать номинальную мощность.

Часто задаваемые вопросы об индикаторе на аккумуляторе

Как определить тип индикатора и используемые в нем цвета?

Обычно достаточно ознакомиться с надписями, которые производитель наносит на корпус аккумуляторной батареи вблизи окошка индикатора, чтобы разобраться в наборе цветовых сигналов и их значении.

Что происходит, когда АКБ выходит из строя из-за окончания срока службы?

Обычно в таких случаях «оплывает» активная масса, что приводит к критическому снижению напряжения под нагрузкой (его не хватает, чтобы прокрутить вал стартера даже на один оборот). В глазке индикатора при этом может быть зеленый шарик, хотя батарея уже подлежит замене.

Какие значения вольтажа называют критическими?

Речь может идти как о слишком больших, так и о низких значениях. Чересчур высокий вольтаж может стать причиной повреждения батареи, а небольшого напряжения попросту не хватает для того, чтобы прокрутить вал стартера. При падении ниже 9 вольт АКБ подлежит замене. Если под нагрузкой батарея выдает больше 15 В, это может привести к вскипанию электролитного раствора.

Мы разобрались, как работает индикатор на аккумуляторе и как правильно интерпретировать его показания, которые не во всех случаях могут быть объективными из-за влияния различных факторов: уровня рабочей жидкости, избыточной зарядки, высокой или низкой температуры окружающего воздуха и т. д. Точно определить, в каком состоянии находится аккумуляторная батарея, можно с помощью специальных измерительных приборов – мультиметра, вольтметра или нагрузочной вилки.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...