О чем говорит? Гул ступичного подшипника сигнализирует о его скором выходе из строя. Причина в естественном износе, заводском браке или агрессивных условиях эксплуатации. В любом случае без замены подшипника не обойтись.
Что делать? Чтобы понять, что гудит именно подшипник ступицы, можно воспользоваться следующими методами диагностики: подъемником и стетоскопом, проверить на ходу, оценить степень люфта. После диагностирования необходимо купить аналогичные новые подшипники для замены.
В этой статье:
Основные причины гула ступичного подшипника
При появлении гула в ступичном подшипнике причиной могут быть следующие факторы:
- В среднем ступичный подшипник служит 80-120 тысяч километров. В ходе эксплуатации он изнашивается. Если вместо оригинальных запчастей установлен недорогой аналог, то замена может потребоваться еще раньше.
- Брак при изготовлении или при выполнении ремонта. На эту причину указывает появление гула после ремонта или даже на новом ТС.
- Плохая смазка контактных поверхностей подшипника. Если автомобиль часто и в течение продолжительного времени движется на высоких скоростях, то смазка может высыхать от перегрева. Также лубрикант вымывается при контакте элементов подвески с грязью, водой.
- Механические повреждения. Они могут появиться при превышении нагрузки на ось автомобиля, ударах, движении по неровной дороге и т. д.
Товары из категории
Причиной неполадок могут служить и иные факторы, которые представлены в таблице:
Фактор | Характеристика |
---|---|
Неправильный развал‐схождение | Смещение колес на оси приводит к повышению нагрузки на ступичный подшипник. |
Чрезмерный диаметр колес | При использовании колеса, имеющего отличный от рекомендованного производителем диаметр, увеличивается нагрузка на ось. |
Повреждение амортизатора | Амортизатор не выполняет свою функцию, не может смягчать ударное воздействие на подвеску. |
Езда по воде и лужам | Влага попадает на детали ступицы и приводит к образованию ржавчины. |
Неправильная запрессовка | Шарнир располагается под минимальным углом, что приводит к его повреждению. |
Чрезмерное затягивание ступичной гайки | При избыточном затягивании гайки ухудшается скольжение подшипника. |
Нарушение герметичности | Попадание пыли, грязи, воды в детали ступицы приводит к нарушению нормального функционирования шарниров и подшипников деталей. |
Агрессивная езда | Приводит к превышению максимально допустимой нагрузки на ось и повреждению подшипников. |
Потеря смазки | Приводит к увеличению трения и более интенсивному износу подшипников. |
Методы диагностики ступичного подшипника
Есть простой способ, который позволяет при появлении гула ступичного подшипника проверить, где именно находится причина неисправности. Необходимо заехать на подъем или съехать с горки. Соответственно, сильнее нагружаются задние или передние подшипники, и при наличии повреждения обычно слышен характерный хруст в соответствующей области.
Это общедоступный и простой способ, который доступен без проведения сложной диагностики. Однако есть и более продвинутые методы, которые позволяют определить причины гула заднего ступичного подшипника.
Использование стетоскопа
Со стетоскопом знаком каждый, кто хоть раз проходил осмотр у врача. Автомобильный стетоскоп имеет очень похожее устройство, однако на конце вместо пластиковой мембраны находится щуп. Диагностику с использованием данного инструмента лучше выполнять в паре. Алгоритм проверки следующий:
- вывесить колеса ведущей оси;
- завести двигатель;
- включить третью передачу;
- приложить щуп к корпусу стойки.
В наушник стетоскопа можно услышать едва заметный шум, что указывает на контакт между колодками и дисками при отпущенной педали газа. Это говорит о неисправности поршней суппортов, которые не отводятся на необходимое расстояние. Если же проблема заключается именно в состоянии подшипников, то гул будет слышен отчетливо и непрерывно. Если нажать на педаль акселератора, то шум станет сильнее.
Это способ плох тем, что он позволяет продиагностировать только колеса ведущей оси. Кроме того, потребуется напарник, который будет нажимать падаль газа по команде.
Измерение люфта
Методы диагностики ступичного подшипника
Перед тем как использовать данный метод, необходимо позаботиться о безопасности выполнения работ. Под колеса нужно установить противооткатные упоры, поскольку стояночный тормоз может сорвать и ТС придет в движение. Далее выполняют следующие действия:
- Поднимите колесо при помощи домкрата.
- Покачайте кузов из стороны в сторону.
- Выполняйте указанную операцию на каждом из скатов.
Данный метод поможет выявить неисправность однорядного ступичного подшипника. Если при раскачивании появляется люфт, то эта деталь изношена. И чем больше люфт, тем больше износ.
Если слышен гул на двурядном ступичном подшипнике, то указанный метод диагностики не подойдет.
Проверка при движении
Состояние ступичного подшипника, в котором слышен гул, можно проверить при езде. Суть метода в том, что при прохождении правого виража правый ступичный подшипник испытывает повышенные нагрузки, аналогичным образом и при прохождении левого поворота. Для диагностики нужно поставить авто на ровный участок с асфальтированным покрытием, желательно также, чтобы рядом не было других ТС.
Алгоритм таков:
- Наберите скорость примерно 70 км/ч.
- Внимательно прислушайтесь к звуку.
- Определите, с какой стороны идет шум.
- Поверните руль в соответствующую сторону.
- Обратите внимание, когда звук исчезает.
Например, если слышен гул передних ступичных подшипников с левой стороны, то водитель должен повернуть авто в ту же сторону. Нагрузка при этом сместится направо. Если шум исчезает, то аргумент в пользу того, что левый ступичный подшипник изношен.
В ряде случаев люфт колеса обусловлен износом деталей подвески или системы рулевого управления. Для диагностики нужно попросить напарника резко выжать падаль тормоза и в это же время начать раскачивать кузов ТС в вертикальной плоскости. Если при выжатой педали гул не исчез, то это указывает на проблемы в состоянии подвески. Если люфт пропал, то с уверенностью можно сделать вывод об изношенности ступичного подшипника.
Имейте в виду, что, если ступичный подшипник находится в полностью исправном состоянии, то вертикальный люфт отсутствует.
После того как вы определили причину гула заднего или переднего ступичного подшипника, необходимо обратиться в ближайший автосервис для проведения квалифицированного ремонта. Если у вас есть необходимое оборудование, то замену ступичного подшипника можно выполнить и собственными силами.
При этом необходимо соблюдать технические стандарты и осторожность, позаботиться о чистоте на рабочем месте, правильно выставить зазор при монтаже конического подшипника. Не рекомендуется применять острые предметы, которыми можно повредить уплотнительный слой. Выполняя запрессовку подшипника, следует оказывать усилие на наружное кольцо, а при монтаже изделия на ось – на внутреннее кольцо.
Последствия игнорирования гула ступичного подшипника
Последствия игнорирования гула ступичного подшипника
Нередко водители спрашивают, сколько можно ездить при появлении гула ступичного подшипника. Насторожиться следует, если шум из трансмиссии продолжает нарастать со временем. Такая неполадка может привести к целому ряду серьезных проблем:
- Разведение колодок — проблемы при торможении движущегося ТС.
- Заклинивание колеса — такая неисправность на высокой скорости может привести к трагическим последствиям.
- Колесо уводит в сторону во время движения, управляемость ухудшается.
Технические стандарты не устанавливают максимального пробега, после которого необходимо менять ступичный подшипник. Ориентироваться необходимо на эксплуатационные показатели детали. Чаще всего при езде определяется гул переднего правого ступичного подшипника, поскольку ТС может ездить по обочинам.
Зимой гул ступичного подшипника определить сложнее, его можно спутать с шумом покрышек при их трении об асфальт. Однако по прошествии времени разница между этими двумя звуками становится очевидной, указывая на проблемы в работе подвески. В этом случае приходится либо снимать старый и запрессовывать новый подшипник, либо менять его одновременно со ступицей.
Заметна ступиц имеет смысл в том случае, если деталь сильно выработана. Если использовать ТС в бережном режиме, то ресурса подшипников хватает на 100 000 км. Ремонт можно выполнить и своими силами, но, если вы хотите быть уверенным в качестве работ, лучше доверить их профессионалам.
Профилактика гула ступичных подшипников
Профилактика гула ступичных подшипников
Профилактика износа ступичных подшипников сводится в основном к исключению факторов, приводящих к их преждевременному износу:
- Установка колес, диаметр которых отличается от рекомендованного заводом-изготовителем ТС. Так, большие колеса на внедорожниках повышают нагрузку на ось при боковом ускорении. Значительное негативное влияние оказывает и неправильно выбранный вылет дисков колес.
- Неправильный угол установки колес. В результате также вырастает нагрузка на ступичные подшипники, ускоряется их износ.
- Неправильная балансировка. При этом к нарушению баланса приводит также налипание грязи на колеса и движение в таком виде с высокой скоростью в течение продолжительного времени.
- Неисправные амортизаторы.
- Отдельные неисправности тормозной системы. Это приводит к перегреву ступицы и высыханию смазки в подшипниках.
- Избыточная нагрузка на авто.
- Использование ТС на холоде или жаре в течение продолжительного времени, что плохо сказывается на состоянии смазки.
- Езда через водные преграды. Негативный эффект будет особенно сильным при низком качестве резиновых уплотнителей.
Часто задаваемые вопросы о гуле ступичного подшипника
Как выполнить замену ступичного подшипника после того, как появился гул?
Незамедлительно проведите диагностику и обратитесь на СТО. Деталь для замены можно легко подобрать по VIN автомобиля.
Для демонтажа подшипника применяется специальный съемник, который можно приобрести в любом магазине автозапчастей. Если возникают сложности, обратитесь в автосервис. В любом случае категорически запрещается для монтажа или снятия ступичного подшипника использовать молоток или ударные воздействия иным инструментом, так как это в разы снижает ресурс детали.
В некоторых случаях приходится менять и ступицы, так как подшипник нельзя снять отдельно. Вместе с тем такая операция может оказаться даже дешевле, чем выпрессовка отдельной детали.
Как снизить затраты при покупке нового ступичного подшипника?
На рынке представлено множество моделей ступичных подшипников, но большая их часть произведена в Китае. Такая ситуация может иметь место и с фирменными запчастями, производителем которых является известная компания, разместившая свои производственные мощности в КНР. Это не значит, что такие запчасти по умолчанию имеют низкое качество, но следует подходить к выбору деталей с умом и не пытаться сэкономить как можно больше.
Если выбирать ступичные подшипники по брендам, то можно рекомендовать продукцию следующих производителей:
- SKF.
- Optimal.
- DJB.
- FAG.
- SNR.
- Lynx.
- Koyo.
- Nacho.
- NSK.
- NTN.
- SAT.
Многие известные производители комплектуют свои ступичные подшипники стопорным кольцом, центральной гайкой, болтами.
Перед покупкой внимательно осматривайте внешний вид упаковок и самого изделия, так как в продаже можно встретить множество контрафактной продукции.
Если проблема не в подшипнике, откуда исходит гул?
Кроме ступичного подшипника, шуметь могут и другие элементы:
- ШРУС.
- Редуктор, раздаточный механизм.
- Отдельные узлы мотора – муфта кондиционера, помпа и другие.
- Механическая коробка переключения передач.
- Шины (при плохой балансировке).
Теперь вы знаете, чем опасен гул ступичного подшипника. При появлении такой неполадки следует немедленно провести диагностику подвески и обратиться для ремонта на ближайшую СТО. Если же ремонт выполняется собственными силами, то не забудьте по его окончании отрегулировать развал-схождение колес.