Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
05.04.2024 Автосервис
1021
Время чтения: 12 минут

Емкость топливного бака: сколько составляет и как рассчитывается

Сохранить статью:

Сколько составляет? Емкость топливного бака – нестандартная величина, у каждого производителя она своя от модели к моделе. Как правило, топлива должно вместиться столько, чтобы водителю удалось проехать на нем без дозаправки не менее 500 км.

Что учесть? Объем может быть и 40 литров, и 70 у легковых автомобилей. У некоторых грузовых моделей вместимость достигает почти тонны. Каким бы ни был объем бака, за ним нужно правильно ухаживать, чтобы дольше прослужил!

 

Устройство топливного бака

Топливный бак – это емкость, в которой находится топливо для двигателя внутреннего сгорания. Из нее бензин либо дизельное горючее поступает в цилиндры и в камеру сгорания. Емкость топливного бака измеряется в литрах.

На легковые ТС топливные баки устанавливаются прямо под задними пассажирскими сидениями. При этом принимаются меры для предотвращения повреждений емкости – от салона она отделяется прочным металлическим листом, а также покрывается теплоизоляционным материалом, чтобы не происходил перегрев.

Устройство топливного бакаУстройство топливного бака

Рассмотрим конструкцию стандартного топливного бака:

Материал

Для производства топливных емкостей используется алюминий, сталь либо пластмасса. Алюминиевые баки устанавливаются на авто с бензиновыми и дизельными двигателями. Сталь применяется для газового топлива. В последнее время все более популярными становятся пластиковые баки, поскольку они легко формуются, имеют низкую себестоимость. Для защиты стенок емкости они покрываются фтором и другими материалами, что позволяет избежать протечек.

Заливная горловина бака

Топливо заливается в бак через горловину, которая находится с левой или правой стороны над крылом задней колесной арки. Специалисты утверждают, что более безопасным является расположение горловины с той же стороны, что и водительское сиденье. В этом случае снижается вероятность, что водитель на заправке приведет ТС в движение, не заметив, что пистолет все еще находится в горловине.

Снаружи горловина закрывается крышкой. Отметим, что на старых моделях ТС она открывалась вручную, поэтому доступ к емкости мог получить любой посторонний и даже воспользоваться этим для слива бензина в отсутствие владельца. На современных авто открывание происходит из салона, обычно при помощи тросового механического привода.

С самой емкостью горловина соединяется при помощи патрубка.

 

Топливопровод

Топливо поступает из баков в цилиндры через топливопровод, по которому перекачка выполняется при помощи бензонасоса. При этом не весь попавший из бака бензин используется мотором, излишки по тому же трубопроводу возвращаются обратно в топливную емкость. Так горючее постоянно циркулирует в системе при работающем двигателе.

ТопливопроводТопливопровод

Датчик контроля уровня

Этот элемент присутствует в любом топливном баке, именно благодаря ему водитель всегда знает, сколько у него осталось горючего. Устройство представляет собой поплавок, который поднимается и опускается вместе с изменением уровня бензина. С поплавком связан потенциометр, сопротивление которого при этих колебаниях изменяется, из-за этого меняется и напряжение в сети, приводя в движение стрелку на приборной панели в салоне.

Вентиляция

Давление в топливной емкости всегда должно оставаться постоянным. Если вырастет внешнее давление, бак деформируется, а если внутреннее, то может произойти разрыв материала. Учитывая, что внутри находится взрывоопасное вещество, последствия могут оказаться весьма плачевными.

Для поддержания низменного давления в емкости используется система вентиляции, обычно закрытого типа. При расходе горючего и уменьшении его объема емкость топливного бака не меняется, поэтому внутри него возникает разреженная среда. В этот момент открывается внешний клапан у крышки горловины, который пропускает воздух только в одну сторону и выравнивает давление.

В то же время, когда топливо заливается в бак, в него также попадает наружный воздух, приводя к повышению давления. Аналогичным явлением сопровождается нагрев емкости либо самого топлива, возвращенного по топливопроводу. Вентиляционная система предотвращает разрыв материала бака.

Как производители рассчитывают объем топливного бака

Сколько должна составлять емкость топливного бака? Автопроизводители исходят из того, что одной полной заправки должно хватить на 500 км пути. Необходимый для этого объем горючего будет разным для малолитражного авто или для полноприводного внедорожника.

Как производители рассчитывают объем топливного бакаКак производители рассчитывают объем топливного бака

Можно рассчитать некое усредненное количество топлива, которое достаточно большинству ТС на 500 км пути – 55-70 литров. Вместе с тем, если используется ТС с небольшим объемом двигателя, то его расход бензина будет меньше по сравнению с грузовиком при одинаковом пройденном расстоянии. Также потребление горючего снижает его высокое октановое число и использование специальных топливных присадок. Однако при любых ухищрениях не удастся добиться одинакового расхода топлива, например, для Daewoo Mates и Dodge RAM, второму их них потребуется значительно более вместительный топливный бак.

У дизельных ТС бак обычно меньше, поскольку дизельное топливо отличается повышенным КПД. Так, если предельно упростить ситуацию, то для продвижения на одинаковое расстояние бензиновому авто может потребоваться 50 литров, а дизельному – всего 40.

 

Объем топливного баки легковой машины

Чтобы лучше представить, какая должна быть емкость топливного бака, обратимся к примерам конкретных моделей авто. Отечественная «Лада-Веста» вмешает 55 литров бензина. «Киа-Рио» и «Хёндэ-Солярис», относящиеся к тому же классу, имеют баки всего на 43 литра. Расход у всех трех почти одинаковый. Соответственно, российский седан на полной заправке пройдет большее расстояние, что является существенным конкурентным преимуществом.

А теперь обратимся к внедорожникам. «Фольксваген-Тигуан» имеет бак на 58-64 литра в разных версиях, «Тойота-Лэнд-Крузер» – и вовсе на 93 литра. Но и потребление у них значительно выше, поэтому больший объем запаса горючего не означает увеличение проходимого на полной заправке пути.

Решение вопроса объема топливного бака непосредственно связано с его формой. Форма топливных баков определяется самим производителем, здесь нет каких-то строгих стандартов. Кто-то делает прямоугольные емкости длиной 60 см и высотой около 20 см, а кто-то конструирует их так, чтобы они могли вписаться в обводы кузова и занимали все доступное место. Получается емкость сложной геометрии, благо что современные полимерные материалы позволяют изготовить такие изделия без ущерба для прочности.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
242 417 ₽
В кредит от 8 081/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Емкость топливного бака грузовой машины

Грузовым автомобилям требуется более высокая мощность, соответственно, возрастает и расход топлива. Так, популярный грузовик КамАЗ имеет бак минимум на 125 литров, однако этого оказывается очень мало, особенно при полной загрузке. Поэтому в разных модификациях могут использоваться более вместительные емкости, производитель предлагает покупателям баки от 125 до 600 литров с шагом 50 или 40 литров.

Емкость топливного бака грузовой машиныЕмкость топливного бака грузовой машины

Обратите внимание, что топливные баки изготавливают не только сами автопроизводители, но и сторонние компании, поэтому можно легко встретить емкость с объемом, отличным от заводских стандартов. Например, есть резервуары для горючего на 700 литров, а в случае с тем же КамАЗ оригинальные баки вообще встречаются не так уж часто.

Несколько слов о популярной у отечественных покупателей «газели». Может быть, она и имеет ряд преимуществ на фоне конкурентов, то вместимость топливного бака к таким моментам явно не относится. Дело в том, что это грузовая машина, но у нее емкость топливногобака всего лишь 60 л. При поездке на дальние расстояния придется брать с собой дополнительные канистры либо заранее планировать остановки в пути для заправки.

Одно из решений такой проблемы – установка бака от стороннего производителя, который может вмещать вплоть до 150 литров.

Как видите, не единого подхода при подборе емкости топливного бака, поскольку эта величина может разниться даже на двух авто одинаковой модели, но разных модификаций. И отсутствует прямая зависимость между мощностью двигателя и объемом бака, если рассматривать картину в целом.

Приведем несколько примеров. Огромная фура Scania 113 оснащается топливной емкостью на 400-500 литров, а сопоставимые с ней крупнотоннажники способны вместить намного больше топлива: DAF XF – 870 литров, MAN F90 – 1260 литров.

Почему при заправке влезает больше топлива, чем заявлено производителем

Тому есть несколько объяснений. Первая – вместимость топливной емкости никак не определена ГОСТом, бак не является средством измерения. Допускается погрешность до 5 % поэтому бак на 50 литров в действительности может вмещать 52,5 литра. Поэтому нельзя относиться к указанной в паспорте цифре как к абсолютно точной.

Вторая – в информации о емкости топливного бака учтен коэффициент расширения топлива. Для бензина он составляет 0,00124 на каждый градус при нагреве. Для сравнения, у воды этот показатель составляет всего лишь 0,0006 на каждый градус.

Почему при заправке влезает больше топлива, чем заявлено производителемПочему при заправке влезает больше топлива, чем заявлено производителем

Если говорить обобщенно, не углубляясь в физические дебри, то при повышении температуры топлива на 1 градус по Цельсию его объем вырастет на 0,1 %. Таким образом, 50 литров бензина при нагреве на 10 градусов увеличатся в объеме на 0,5 литра.

Из соображений безопасности автопроизводители указывают такой объем вместимости горючего, при заправке которого даже его нагрев и расширение не приведут к переполнению емкости. Запас составляет примерно 5-7 %. С учетом этого фактора в 50-литровый бак с погрешностью 5 % можно заправить не 52,5 литра, а 55 и даже более.

Наконец, при расчете емкости бака не принимается во внимание объем топливной магистрали, горловины, пароуловителя, который имеется на любом ТС. В большинстве импортных автомобилей только горловина с патрубком способна вместить 4-5 литров бензина. Если объемы этих деталей прибавить, то получится, что в емкость на 50 литров по факту входит все 60 литров, а этой разницы может хватить более чем на 100 километров пути при умеренном расходе горючего.

Часто задаваемые вопросы об объеме топливного бака

Как выяснить действительную вместимость топливной емкости?

Можно израсходовать бензин полностью, а затем заправить бак, пока горючее не достигнет верхнего края горловины и сработает отсечка. При этом даже в тех случаях, когда приборы показывают нулевой остаток топлива, в действительности некоторая его часть все еще может находиться на дне емкости.

Когда приборы показывают нулевой остаток бензина, всегда ли эти данные корректны?

При достижении минимально допустимого уровня топлива на приборной панели в авто начинает мигать, а затем гореть непрерывно специальный световой индикатор. Конечно, в этом случае стоит заехать на АЗС, но это не значит, что ваша машина вот-вот остановится.

Обычно производители ТС закладывают остаток в 10 %, и при его достижении уже сигнализируется, что топлива не осталось. Таким образом, даже когда индикатор начинает мигать, у вас есть достаточно времени, чтобы доехать до заправки и пополнить запас бензина. Впадать в панику в этом случае нет никаких причин.

Требуется ли топливному баку какое-то периодическое обслуживание?

Да, требуется. Дело в том, что при открытии горловины перед заправкой топлива в нее попадает наружный воздух, влага из которого затем конденсируется и оседает на стенках. Удельная плотность воды выше, чем у бензина, поэтому она оседает на дне.

Этот конденсат необходимо периодически удалять во избежание неисправностей в работе мотора. Делается это следующим образом. Берется 90-процентный спирт, и в горловину заливается примерно 150-200 мл. Принцип в том, что спирт смешивается с водой. После этого разбавленный конденсатом спирт перемешивается в процессе диффузии с топливом. Получившаяся жидкость не причиняет никакого вреда ни баку, не двигателю. Повторять эту операцию нужно не реже чем 1 раз в год.

Конечно, топливный бак несравним по сложности устройства с двигателем внутреннего сгорания или трансмиссией. Тем не менее конструкция топливной емкости не так проста, как кажется. При ее проектировании инженеры должны учитывать множество факторов: расширение топлива при нагреве, его окисление, образование конденсата, процессы коррозии и т. д. Если все эти особенности игнорировать, то в ходе эксплуатации ТС резервуар может повредиться, а это уже создаст опасность взрыва с тяжелыми последствиями.

Во избежание проблем необходимо периодически проверять состояние топливного бака, а также выполнять его очитку способом, описанным выше.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽