Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
01.04.2024 Автосервис
1087
Время чтения: 13 минут

Диаметр дроссельной заслонки: как замерить и стоит ли увеличивать

Сохранить статью:

О чем речь? Диаметр дроссельной заслонки – рассчитанный заводом-изготовителем параметр для оптимального смесеобразования на инжекторных двигателях. С заводским дросселем мотор работает в штатном режиме, адекватно реагирует на нажатие педали газа, потребление топлива соответствует паспортным данным машины.

Стоит ли увеличивать? Увеличение диаметра дроссельной заслонки даст незначительный прирост в мощности ДВС. При этом увеличится расход бензина, реакция на педаль газа станет более острой, что выльется в дерганья машины на низких оборотах. Замена на дроссель большего диаметра должна быть оправдана другими тюнинговыми изменениями.

 

Что собой представляет дроссельная заслонка

В топливной системе всех двигателей внутреннего сгорания, работающих на бензине, важная роль отводится дроссельной заслонке – одному из элементов системы подачи топлива, который отделяет впускной коллектор мотора от воздушного фильтра. С ее помощью дозируется подача воздуха в камеры сгорания, а значит, зависит качество топливно-воздушной смеси.

Постоянное поступление необходимых объемов воздуха – одно из условий бесперебойной работы двигателей внутреннего сгорания. Дроссельная заслонка помогает регулировать подачу топливно-воздушной смеси в цилиндры, а значит, и мощность силового агрегата.

Что собой представляет дроссельная заслонкаЧто собой представляет дроссельная заслонка

Это своего рода перепускные клапаны, открывающие и перекрывающие поступление воздуха, управление работой которых может осуществляться с помощью механического или электрического привода.

В первом случае педаль акселератора связана с клапаном тросиком, который натягивается и открывает дроссельную заслонку. Открытие и закрытие дросселя приводит, соответственно, к увеличению или уменьшению до полного прекращения подачи воздуха в трубопровод, а затем и в камеры сгорания двигателя, то есть мощность зависит от положения ноги водителя. В наши дни такой привод используется главным образом в автомобилях бюджетного ценового сегмента.

На большинстве современных моделей используются электронные дроссельные заслонки, управление которыми осуществляется без тросика. В этом случае регулировка положения дросселя «поручена» электронике.

Когда водитель нажимает или отпускает педаль акселератора, соответствующие датчики, срабатывая, посылают сигналы электронному блоку управления – «мозгу» двигателя, который его обрабатывает, корректирует, а затем отдает соответствующую команду на изменение положения заслонки. Последняя приходит в движение и открывает или перекрывает просвет трубопровода, по которому осуществляется подача топливно-воздушной смеси в камеры сгорания.

Изменение положения дроссельной заслонки также сопровождает:

  • впрыск и зажигание;
  • достижение требуемых значений крутящего момента;
  • набор скорости или момент, когда автомобиль трогается с места.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Электронный привод дроссельных заслонок обладает рядом очевидных преимуществ. Плюсы такого технического решения обусловлены скоростью, с которой ЭБУ реагирует на сигналы об изменении тех или иных параметров работы ДВС. Оптимизация работы мотора обеспечивается за счет:

  • достижения требуемой величины крутящего момента;
  • экономного расхода горючего;
  • стабильной работы двигателя внутреннего сгорания на холостом ходу.

Применение электронного управления положением дроссельной заслонки также существенно снижает уровень выброса вредных веществ в окружающую среду и делает движение более безопасным.

 

Способы измерения диаметра дроссельной заслонки

Говоря о диаметрах патрубков дроссельной заслонки, важно понимать, что их два, то есть входное отверстие и то, что находится на корпусе дросселя, имеют разные размеры. В зависимости от марки и модели двигателя внутреннего сгорания этот элемент может располагаться в разных частях агрегата.

Для того чтобы измерить входной диаметр дроссельной заслонки, необходимо:

  1. Открыть крышку моторного отсека и найти патрубок воздухозаборника, соединяющий воздушный фильтр с корпусом дросселя.
  2. Снять патрубок воздухозаборника с помощью 3/8-дюймового приводного храповика и гнезда для открывания зажимов, после чего убрать с мотора саму трубку (на некоторых двигателях вокруг нее имеется пружина, позволяющая произвести демонтаж без инструмента).
  3. Замерить величину внутреннего диаметра отверстия в корпусе дросселя с помощью штангенциркуля. Эти данные необходимы, например, при установке впуска холодного воздуха или нагнетателя.
  4. Если это необходимо, можно воспользоваться для пересчета конвертером SAE в метрику (он понадобится при измерении внутреннего диаметра входного отверстия на иномарке). Соответствующую программу легко можно разыскать, вбив запрос в поисковую строку на компьютере.

Способы измерения диаметра дроссельной заслонкиСпособы измерения диаметра дроссельной заслонки

Как узнать диаметр дроссельной заслонки:

  1. Демонтируйте воздухозаборник с помощью 3/8-дюймового храповика и гнезда.
  2. Открутите крепежные болты, которыми удерживается корпус дросселя, посредством тех же приспособлений.
  3. Используйте для демонтажа корпуса дроссельной заслонки небольшую монтировку или плоскую отвертку. Если элемент расположен на двигателе вертикально, разверните его вбок. Замерьте диаметр отверстия, которое расположено на корпусе снизу.

Выполняя замеры, следует, помимо внутреннего диаметра отверстия в корпусе дроссельной заслонки, произвести измерение глубины отверстия. По этим двум основным параметрам контролируется работа данного элемента двигателя.

Важно! При выполнении всех описанных операций нельзя отсоединять тросик привода от корпуса (кроме тех случаев, когда речь идет о замене данного узла). В противном случае могут возникнуть механические проблемы в работе педали газа и ее сообщении с заслонкой.

Для того чтобы правильно выполнить измерения, нужно воспользоваться:

  • 3/8-дюймовым храповиком и гнездом;
  • штангенциркулем или рулеткой;
  • конвертором SAE в метрические единицы измерения;
  • листком бумаги;
  • ручкой или карандашом;
  • небольшой монтировкой или плоской отверткой.

Стоит ли увеличивать диаметр дроссельной заслонки

Часто можно слышать, что дроссельная заслонка большего диаметра обеспечивает повышение мощности двигателя внутреннего сгорания (до нескольких процентов). Также многие верят, что добиться дополнительно еще более выраженного положительного эффекта возможно путем установки воздушного фильтра нулевого сопротивления («нулевика»).

Рассмотрим данный вопрос с теоретической точки зрения. Что может дать дроссельная заслонка увеличенного диаметра? Стандартный корпус снабжается отверстием диаметром 46 мм, которое представляет собой наиболее узкое место в воздухозаборной системе двигателя внутреннего сгорания. При увеличении проходного отверстия повышается подача воздуха, что в свою очередь в теории должно приводить к росту мощности мотора.

В наши дни можно приобрести и установить дроссельные заслонки диаметром от 52 до 58 мм. Однако в таком тюнинге системы подачи воздуха не всегда есть смысл. Вопрос в том, какие цели при этом преследуются. К примеру, если не выполнена серьезная доработка мотора, установка подобных дросселей попросту ничего не изменит. Польза от такого «апгрейда» ярко проявляется на спортивных автомобилях, которые оснащены ДВС с большим рабочим объемом.

Стоит ли увеличивать диаметр дроссельной заслонкиСтоит ли увеличивать диаметр дроссельной заслонки

Если дроссельную заслонку диаметром 54 мм установить на обычный двигатель, улучшений точно не будет, а вот проблемы вполне возможны. При увеличении просвета проходного отверстия от водителя требуется гораздо более аккуратная работа педалью газа. При стандартном диаметре 46 мм небольшое нажатие приводит к увеличению подачи воздуха от 10 до 15 %, а после тюнинга данная величина будет колебаться от 20 до 25 %, что в свою очередь может стать причиной нестабильной работы мотора на низких оборотах.

Повышение мощности ДВС при установке дросселя с большим диаметром отверстия зачастую может быть иллюзорным. Просто водителю приходится нажимать на педаль, ставшую заметно более отзывчивой, с меньшей амплитудой, а двигатель станет реагировать более резко (некоторые автовладельцы очень довольны таким эффектом).

Мода на установку дроссельных заслонок увеличенного диаметра заимствована из автомобильного спорта, где подобные усовершенствования осуществлялись не на глазок, а в строгом соответствии с производительностью двигателя. То есть начинается все с изготовления мотора. Затем замеряется его мощность.

 

Если воздух поступает в камеры сгорания недостаточно активно, проблема решается, в том числе и увеличением размеров отверстия в корпусе дроссельной заслонки. Специалисты не рекомендуют прибегать к таким усовершенствованиям на обычных ДВС, так как это будут просто потраченные впустую деньги.

А вот о чем не стоит забывать, так это о промывке дроссельных заслонок, которая зачастую действительно дает ярко выраженный положительный эффект, увеличивая производительность двигателя внутреннего сгорания. Дело в налете, который накапливается внутри корпуса дроссельной заслонки и препятствует нормальной подаче воздуха, а значит, мотор начинает хуже реагировать на нажатие педали газа. Стандартная очистка заметно повышает производительность ДВС, в чем многие водители не раз убеждались на собственном опыте.

Если мы говорим об увеличенном дросселе, то не стоит забывать и про такую операцию, как промывка дроссельной заслонки. За время эксплуатации на дросселе скапливается грязь, что со временем ведет к худшей реакции на педаль газа. Даже после стандартной операции промывки дросселя машина начинает лучше ехать.

Удивляться особенно не приходится, особенно когда речь идет об автомобиле, за которым годами не ухаживали. В этом случае просвет дросселя может перекрывать значительное количество грязи.

Нужно ли ставить «нулевик» с дросселем большего диаметра

Что касается воздушного фильтра нулевого сопротивления, специалисты одобряют его установку, но подчеркивают необходимость выполнить монтаж грамотно. Полноценная работа двигателя обеспечивается поступлением холодного воздуха, а значит, в установке такого устройства не будет смысла, если оно будет выполнять забор горячего воздуха из моторного отсека.

Стандартные фильтры забирают воздух снизу, где он не так сильно разогрет, а значит, во многих случаях они будут лучше справляться, чем «нулевик».

Для установки воздушного фильтра нулевого сопротивления необходимо наличие холодного впуска, который обеспечить не очень сложно. Можно воспользоваться алюминиевым гофрированным рукавом для воздуховодов диаметром от 80 до 100 мм. Одним концом его нужно закрепить на корпусе «нулевика», а второй вывести в точку, где будет забираться прохладный воздух. Лучше всего, если это будет место, расположенное подальше от радиатора.

Нужно ли ставить нулевик с дросселем большего диаметраНужно ли ставить «нулевик» с дросселем большего диаметра

Если на двигатель устанавливается холодный впуск, важно избежать попадания грязи в воздухозаборник. В противном случае можно столкнуться с очень серьезными проблемами, вплоть до капитального ремонта ДВС.

Что дает установка дроссельной заслонки увеличенного диаметра? Как правило, речь идет об увеличении остроты отклика педали акселератора и улучшении динамики разгона. Это позволяет водителю чувствовать себя более уверенно при обгоне. Однако не стоит ожидать чудес. Мощность двигателя не может увеличиться на несколько процентов только благодаря увеличению диаметра внутреннего отверстия дросселя.

Для действительно эффективного увеличения мощности ДВС существуют такие хорошо отработанные процедуры, как расточка цилиндров или установка спортивного распределительного вала.

Часто задаваемые вопросы о диаметре дроссельной заслонки

Как часто нужно чистить дроссельную заслонку?

Профессионалы советуют:

  • Выполнять профилактическую очистку заслонок через каждые 40 000–50 000 км пробега (если требуется более частое выполнение этой процедуры – убедитесь в исправности системы вентиляции картера).
  • Следить, чтобы адаптация не была внесена в заказ-наряд отдельным пунктом, так как она представляет собой часть процедуры очистки дроссельных заслонок и за нее не должны взимать дополнительную оплату.
  • Если не выполнить адаптацию, двигатель может не запускаться. Поэтому, чтобы избежать серьезных поломок, лучше всего доверить выполнение очистки дроссельной заслонки специалистам.

Как узнать, что пора чистить дроссельную заслонку?

О необходимости выполнения очистки можно судить по:

  • заторможенному отклику педали акселератора на нажатие;
  • плавающим оборотам двигателя;
  • нестабильной работе двигателя – рывкам и провалам на малых оборотах;
  • внезапным остановкам мотора;
  • повышенному расходу горючего.

Какой зазор должен быть на дроссельной заслонке?

Величина теплового зазора должна быть такой, чтобы предотвратить заедание заслонки дросселя при высокой температуре. Если заслонка, открываясь и закрываясь, трется о корпус, детали со временем изнашиваются. В норме величина люфта, регулировка которого выполняется поворотом специального винта, должна составлять 0,04 мм.

Итак, выше было вкратце рассказано, как замерить диаметр дроссельной заслонки, которая применяется в двигателях внутреннего сгорания, работающих как на бензине, так и на дизельном топливе. Функции этой детали в первом и во втором случаях отличаются принципиально. В бензиновом моторе именно она определяет, на каких оборотах выполняется его работа. Водители регулируют данный показатель путем нажатия на педаль акселератора.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...