Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
11.04.2024 Автосервис
1089
Время чтения: 12 минут

Датчик адсорбера: признаки неисправности, проверка

Сохранить статью:

О чем речь? Датчик адсорбера устанавливается на клапане продувки и отвечает за работу всей системы. На его неисправность указывают плавающие обороты на холостом ходу, повышенный расход топлива, стойкий запах бензина около машины или в салоне.

Как проверить? Клапан адсорбера проверяется на прямую и обратную герметичность, на срабатывание при старте двигателя. Замену вышедшего из строя датчика можно произвести самостоятельно – это несложная процедура.

 

Устройство и принцип работы автомобильного адсорбера

Для того чтобы убедиться в работоспособности датчика клапана адсорбера, в первую очередь требуется выяснить, какие функции он выполняет и частью какой системы является. Это дает возможность осуществлять необходимые действия в правильной последовательности.

Основная функция системы вентиляции бака (EVAP) заключается в перехвате бензиновых паров, покидающих топливный бак транспортного средства, что позволяет предотвратить их попадание в окружающую среду.

>Устройство и принцип работы автомобильного адсорбера>Устройство и принцип работы автомобильного адсорбера

Необходимость наличия системы Evaporative Emission Control обусловлена постепенным испарением бензина из бака под действием тепла, поступающего от окружающего воздуха или двигателя.

Если система не работает или отсутствует, окружающая среда загрязняется парами бензина.

Улавливание паров топлива необходимо по двум причинам. Данная система:

  • Предотвращает загрязнение воздуха. Система контролирует пары бензина, не давая им уходить в атмосферу. Она улавливает испаряющееся топливо и адсорбирует его.
  • Повышает эффективность работы ДВС. Система Evaporative Emission Control обнаруживает бензиновые пары, а затем направляет топливо обратно в двигатель, что позволяет понизить расход горючего.

Таким образом, две главных функции системы улавливания паров бензина заключаются в защите окружающей среды и экономии горючего путем повышения эффективности его использования.

>Устройство и принцип работы автомобильного адсорбера>Устройство и принцип работы автомобильного адсорбера

Совместная работа элементов, входящих в систему Evaporative Emission Control, необходима для обеспечения контроля и поглощения бензиновых паров, образующихся в топливном баке.

Система EVAP в современных автомобилях состоит из следующих компонентов:

  • топливного бака, из которого поступают пары бензина;
  • фильтра – емкости с активированным углем(Evap Canister), который поглощает и накапливает бензиновые пары, не давая им попадать в окружающую среду;
  • клапана управления парами (Purge Valve), который, открываясь в ответ на возникновение определенных условий, пропускает пары из адсорбера к впускному коллектору для дальнейшего сгорания в цилиндрах двигателя в составе топливно-воздушной смеси;
  • датчика давления в топливном баке (Fuel Tank Pressure Sensor), контролирующего изменения давления, которые могут стать причиной утечек топлива или перебоев в работе топливной системы;
  • электронного блока управления (Electronic Control Unit), осуществляющего контроль над работой перечисленных выше элементов и управляющего функционированием системы EVAP в целом;
  • клапана контроля подачи топлива (Vent Control Valve), открывающего и перекрывающего сообщение системы с окружающим воздухом для регулирования давления (при проверке на утечки должен находиться в закрытом положении).
 

Как работает система улавливания паров бензина:

  • Собирает газообразные испарения бензина, нагревающегося внутри топливного бака. За накопление отвечает специальный элемент – адсорбер (емкость, содержащая активированный уголь). Основная функция угольного фильтра – поглощение паров и предотвращение попадания топлива в окружающую среду.
  • Сохранение бензина, который, оседая в угольном фильтре, остается внутри адсорбера до момента, когда его можно будет использовать. При закрытом клапане управления подачей пары удерживаются внутри емкости.
  • Использование паров. Когда достигается заданная рабочая температура двигателя, а также ряд других параметров, например, частота вращения коленчатого вала ДВС, пары бензина, покидая адсорбер через открывшийся клапан, подаются к впускному коллектору. Далее они принимают участие в формировании топливно-воздушной смеси. Это позволяет повысить эффективность работы топливной системы и снизить расход горючего.
  • Мониторинг состояния элементов системы Evaporative Emission Control. Электронный блок управления постоянно осуществляет контроль над работой системы удаления паров бензина, проверяя ее на утечки и корректность функционирования. Если ЭБУ выявляет наличие проблем, на дисплей специального прибора для диагностики выводится соответствующий код ошибки.

Рабочий цикл системы Evaporative Emission Control включает в себя сбор испарений бензина из топливного бака, их хранение и использование для повышения эффективности работы ДВС. Однако первый этап работы EVAP – конденсация паров специальным сепаратором и возврат их в бензобак.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Для обеспечения корректной работы системы улавливания паров топлива необходимо регулярно проверять электромагнитный клапан адсорбера, функционирование которого может быть нарушено из-за попавшей в него пыли или другого мусора. Кроме того, требуется диагностика качества работы этого элемента. Важно, чтобы он открывался и закрывался, отзываясь на команды ЭБУ.

Работа электронного блока управления, который отдает команды на открытие и закрытие клапана, основывается на информации, полученной от датчиков – давления в топливном баке, массового расхода воздуха, температуры, положения коленвала и т. д.

Зачем проверять датчик клапана продувки адсорбера

При заглушенном двигателе происходит поступление паров топлива в фильтр и осаждение его капель на угольных гранулах, которые при этом становятся влажными.

Когда двигатель начинает работать, электронный блок управления посылает команду на открытие электромагнитного клапана. Благодаря разряжению, создающемуся при этом внутри адсорбера, начинается поступление воздуха, проходящего угольные гранулы и уносящего бензиновые пары к впускному коллектору. При продувке происходит испарение бензина, а содержимое адсорбера становится сухим.

Нередко проблемы, возникающие в работе системы EVAP, становятся следствием нарушения работы клапана. Если он открывается не до конца или вовсе закис, это со временем может привести к выходу адсорбера из строя.

Зачем проверять датчик клапана продувки адсорбераЗачем проверять датчик клапана продувки адсорбера

Наиболее яркие симптомы некорректной работы клапана – резко возросший расход бензина, нестабильная работа двигателя на холостых оборотах, а также «плавание» последних. Кроме того, датчик адсорбера часто сильно щелкает при работе мотора «на холодную». Эти звуки несложно спутать с теми, что издают стучащие клапаны цилиндров.

Однако причиной возникновения неисправностей необязательно является электромагнитный клапан. Нередко неполадки возникают из-за засорения полости адсорбера. Проблема решается относительно просто – для восстановления фильтрации достаточно очистки и просушки фильтра. В сложных случаях может потребоваться замена датчика адсорбера.

Признаки неисправности датчика клапана продувки адсорбера

Наиболее часто встречающиеся признаки неисправностидатчика адсорбера:

  • срабатывание индикатора Check Engine на приборной панели автомобиля;
  • появление запаха бензина, особенно после заправки;
  • затрудненный пуск ДВС, особенно после заправки;
  • увеличенный расход топлива и ухудшение рабочих характеристик ДВС;
  • ухудшение результатов теста на выбросы;
  • «плавающие» холостые обороты;
  • затрудненный пуск двигателя «на горячую»;
  • заметное снижение мощности двигателя.

Как проверить датчик адсорбера? Если загорелся индикатор Check Engine на приборной панели, а профессиональный автомобильный сканер OBD-II выдает код ошибки P0443, проблемы кроются в цепи управления электромагнитным клапаном системы EVAP.

В этом случае ЭБУ обнаруживает ошибку в данных от датчика, контролирующего работу клапана (или полное отсутствие сигнала).

Признаки неисправности датчика клапана продувки адсорбераПризнаки неисправности датчика клапана продувки адсорбера

Код ошибки P0443 может возникать при:

  • повреждении или коротком замыкании в электроцепи электромагнитного клапана;
  • обрыве цепи между электронным блоком управления и «минусом», отвечающим за передачу электрических импульсов;
  • неисправности самого клапана;
  • обрыве проводов, соединяющих основное реле и вывод на электромагнитный клапан;
  • механическом повреждении клапана очистки;
  • неисправности ЭБУ;
  • повреждении разъема датчика адсорбера.

Наиболее часто в появлении этого кода ошибки виноваты засорившиеся фильтрующие элементы и/или трубки. С такой проблемой нередко сталкиваются владельцы автомобилей Lada Kalina, Lada Granta, Lada Priora, Hyundai Accent, Hyundai Solaris и Chevrolet Niva.

 

Способы проверки датчика продувки адсорбера

Проверка работоспособности устройства выполняется поэтапно:

Герметичность клапана

При заглушенном двигателе клапан должен находиться в закрытом состоянии.

Возьмите шприц объемом 100 см3 и попробуйте втянуть воздух через клапан, воспользовавшись для герметичности плотной резиновой трубкой и хомутами.

Для подключения необходимо использовать толстый штуцер.

При вытягивании поршня в шприце будет создаваться вакуум, который вернет поршень в исходное положение, как только вы его отпустите. Так должно быть в норме.

Если же вакуума не будет, значит, клапан негерметичен и подлежит замене.

Обратная герметичность клапана

Для проверки обратной герметичности нужно подключить к тонкому штуцеру шприц, заполненный воздухом.

Небольшую прозрачную трубку (около 80 мм), подключенную к клапану через толстый штуцер, нужно опустить в воду, залитую в прозрачную емкость объемом 500 см3.

Герметичность клапанаГерметичность клапана

При плавном нажатии на поршень шприца в воде не должны появляться пузырьки. В этом случае можно говорить об исправности клапана. При отпускании поршня он должен вернуться в исходное положение. Если этого не происходит, приспособление необходимо заменить.

Работоспособность клапана адсорбера

Далее необходимо подключить контакты электромагнитного клапана к источнику питания на 12 вольт. Подача напряжения должна сопровождаться щелчками, указывающими на штатное срабатывание устройства.

Далее нужно нажимать на поршень шприца и подавать напряжение на клапан, предварительно погрузив штуцер в емкость с водой.

Если клапан исправен, он откроется, о чем можно судить по пузырькам воздуха, выходящим в воду. После отключения от источника питания они должны исчезнуть.

Необходимо учитывать, что вибрация двигателя, особенно на холостых оборотах, может приводить к небольшой утечке газов через электромагнитный клапан, даже когда последний исправен.

Выполняя диагностику, можно имитировать вибрации, постукивая по корпусу клапана костяшками пальцев.

Напряжение в электроцепи

Диагностика электрической цепи выполняется с помощью мультиметра. Один щуп нужно подключить к первому контакту на корпусе клапана, а второй – бросить на «массу».

В норме при включении зажигания прибор должен показать 12 вольт.

Заглушив двигатель, не стоит сразу же отключать прибор, дайте ему некоторое время, чтобы в цепи произошел сброс напряжения.

Управляющий провод, идущий от ЭБУ

Далее необходимо убедиться в целостности провода «массы», приходящего на клапан от электронного блока управления.

Управляющий провод, идущий от ЭБУУправляющий провод, идущий от ЭБУ

Диагностика выполняется так:

  • отключите минусовую клемму от аккумуляторной батареи;
  • снимите разъем с ЭБУ;
  • найдите нужный разъем (он указан в руководстве или иной технической документации) и подключите к нему щуп мультиметра;
  • установите прибор в режим омметра (до 200 Ом);
  • подключите второй щуп ко второму контакту на корпусе клапана;
  • об исправности клапана будет свидетельствовать минимальное, стремящееся к нулю сопротивление.

Внимание! Для подключения к электронному блоку управления лучше воспользоваться тонкими проводками, так как, вставляя в разъем щуп, можно отогнуть пины.

Сопротивление

Для измерения сопротивления необходимо:

  • установить мультиметр в режим омметра (до 200 Ом);
  • подключить щупы к выводам электромагнитной катушки;
  • в норме сопротивление должно составлять от 10 до 30 Ом.

Если сопротивление ниже, можно предположить наличие пробоя в обмотке катушки или замыкания между витками. Если оно выше, скорее всего, имеет место обрыв.

Оба варианта исключают дальнейшее использование катушки – клапан однозначно подлежит замене.

Для отдельных моделей нормальные значения могут быть иными. В любом случае необходимо сверяться с информацией, указанной в технической документации к автомобилю.

Диагностика посредством ноутбука со специальным адаптером

Для выполнения такой диагностики понадобится специализированное программное обеспечение, подобранное с учетом марки и модели транспортного средства.

Например, для выполнения диагностики Chevrolet Explorer v.1,8 необходимо зайти в раздел «Графики», а затем – «Управление механизмами».

Далее нужно выбрать клапан абсорбера. Выполняя диагностику, следует обращать внимание на щелчки, которые должны происходить с достаточно высокой частотой.

Часто задаваемые вопросы о датчике адсорбера

Где находится адсорбирующая система автомобиля?

Место, где находится система EVAP и датчик адсорбера, зависит от конкретной марки и модели транспортного средства. Это устройство может находиться за фарами, под подкрылками (сзади или спереди), на топливном баке, под запасным колесом и т. д. Проще всего воспользоваться руководством или найти информацию в Сети.

Какой самый простой способ проверить исправность датчика клапана продувки адсорбера?

Поломка клапана приводит к прекращению продувки фильтра. Конденсирующаяся в нем влага может со временем полностью вывести адсорбер из строя. Если вы слышите шипение, откручивая крышку заливного отверстия на бензобаке, в работе системы возникли неполадки. Также о проблемах с этим узлом несложно догадаться, если начало пахнуть свежим бензином внутри или около автомобиля.

Как заменить клапана адсорбера?

Замену устройства вполне можно выполнить своими силами. Для того чтобы снять вышедший из строя клапан и установить исправный, достаточно располагать несколькими крестовыми отвертками. Приобретая новый элемент, ознакомьтесь с маркировкой, чтобы убедиться, что она полностью совпадает с той, что рекомендовал производитель.

Как снять датчик адсорбера:

  • найдите адсорбер;
  • отключите минусовую клемму от аккумуляторной батареи;
  • отсоедините колодку проводов, нажав на фиксатор и потянув прибор на себя;
  • ослабьте крепления электромагнитного клапана и отсоедините трубки;
  • извлеките старую деталь с кронштейном из фильтра;
  • установите новый клапан и выполните сборку, соблюдая обратный порядок действий.

Иногда владельцы автомобилей попросту избавляются от этого узла, считая, что это улучшит работу двигателя и снизит расход топлива. Если речь идет об исправном устройстве, такое мнение ошибочно. Проблемы могут возникать только при наличии ошибки датчика адсорбера или иных неполадках в работе системы EVAP.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...