Как осуществить? Подключение шиномонтажного станка – процесс не слишком сложный, особенно если речь идет о новом оборудовании. Как правило, к нему приложена подробная инструкция, последовательно описывающая все этапы.
На что обратить внимание? Сложнее бывает, если станок работает от 380В, а доступна сеть только в 220. Также может вызвать затруднения ситуация, когда (например, при покупке б/у оборудования) на станке нет шильдика и непонятно, какое у него рабочее напряжение.
В этой статье:
Задачи и правила выбора шиномонтажного станка
Шиномонтажные станки обладают множеством функций, у них высокая производительность, надежность и эффективность. Разные модели отличаются конструкцией, а также эксплуатационными особенностями, своим предназначением. Бывают станки для легковых авто, грузовиков, «газелей», спецтехники и для мотоциклов.
Задачи и правила выбора шиномонтажного станка
Станки для шиномонтажа:
- увеличиваются продуктивность СТО;
- оптимизируют работу автосервиса;
- позволяют выполнять операции быстро;
- повышают качество предоставляемых услуг.
Габариты шиномонтажного станка также отличаются в зависимости от выбранной модели. Профессиональное оборудование имеет достаточно большие размеры. Чаще всего габариты составляют: 960 на 750 на 970; 1000 на 1140 на 950; 972 на 1210 на 1998; 1810 на 900 на 765; 1450 на 1000 на 1000; 1250 на 1190 на 1650; 2000 на 1580 на 950; 2600 на 880 на 2350 мм.
Основа стенда для шиномонтажа – это стойка, на которой закреплена монтажная головка, под ней находится поворотный стол с зажимными кулачками. Сбоку размещена пневматическая отжимная лопатка. Поскольку применяется пневматика, потребуется не только электричество, но также компрессор или другое оборудование, подающее сжатый воздух.
Кроме поворотного стола, ключевыми элементами конструкции стенда являются: монтажная головка, рукоять с двойной блокировкой (другое название – блокирующая ручка), лопатка для открывания борта, воздушный клапан, панели управления, педали, зажимные кулачки, манжеты, а также вертикальная направляющая.
Задачи и правила выбора шиномонтажного станка
Планируя подключение шиномонтажного станка, помните о том, что такое оборудование может быть укомплектовано манометром, приспособлением для накачивания покрышек, мультироллером, прижимным устройством, роликовым подъемом нижнего борта.
Функционирует оборудование следующим образом: колесо располагают на поворотном столе, фиксируют с помощью зажимов. Затем шиномонтажный станок запускается благодаря работе электромотора, стол начинает вращаться. Специалист проводит все необходимые манипуляции, выдерживая уровень давления в шинах, рекомендованный производителем.
Товары из категории
Мастер управляет стендом при помощи педалей. В зависимости от типа станка это могут быть приспособления для отжима резины, управления механизмом кулачков либо с поворотным столом. Стол поворачивается вместе с зафиксированным колесом. Насадка освобождает резину по кругу шины. Вторую часть специалист разбортирует по такому же принципу.
При выборе шиномонтажного стенда учитывайте следующие нюансы:
Диаметр дисков, для которых предназначен станок
Чаще всего данная характеристика составляет 14-26 дюймов, используются удлинители, расширяющие диапазон до 42 дюймов. Модели с большим диаметром подходят для обслуживания сельхозтехники. Но покупать такой станок нецелесообразно, если СТО находится на федеральной или региональной трассе. Если у вас достаточно большой сервисный центр, можно приобрести специальный шиномонтажный станок, чтобы обслуживать не только легковые машины, а также грузовики.
Мощность электромотора
Данный параметр важно учитывать при выборе оборудования. Мощность будет отличаться для оборудования, предназначенного для легковых, грузовых и пассажирских автомобилей. Приобретая ту или иную модель, учитывайте тип электрической сети в вашем автосервисе. Если это станок с питанием от однофазной сети, его производительность будет низкой.
Вид конструкции следует подбирать индивидуально
Если применяются автоматические аппараты, мастеру не нужно прилагать физическую силу, монтируя или демонтируя автопокрышки. Подобные станки имеют максимальную производительность. При работе с ручными моделями и полуавтоматическими стендами специалисту придется вручную перемещать стойку.
Дополнительные опции
Функциональность оборудования определяется тем, какой набор функций есть у станка. Чем больше опций, тем легче мастеру работать, а значит, он сможет обслужить большее количество автомобилей в единицу времени. «Третья рука» и взрывная накачка – обязательные опции, без которых не обойтись. С помощью «третьей руки» оператор легко выполнит опрессовку, отжим, монтирует покрышку с низким профилем. Взрывная накачка потребуется для работы с бескамерной резиной, которая недостаточно плотно садится на диск.
Взрывная подкачка может быть встроенной и внешней
В первом случае оборудование будет оснащено ресивером, чтобы накачивать воздух, подаваемый в покрышку после того, как оператор нажмет педаль или кнопку. В случае со встроенной взрывной подкачкой бустер внешний, его нужно приобрести отдельно. После того как он наполнится воздухом под давлением, мастер подносит его к автошине и нажимает выпускной клапан. Оптимальный выбор – внешний бустер. Он функционирует с большой точностью, обеспечивая высокую скорость работы.
Количество скоростей вращения стола
Обычно вторая скорость медленнее первой. Она применяется для тех ситуаций, когда оператор работает с жестким бортом либо если покрышка тугая низкопрофильная, чтобы не повредить ее. Рекомендуется приобретать не одно-, а двухскоростные модели. При выборе недорогого шиномонтажного станка со стандартными опциями учитывайте особенности конструкции оборудования.
Перед покупкой тщательно осмотрите станок, его рабочий стол должен быть прочный и высококачественный. Чтобы не допустить ошибку при выборе той или иной модели, учитывайте то, какие автомобили обслуживаются в вашем автосервисе, какой объем работы, размеры СТО, а также каковы затраты трудовых ресурсов.
Количество скоростей вращения стола
Подключение шиномонтажного станка
Подключение шиномонтажного станка через частотный преобразователь или любым другим способом должен выполнять опытный специалист.
Прежде чем подключить электричество к станку, удостоверьтесь, что:
- источник электропитания шиномонтажного оборудования оснащен предохранителем, соответствующим государственным стандартам России (или той страны, на территории которой находится ваш автосервис);
- электросеть обладает нужными характеристиками: к шиномонтажному оборудованию подается трехфазное напряжение 400В, при этом сечение электрокабеля – от 2,5 мм;
- перепады напряжения электропитания не выходят за пределы допустимых значений. Узнать эти параметры можно в технических характеристиках.
Подсоединяем стенд к источнику питания, который оснащен блоком плавких предохранителей и предохранительным переключателем-автоматом, он срабатывает, если произойдет скачок напряжения.
Подключаем шланг от источника подачи сжатого воздуха с давлением от 9 до 12 бар к входному штуцеру, который находится сзади шиномонтажного стенда.
Проверяем установленное оборудование, проводим тестирование, прежде чем запустить его.
Механическая проверка:
- Болты и гайки, соединения и фитинги затянуты плотно.
- Движущиеся элементы свободно перемещаются.
- Все детали стенда чистые.
- Предохранители установлены в нужном количестве.
Проверяем электропитание:
- Подключения выполнены правильно с учетом схемы.
- Шиномонтажный стенд заземлен.
Проверяем направление вращения:
- Чтобы проверить направление вращения самоцентрирующегося стола: нажимаем на педаль, при этом стол вращается по часовой стрелке. Если направление движения другое, следует поменять местами фазы электропитания.
Проверяем масло гидросистемы:
- Важно удостовериться, что после каждых 5 включений из окошка для проверки наличия смазки вытекает по одной капле масла.
Подключение шиномонтажного станка
Нюансы подключения шиномонтажного станка
Подключение шиномонтажного станка на 380 вольт к 220
Данный метод подсоединения шиномонтажного оборудования достаточно сложный. Придется переделать разводку электрошкафа.
В данной статье мы не будем рассматривать включение асинхронных двигателей при помощи фазосдвигающего конденсатора. При таком включении мотор потеряет половину своей мощности и крутящего момента. Таким образом двигатель мощностью 1 кВт не подойдет для работы. Оператор попросту не сможет выполнять шиномонтаж с помощью такого оборудования.
Оптимальную схему подключения станка на 380 вольт к сети 220 В можно реализовать с помощью частотного преобразователя. К примеру, стенд подключается в однофазную сеть, однако частотный преобразователь нужно разместить прямо перед мотором.
На шиномонтажной стенде отсутствует шильдик
На первый взгляд может показаться, что ничего сложного в этом нет. Есть клемма для подключения по 4-проводной схеме (L1, L2, L3, PE), нужно завести на нее 3 фазы 380 В, и все готово. Многие электрики, у которых недостаточно опыта, поступают именно таким образом.
Иногда встречаются трехфазные станки, которые могут работать от сети 220вольт. Такие модели продаются вместе с трансформатором, который подсоединяется к электрощитку. Подключение шиномонтажного станка к 220 вольт осуществляется через трансформатор штатным кабелем.
Выяснить, какое напряжение нужно для функционирования станка, когда шильдик отсутствует, можно следующим образом. Смотрим, как подключены обмотки двигателя, для этого открываем крышку любого асинхронного двигателя на станке и изучаем схему соединения. В двигателях на 380В подключение осуществляется «звездой», а от 220 В — треугольником.
На шиномонтажной стенде отсутствует шильдик
Работа на шиномонтажном станке
Чтобы протестировать оборудование, следует выполнить полный цикл работы с шиной.
Снимаем покрышку с диска по следующему алгоритму:
Проводим отбортовку
Чтобы отжать борт резины от диска, потребуется отжимной рычаг «лопата». Выпускаем воздух из покрышки, выкрутив ниппель. Во время отбортовки возникают сложности. К примеру, если покрышка низкопрофильная, она не влезет между «лопатой» и станком. Чтобы избежать проблем, следует покупать стенды с регулируемым ходом отжимного рычага. Также могут возникнуть проблемы, если диск повредится «лопатой». Такого не случится, если применять пластиковые насадки на рычаг либо выполнять отбортовку с помощью альтернативных приспособлений.
Фиксируем диск с отжатой резиной на монтажном столе
Выполнить эту процедуру получится с помощью самоцентрирующегося 4-кулачкового зажима, чтобы привести его в действие, нажимаем на педаль. Диск будет зажат снаружи или изнутри. Предпочтительнее зажатие диска снаружи (с применением защитных накладок), так как исключаются повреждения от кулачков на колесе. Зачастую мастер сталкивается с тем, что диаметр диска больше либо меньше значения, на который рассчитан стенд. Тогда применяются насадки на кулачки, чтобы расширить диапазон размеров на 2-5 дюймов.
Устанавливаем рабочую головку на край диска
При выполнении этой процедуры нужно проявить внимательность. Должен быть зазор 2-5 мм между головкой и ободом. Иначе диск будет замят во время вращения стола. Важно, чтобы у станка можно было увеличивать ход головки либо этот параметр регулировался бы консолью. Тогда мастер сможет работать с широкими дисками.
Демонтируем покрышку с диска
Потребуется монтировка, она входит в комплектацию шиномонтажного станка. Монтировкой поддеваем верхний борт покрышки и надеваем его на рабочую головку. Затем нажимаем на педаль, отвечающую за вращение стола. Точно так же действуем, чтобы демонтировать нижний борт. Чтобы резина легко сошла, наносим смазку на рабочую головку и резину, подойдет монтажная паста. Единственная сложность может возникнуть при работе с низкопрофильными покрышками. Из-за того что они достаточно жесткие, борт не получится продавить. В таких случаях используют специальное приспособление.
Монтируем покрышку в обратном порядке. Затем накачиваем колесо до требуемого давления. Для этого поднимаем шину так, чтобы ее борта прилегали к диску. Так вы исключите утечку воздуха при накачивании.
Низкопрофильные покрышки не получится накачать стандартным способом. Дело в том, что они плохо схватываются с диском. Для работы с ними потребуется взрывная подкачка. Применяется специальный баллон высокого давления. Воздух из него резко подается в отверстия, находящиеся в кулачках шиномонтажного стенда. В результате покрышка сразу же плотно встанет на диск.
Важно знать, как выполняется подключение шиномонтажного станка к компрессору, а также как правильно подключить оборудование на 380 В. Если у вас есть опыт проведения подобного вида работ, вы справитесь своими силами. Однако при подключении трехфазного стенда к сети 220 В следует обратиться к специалистам, которые выполнят работу с соблюдением требований и технологии.