О чем речь? Параметры резины – ее основные характеристики, отличающие виды, типы и модели друг от друга. По ним водители подбирают покрышки для своих машин. Обычно отталкиваются от размера шин, посадочного диаметра, сезонности.
На что обратить внимание? Более ответственные водители дополнительно анализируют тип протектора резины, индекс скорости, дату изготовления, страну производства, монтажные параметры, сертификацию и маркировку.
В этой статье:
Основные параметры резины
Основные параметры резины (ее типоразмер) указываются в маркировке, наносимой сбоку, например, 205/55 R15, где первые три цифры – ширина покрышки в миллиметрах, в нашем случае – 205 мм. Далее указывается высота, но не в миллиметрах, а в процентах по отношению к ширине. Буквой в данном случае обозначена радиальная конструкция, а следующими за ней цифрами – внутренний диаметр. Иногда далее буквой «C» обозначается, что резина предназначена для установки на грузовые автомобили, микроавтобусы и малотоннажный коммерческий транспорт.
Основные параметры резины
В технической документации, входящей в комплект поставки транспортного средства, производитель автомобиля часто указывает рекомендованные для установки типоразмеры шин. Специалисты советуют учитывать эти данные при выборе резины:
Ширина профиля
Этому параметру опытные водители уделяют особое внимание, так как от него зависит, какие размеры будут у пятна контакта резины с дорожным покрытием. Другими словами, ширина профиля связана с показателями сцепления. Зимой лучше ездить на более узких покрышках, а летом – отдавать предпочтение широким.
Однако у подобных шин есть и недостатки, главные среди которых – повышенный расход топлива и подверженность аквапланированию на высокой скорости.
Высота профиля
Этот параметр напрямую связан с управляемостью автомобиля. Чем меньше высота резины, тем острее реакция ТС на повороты руля. Однако такие шины хуже гасят удары и вибрации при движении по неровному дорожному покрытию.
Если автомобиль эксплуатируется на плохих дорогах, низкопрофильная резина – плохой выбор, так как велик риск повредить колесные диски. А вот для идеально ровного асфальта и динамичной езды такие шины оптимальны.
Высота профиля
Если основные места, в которых эксплуатируется транспортное средство, это проселочные, грунтовые дороги, лучше всего остановиться на шинах с серией профиля от 70 до 80 %. Однако следует помнить, что подобная резина не обеспечивает идеальной управляемости и устойчивости автомобиля на дороге, особенно на большой скорости.
Для движения по бездорожью обычно используют шины с серией профиля от 85 % и выше, что позволяет без проблем справляться с грязью, глубокой колеей, ямами и другими препятствиями.
Буква «R»
Наличие этого символа в маркировке говорит о том, что шина имеет радиальную конструкцию, которая обеспечивает наибольшие долговечность, надежность покрышек, а также устойчивость и хорошую управляемость автомобиля на разных дорожных покрытиях.
Внутренний диаметр шины
В качестве единицы измерения для этого параметра используются дюймы. При выборе покрышек необходимо учитывать диаметр колесных дисков.
Коды грузоподъемности и максимальной скорости
Это важные параметры, на которые необходимо обращать внимание, подбирая шины для установки на свой автомобиль, чтобы они прослужили дольше и обеспечили стабильность машины на дороге. Первый показатель в виде двузначного числа обозначает максимально допустимую нагрузку на колеса.
Если вы предполагаете перевозить различные грузы, необходимо, чтобы у резины был соответствующий индекс нагрузки, что позволит избежать быстрого изнашивания покрышек, а также обеспечит минимальный расход горючего.
Индекс скорости обозначается буквой латинского алфавита. Опытные водители рекомендуют выбирать шины с определенным запасом по этому параметру, то есть привычная для вас скорость должна быть ниже индекса скорости.
К примеру, если для вас 140 км/час – обычное дело, нужно выбирать резину с индексом максимальной скорости от «P» (150 км/ч) и выше.
Коды грузоподъемности и максимальной скорости
Тип протектора резины
Протектором принято называть часть покрышек, которая при движении находится в непосредственном контакте с дорожным покрытием, а значит, от него в значительной степени зависит качество сцепления шин с дорогой в различных условиях. Необходимо, чтобы рельеф резины обеспечивал максимально безопасное и уверенное вождение под дождем, в жаркую погоду, по заснеженной трассе, лужам, а также сопротивляемость изнашиванию и надежную защиту колес от ударов и вибрации.
Товары из категории
От рисунка протектора напрямую зависит, насколько безопасным будет вождение. Правильный выбор шин по этому параметру кратно повышает управляемость и курсовую устойчивость транспортного средства.
От расположения ламелей, прорезей и канавок, а также от того, насколько они глубоки и широки, зависят как сцепление, так и риск возникновения эффекта аквапланирования. Рисунок протектора должен обеспечивать максимально эффективное отведение воды и грязи. В противном случае будут возникать проблемы с курсовой устойчивостью, пробуксовки при разгоне и торможении, заносы в поворотах и т. п.
Кроме того, правильно подобрав требуемый рисунок протектора, можно не только существенно сократить тормозной путь и расход горючего, но и заметно повысить уровень комфорта, а также снизить шумность.
Существуют различные варианты протекторного рисунка – симметричный и асимметричный, направленный и ненаправленный и т. д. Далее подробно разберем каждый из них:
Симметричный направленный
Такой рисунок является одним из наиболее часто встречающихся на современных шинах для легковых автомобилей. Особенно хорошо подобные протекторы показывают себя в зимнее время. Сочетание глубоких кромок с V-образным строением специалисты считают оптимальным решением для максимально эффективного отведения от пятна контакта покрышки с дорожным покрытием воды, грязи, снега и ледяной крошки за счет увеличения площади соприкосновения колеса с поверхностью дороги.
При установке резины с таким типом протекторного рисунка необходимо ориентироваться на стрелки, наносимые производителями на боковины шин для того, чтобы правильно задать направление вращения.
Симметричный ненаправленный
Этот тип рисунка протектора сокращает тормозной путь, снижает расход горючего и обеспечивает высокую проходимость. Он оптимален на шинах, которыми оснащается коммерческий автотранспорт, внедорожники и кроссоверы. Подобные покрышки одинаково хорошо ведут себя как на асфальтированных дорогах, так и на бездорожье.
Резина с ненаправленным симметричным рисунком одинаково эффективно работает в обоих направлениях, а значит, при установке на колесные диски можно не обращать внимания на ее положение.
Симметричный ненаправленный
Асимметричный ненаправленный
Такой рисунок протектора обычно характерен для летних шин, однако в отдельных случаях им снабжается и зимняя резина. Асимметричность может быть как явной, когда она выражается в разных размерах блоков, расположенных на правой и левой сторонах резины, так и неявной (для изготовления сторон используется материал с разным химическим составом).
При монтаже таких шин на колесные диски необходимо совмещать лицевые стороны протектора. Если правильно установить покрышки с асимметричным ненаправленным рисунком наружной части, они могут прослужить более пяти сезонов.
Такой рисунок позволяет добиваться максимально эффективного сцепления при движении по сухому и мокрому асфальту, глубокому и рыхлому снегу, обледеневшей дороге и т. д., снижая уровень шума, вибрацию колес, улучшая курсовую устойчивость и отзыв автомобиля на поворот руля.
Асимметричный направленный
В данном случае, монтируя шины на колеса, необходимо не только сверяться со стрелками на боковинах колес, но и добиваться совмещения лицевой стороны покрышек с колесными дисками. Как правило, такое решение применяют на спорткарах. Этот тип протекторного рисунка не получил широкого распространения, так как делает производство более дорогим, не давая особо значимых преимуществ.
Дополнительные параметры резины
Что представляют собой омологированные шины и как их обозначают?
Омологацией называют дорабатывание шин для установки на автомобили конкретных марок и моделей. Чаще всего речь идет о резине для машин премиальных брендов и дорогих спорткаров. Такая доработка, как правило, не предполагает внешних изменений, и касается как конструкции, так и химического состава материала.
Омологированные покрышки позволяют добиваться повышенной управляемости, курсовой устойчивости и комфорта вождения, если они используются для установки по назначению.
Значок, указывающий на омологацию под автомобили конкретных марок, производители авторезины наносят на боковины шин. К примеру, МО1 – для автомобилей Mercedes-Benz; N0 – N3 Volkswagen Touareg и Porshe; AO – для установки на Audi; A – для модели Toyota Auris; пиктограмма в виде пятиконечной звезды – BMW и т. д.
Как производитель указывает дату выпуска шин?
Для обозначения даты выпуска автомобильных шин производители используют четыре цифры в овале, расположенном, как правило, возле обода колесного диска.
Как производитель указывает дату выпуска шин?
Как и другие параметры резины, это обозначение требует расшифровки. В данном случае:
- первыми двумя цифрами обозначается порядковый номер недели в году;
- вторыми двумя – год выпуска.
К примеру, если на шине стоит маркировка «1422», она выпушена на четырнадцатой неделе 2022 года.
Средняя продолжительность эксплуатации автомобильных покрышек обычно не превышает пяти лет. Если речь идет о зимней шипованной резине, то она служит до тех пор, пока не потеряет около половины шипов.
Когда резина правильно эксплуатируется и хранится, ее характеристики сохраняются от 4 до 5 лет. Далее наступает неизбежная деградация материала, поэтому, выбирая покрышки для установки на свой автомобиль, обращайте внимание на маркировку. По этой же причине зачастую приходится заменять комплект шин, несмотря на хорошо сохранившийся протектор.
- Страна-изготовитель
Как правило, все фирменные шины на боковине снабжены стандартной надписью «Made in…». Однако важно понимать, что зачастую в этой маркировке указывается не та страна, из которой происходит конкретный бренд, так как локализация производств поблизости от конечных потребителей позволяет существенно снижать затраты.
Качество готовой продукции при этом не страдает. Скорее, наоборот, китайские и российские заводы сегодня оснащены более современным оборудованием, чем на родине бренда, а контроль производственного процесса осуществляется не менее жестко, что позволяет выпускать покрышки самого высокого качества.
- Сертификация шин
Автомобильные покрышки непосредственно влияют на безопасность участников дорожного движения. По этой причине все модели проходят международную сертификацию. По Техническому регламенту Таможенного Союза ТР ТС 018/2011 каждая шина должна иметь маркировку «E» (сертификат Евросоюза) или «DOT» (сертификат США). На боковину резины наносится информация о том, в какой стране была пройдена процедура сертификации. Цифры от 1 до 48 указывают на конкретное европейское государство.
- Монтаж шин
На боковину шин могут быть нанесены отметки «rotation» (а также стрелка или заменяющий ее символ) «inside» и/или «outside». Такая маркировка должна присутствовать на направленной и ассиметричной резине, помогая работникам шиномонтажной мастерской установить покрышки правильным образом.
Неправильная установка таких шин может не только отрицательно сказаться на комфорте вождения, но и повысить риск возникновения опасных ситуаций из-за снизившейся управляемости авто.
Часто на шинах цветными точками или треугольниками отмечают:
- красной точкой – самое жесткое место на боковине;
- белой точкой – наиболее гибкое;
- желтой точкой – самое легкое;
- цветными полосами пользуются на производстве – для пользователя они не важны.
Желтую точку при монтаже резины на диск следует располагать напротив ниппеля – это существенно облегчает балансировку колес.
Дополнительные параметры резины
- Стикеры
Новые шины на производстве снабжают наклейками, на которых указываются классы топливной экономичности, шумности и устойчивости на мокром дорожном покрытии (водоотведения) с помощью специальных символов – стрелок и букв латинского алфавита.
В нашей стране с 01.11.2020 г. началось осуществление госконтроля за производством и продажей автомобильной резины. Для выполнения этой задачи производителей обязали снабжать продукцию стикерами, на которые нанесен QR-код, подтверждающий регистрацию товара в системе государственного мониторинга. Введение этих мер позволило уменьшить поступление в продажу контрафактных шин и пресечь «серые» поставки. Соответствующее постановление Правительства РФ № 1985 от 31.12.2019 опубликовано на портале правовой информации.
Часто задаваемые вопросы о параметрах резины
Какая маркировка наносится на шины Run Flat?
Такие покрышки позволяют проехать на проколотой или порезанной шине порядка 100 км без повреждения колесных дисков. Для указания принадлежности резины к типу Run Flat производители используют разные аббревиатуры и буквенные обозначения. Например, RFT (Run Flat Tyres), ROF (Run On Flat) или RF. Также встречаются HRS, XRP, TRF, PAX, MOE, AOE, RSC, ZP, ZPS, DSST, SSR – покрышки, на которых можно добраться до ближайшей шиномонтажной мастерской, не устанавливая запаску.
Каково значение маркировки TW?
Данная аббревиатура означает индекс устойчивости к износу Treadwear. Маркировка TW и числа от 100 до 600 указывает на износостойкость резины по отношению к опытному образцу (100 ед.). Например, 150 единиц оцениваются в 72 000 км, 200 – в 96 000 км и т. д. Опытные водители для определения реальных значений обычно применяют коэффициент 1,5, а значит, реально пробег резины с TW 100 будет равен примерно 36 000 км.
Как в маркировке резины указывается сезонность?
Если на боковине шин вы видите маркировку M&S, M + S (Mud + Snow или «грязь плюс снег»), то перед вами зимняя резина. Во многих странах такое обозначение должно присутствовать также на летних и всесезонных покрышках.
Параметры летней резины в маркировке чаще всего отдельно не отражаются. Всесезонные шины обычно отмечаются аббревиатурой AS (All seasons).
Параметры резины на авто отражаются в маркировке на ее боковинах, из которой можно извлечь полезную информацию при выборе и покупке. Важно понимать, что идеальных и абсолютно универсальных шин не существует. Для улучшения одних показателей производителю приходится снижать другие, а значит, в каждом конкретном случае необходимо подбирать покрышки, исходя из условий и интенсивности эксплуатации, а также бюджета.