Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
15.03.2024 Шиномонтажное оборудование
1024
Время чтения: 12 минут

Момент затяжки колесных болтов: правила и рекомендации

Сохранить статью:

О чем речь? Момент затяжки колесных болтов очень важен при смене покрышек с летних на зимние или ремонте шины. Он отвечает за надежность крепления колеса к ступице и дальнейшую возможность открутить его по мере необходимости. Если затяжка оказалась слабой, то болты открутятся во время движения, а избыточная приведет к их прикипанию.

На что обратить внимание? Каждый производитель сам устанавливает нормы момента затяжки колес на авто. На глаз попасть в этот диапазон можно только случайно, поэтому и в мастерских, и автолюбителям необходимо использовать специальный инструмент – динамометрический ключ.

 

Понятие момента затяжки колесных болтов

Правильная затяжка гаек и болтов необходима для нормального крепления всех деталей автомобиля. Процедура не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Очень часто водители используют стандартный баллонный ключ и прикладывают чрезмерные усилия. В результате нередко срывается резьба, что влечет необходимость замены изделия. Если же затянуть недостаточно, то в ходе эксплуатации ТС очень быстро начинают появляться люфты и стуки в подвеске.

Понятие момента затяжки колесных болтовПонятие момента затяжки колесных болтов

Более того, неплотно затянутая резьба способна вызвать повреждение шпилек, болтов и посадочных мест под них. В крайних случаях головка крепежа может просто срезаться при движении, что приведет к серьезной аварии. При длительном использовании авто с подвижными соединениями на колесах со временем происходит разрушение подшипников и рулевой тяги.

С учетом изложенного автопроизводители в руководстве по эксплуатации ТС указывают оптимальные значения затягивания резьбовых соединений, которые варьируются от 80 до 140 Нм. Эти рекомендации необходимо неукоснительно соблюдать.

Не рекомендуется применять стандартный баллонный ключ, особенно с телескопической ручкой, которая повышает оказываемое на болт усилие. Повредить резьбу в этом случае очень легко.

 

Чтобы выдержать правильный момент затяжки колесных болтов и гаек, необходимо пользоваться динамометрическим ключом. На нем можно легко выставить ограничение оказываемого усилия, значение которого рекомендует производитель конкретного автомобиля. Еще лучше, если инструмент будет снабжен ограничителем, которой не позволит оказывать на крепеж усилие, превышающее допустимые значения.

Понятие момента затяжки колесных болтовПонятие момента затяжки колесных болтов

Нормы момента затяжки колесных болтов

Моментом затяжки называется крутящий момент, который воздействует на головку болта или гайку при закручивании резьбы. Измеряется в ньютон-метрах (Нм).

Момент затяжки при монтаже колес транспортных средств определяется следующими факторами:

  • Вид крепежа (болты, гайки).
  • Металл колесного диска и его толщина.
  • Присутствие дополнительных деталей (накладки из стали или алюминия).
  • Температура окружающего воздуха.

Товары из категории

Хит продаж
Шиномонтажный станок полуавтомат, односкоростной, зажимы 12-23", 220 В 4638(B) 220
Шиномонтажный станок полуавтомат, односкоростной, зажимы 12-23", 220 В 4638(B) 220
  • Напряжение питания, В 220
  • Внешний зажим диска 10-20"
114 661 ₽
В кредит от 3 822/мес
Шиномонтажный станок для грузовых автомобилей, синий 46TRKE(B)
Шиномонтажный станок для грузовых автомобилей, синий 46TRKE(B)
  • Напряжение питания, В 380
  • Диаметр обода колеса, дюйм 14-26
424 088 ₽
В кредит от 14 136/мес
Станок балансировочный для грузовых машин, 220 В 45TRKE
Станок балансировочный для грузовых машин, 220 В 45TRKE
  • Напряжение питания, В 220
  • Диаметр обода колеса, дюйм 13-25
203 658 ₽
В кредит от 6 789/мес
Мойка для колес Wulkan 300H
Мойка для колес Wulkan 300H
  • Диаметр колеса 560-800
  • Ширина колеса, мм 135-305
887 191 ₽
В кредит от 29 573/мес
Станок балансировочный с автоматическим вводом 2-х параметров, лазером и автостопом 4523N1(B)
Станок балансировочный с автоматическим вводом 2-х параметров, лазером и автостопом 4523N1(B)
  • Напряжение питания, В 220
  • Диаметр обода колеса, дюйм 10-24
114 660 ₽
В кредит от 3 822/мес
Перейти в каталог

У каждой модели ТС установлен собственный момент затяжки, рекомендованный заводом-изготовителем.

Так для российских автомобилей обычно используются следующие значения.

ПроизводительМодельМомент затяжки, Нм
ВАЗ210180-100
ВАЗ210870-90
ГАЗ3110100-110

Легковые ТС зарубежных брендов:

ПроизводительМодельМомент затяжки, Нм
ToyotaCamry103-127
NissanAlmera88-118
FordFocus115-135

У более тяжелых автомобилей, таких как внедорожники и грузовые, момент затяжки обычно больше и может достигать 200 Нм. Это связано с повышенной нагрузкой, приходящейся на подвеску таких авто во время движения.

Иногда утончить рекомендованный момент затяжки нет возможности. В этом случае придется выяснить соответствующую величину опытным путем с учетом параметров крепежа и колесного диска.

Для стальных болтов М12 – М14 оптимален момент затяжки 85-100 Нм. Для крепежей стандарта М18 – М22 показатель больше – 120-150 Нм. При этом нужно учитывать металл дисков и их толщину.

Приведем перечень соответствий моментов затяжки разным размерам, видам крепежа, шагу витков резьбы.

  • Гайки 12 х 1,5, литой диск – 110-120 Нм.
  • Гайки 12 х 1,5, штампованный диск – 100-110 Нм.
  • Гайки 12 х 1,25 (встречаются преимущественно на ТС от Subaru и Suzuki) следует затягивать с ограниченным усилием – от 100 до 110 Нм, иначе можно сорвать резьбу.
  • Болт 12 х 1,5, литой диск — 120 Нм.
  • Болт 12 х 1,5, штампованный диск — 110 Нм.
  • Болт 12 х 1,25 — предельный момент затяжки равен 110 Нм.
  • Болт 14 х 1,5, литой диск — 120-150 Нм.
  • Болт 14 х 1,25, штампованный диск – 110 Нм.
  • Болт 14 х 1,25, литой диск – 110-120 Нм.
  • Гайки и болты, снабженные планшайбой, — 140-160 Нм.

Необходимо учитывать и температуру окружающей среды при выполнении работ. На морозе максимально допустимое значение увеличивается на 10 %, на жаре уменьшается на ту же величину.

Нормы момента затяжки колесных болтовНормы момента затяжки колесных болтов

Последовательность затяжки колесных болтов

Образцовый способ монтажа колеса к втулке используется на сборочном конвейере автозавода. Сначала диск подкатывается на специальной тележке, болты устанавливаются вручную и поворачиваются на несколько оборотов. Затем при помощи автоматического гайковерта с несколькими головками все болты закручиваются одновременно с одинаковым моментом затяжки. В результате каждый крепеж оказывается прижатым с равномерным усилием.

При ремонте своими силами в гараже вряд ли можно соблюсти такую технологию. Обычно в наличии есть только баллонный ключ либо гайковерт с одной головкой.

Чтобы правильно установить колесо, следует выполнять алгоритм, который позволит приблизить результат работы к идеальному, организованному на заводе.

  • Сначала болты наживляются вручную попарно в отверстия, наиболее удаленные друг от друга по окружности.
  • Для ступицы с четырьмя отверстиями болты ставятся в следящей последовательности: 1, 3, 4, 2.
  • Для дисков с пятью отверстиями последовательность иная: 1, 4, 2, 5, 3. 
  • Последовательность для ступицы с шестью отверстиями: 1, 4, 5, 2, 3, 6.

При этом завинчивание выполняется только руками до упора, без лишнего усилия и использования инструментов.

Если устанавливать крепежи последовательно в каждое отверстие по окружности, то может возникнуть перекос диска, что при эксплуатации приведет к образованию люфта и биению диска. В итоге металл деформируется.

 

Нюансы затяжки литых дисков

Процесс установки литых дисков не имеет особых нюансов, если изделия подобраны в соответствии с рекомендациями производителя. Если колеса покупаются в онлайн-магазине, часто существует возможность выбора подходящего изделия при указании соответствующей модели ТС.

Диск должен монтироваться на вывешенные колеса. Крепежи закручивается обычным слесарным инструментом с соблюдением рекомендованного момента затяжки колесных болтовавтомобиля. После опускания машины с домкрата на землю нужно провести проверку.

При монтаже колес запрещается пользоваться любыми крепежами с поврежденной резьбой, даже если дефекты выглядят незначительными. Купите новые болты и гайки.

Сегодня производители предлагают универсальные литые и штампованные диски, которые можно использовать для всех моделей ТС. Диаметр ступичного отверстия у них увеличен, также используются центровочные кольца. Это позволяет корректно отцентрировать колеса при навешивании на ступицы.

Среди автомобилистов часто можно встретить заблуждение о том, что центровочное отверстие обеспечивает соосное вращение колеса и ступицы. В действительности же эту задачу в большей мере выполняет именно крепеж, а кольцо только служит для правильного монтажа диска на выступ ступицы.

При ежедневном использовании ТС состояние колес необходимо осматривать не меньше двух раз в день – перед выездом и при парковке на ночь. Без инструментов можно легко проверить перекосы колес, их биение, трение о раму, давление в камерах.

Нюансы затяжки литых дисковНюансы затяжки литых дисков

Что влияет на затяжку кроме момента

Правильный момент затяжки колесных болтов автомобиля должен обеспечить надежную фиксацию диска и исключить ослабление крепежей при эксплуатации авто. В противном случае может произойти отрыв диска от ступицы во время движения, что приведет к серьезной аварии. Обычно при наличии люфта на болтах возникает характерный стук, в этом случае необходимо незамедлительно принять меры.

Ослабление крепежа может произойти по причине его несоответствия колесному диску. Болты могут иметь разную форму головки или нижней кромки (коническая либо сферическая), гайка бывает глухая, короткая, сквозная, с прижимной шайбой и др.

С резьбой все просто: при ее несоответствии на деталях вкрутить болт не удастся.

При правильном выборе гаек и болтов они могут даже самопроизвольно подтягиваться при эксплуатации авто. Они не только крепят диск к ступице, но и обеспечивают правильное центрирование обода относительно оси вращения. Для этого служит особая форма головки и кромки крепежного элемента, под которые в диске предусмотрены специальные углубления: конус к конусу, сфера к сфере. Если применен неподходящий крепеж, то соединение ослабится очень быстро.

Часто водители, оставляющие автомобиль на улице, устанавливают на диски секретки, то есть болты, под головку которых не подходит традиционный съемный ключ. Их не нужно затягивать с тем же усилием, что и основные крепежи.

Перед монтажом диска осмотрите болты и гайки. На них не должно быть поврежденной резьбы, мятых кромок. При наличии дефектов следует поменять крепежи на новые, изготовленные из такого же материала, что и заводские изделия.

Что влияет на затяжку кроме моментаЧто влияет на затяжку кроме момента

Часто задаваемые вопросы о моменте затяжки колесных болтов

Следует ли применять смазки?

Некоторые водители затягивают крепежи с чрезмерным усилием, поэтому для облегчения последующего демонтажа дисков они наносят на резьбу графитовую смазку. Так делать нельзя. Во-первых, уплотняется резьба, поэтому меняется и оптимальный момент затяжки. Во-вторых, если соблюдать ограничения усилия, рекомендованное производителем авто, то снятие колес не составляет труда.

Любой ли инструмент можно применять при затягивании крепежей на колесных дисках?

Желательно пользоваться динамометрическим ключом. Что касается механического гайковерта, а также пневматического, то его следует применять только для демонтажа дисков.

Есть ли необходимость в ограничении момента затяжки при установке колес на грузовых ТС?

Особенность колес грузовых автомобилей в том, что на них обычно используются самозатягивающиеся гайки. Соответственно, и проблема превышения допустимого момента затяжки для них неактуальна.

У начинающих автомобилистов очень часто может возникать вопрос, какой момент затяжки колесных болтов использовать на том или ином ТС. Во избежание проблем и срыва резьбы либо, напротив, недостаточного затягивания крепежа необходимо следовать рекомендациям автопроизводителя, пользоваться исключительно динамометрическим ключом и знать, какие ограничения установлены для вашей модели автомобиля.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...