Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
14.02.2024 Шиномонтажное оборудование
1120
Время чтения: 12 минут

Кованые или литые диски: в чем разница и что лучше

Сохранить статью:

О чем речь? Водители нередко задаются вопросом, что лучше — кованые или литые диски. Конечно же, нужно обратить внимание на их достоинства и недостатки, чтобы получить ответ. Однако многие автолюбители путаются с этими двумя типами, считая, что их делают из разных сплавов.

Что важно? И кованые, и литые диски производятся из одного материала. Различается лишь технология. Именно она придает определенные качества и свойства, которые проявляются по-разному в тех или иных условиях. И, зная эти особенности, можно понять, какие диски нужны именно вам.

 

Сходство кованых и литых дисков

Чтобы вы могли решить для себя, что лучше – кованые или литые диски, рассмотрим основные особенности данных изделий. Прежде всего нужно отметить, что обе модели производятся из сплава алюминия с магнием и минимальной примесью меди– всего 3-7 %.

Алюминий легко плавится, у него небольшой вес. Благодаря магнию металл становится прочным и устойчивым к износу. Добавление меди в состав придает дискам пластичности.

То, в каких пропорциях используются вышеуказанные компоненты, зависит от формулы компании-производителя, которую держат в секрете, поскольку это коммерческая тайна. Соответственно, состав сплава определяет качество получаемых изделий, именно поэтому диски разных марок существенно отличаются по свойствам.

Сходство кованых и литых дисковСходство кованых и литых дисков

Как видно из вышесказанного, при изготовлении кованых и литых дисков применяется идентичное сырье, а именно штабелированный алюминий, в который добавляется небольшое количество магния и меди. Окончательные свойства изделий закладываются на последующих этапах, поэтому важно, по какой технологии произведены диски.

Технология получения сплава следующая: блоки алюминия расплавляют в специальных печах при сверхвысокой температуре – 600-700 градусов Цельсия. Когда металл становится жидким, рабочие на заводе постоянно перемешивают массу. Посторонние включения в виде шлака в ходе этой операции поднимаются на поверхность и удаляются.

Однако только начальный этап изготовления литых и кованых колесных дисков одинаковый. Последующие этапы производства будут в корне отличаться.

В чем разница кованых и литых дисков

  • Литье

Многие автовладельцы затрудняются с выбором дисков, рассматривая литые, кованые, штампованные. Далее разберем, что лучше и какова технология производства каждого вида изделий.

Во время производства литых дисков расплавленный алюминий из специальных емкостей разливают по формам, внутренняя часть которых полностью повторяет заготовку автодиска.

В чем разница кованых и литых дисковВ чем разница кованых и литых дисков

Когда расплавленная масса остывает, работники достают заготовку из формы. Затем изделие дорабатывают при помощи специального оборудования. Мастер обтачивает заготовку фрезой, выполняет требуемые отверстия и изгибы, чтобы улучшить скоростные параметры диска и добавить визуальной привлекательности. При необходимости изделие покрывают краской.

Отличия кованых и литых дисков, прежде всего, в технологии производства: при изготовлении последних расплавленный металл просто заливают в формы, а затем обтачивают заготовки. Литье – максимально простая технология, трудозатраты небольшие, на создание дисков требуется минимум времени и финансов.

Но у такой технологии производства есть весомый недостаток. В жидкой массе металла содержится множество мельчайших воздушных пузырьков, которые невозможно удалить. В результате изделие получается непрочным.

 

В этой особенности производства заключен ответ на вопрос, чем кованые диски лучше литых. Дело в том, что при литье образуются области диска со скоплением пустот. Во время движения на автомобиле под большой нагрузкой изделия растрескиваются.

Чтобы придать диску прочности, компании-изготовители делают металл толще. В результате изделие становится тяжелым, ходовая часть авто быстрее выходит из строя. Но такое решение все равно не обеспечивает удаление воздушных пузырьков из металла.

Из вышесказанного становится очевидно, что кованые диски легче литых. Ковка позволила избавиться от недостатков литья. Сплав получается без пузырьков воздуха, кристаллическая решетка металла максимально плотная, что обеспечивает высокую прочность изделия, даже быстрая езда на таких дисках будет полностью безопасной.

  • Ковка

Если вы не знаете, что купить – литые или кованые диски, ориентируйтесь на мнение специалистов. Они рекомендуют выбирать ковку.

При этой технологии производства применяется такой же сплав алюминия и магния. Но из расплавленной массы отливают не заготовку диска, а длинные цилиндры, визуально напоминающие столбики.

Затем полученные столбы охлаждаются, после чего их делят на отрезки. Визуально данная процедура напоминает распиливание дерева, полученные куски имеют одинаковый размер.

В чем разница кованых и литых дисковВ чем разница кованых и литых дисков

Далее заготовки из алюминия нагревают и прессуют при помощи специального оборудования. Металл расплющивается под большим давлением. После этого устанавливают другую насадку на пресс и снова сдавливают металлическую лепешку, после чего ее форма становится похожа на блюдо. Когда насадку сменяют третий раз, «тарелка» превращается в диск с бортами и насечками.

Технология производства практически идентична стандартной ковке, когда кузнец изготавливает изделия из металла. Но при создании дисков применяется не молот и наковальня, а сверхмощный пресс. После того как нагретый металл множество раз сдавливается, заготовка обретает форму, похожую на кастрюлю.

Ковка позволяет удалить воздушные пузырьки из металла, структура которого становится мелкозернистой, волокнистой и плотной. В результате диск получается сверхпрочным и не ломается даже под большой нагрузкой во время эксплуатации. В изделии отсутствуют пустоты, поэтому оно не растрескивается.

Завершающий этап ковки колесных дисков – закалка. Изделие трижды нагревают, а затем охлаждают. Это обеспечивает высокую плотность и прочность металла, микропузырьки устраняются. Когда изделие пройдет закалку, сплав специально состаривают, чтобы убрать внутреннее механическое напряжение.

Последний шаг – состаренную заготовку с насечками обрабатывают на фрезерном станке, где установлена специальная программа. Такой станок позволяет сделать диск нужной формы. В цехе механической обработки на «кастрюле» создают ребра жесткости и высверливают необходимые отверстия.

Выбирая между коваными и литыми дисками, учитывайте, что технология изготовления в корне отличается. При ковке алюминий много раз нагревают, сплющивают, затем заготовка проходит закалку. Это необходимо для того, чтобы устранить пустоты и сделать сплав сверхпрочным.

Как отличить кованые диски от литых

Как отличить кованые диски от литыхКак отличить кованые диски от литых

Многие автовладельцы хотят разобраться, как определить – кованые диски или литые, чтобы при покупке не приобрести поддельное изделие:

  1. Когда габариты диска одинаковые, необходимо сравнить вес изделий. Кованый диск диаметром 15 дюймов весит меньше, чем литой, на 3-4 кг. Подержав товар в руках, вы сможете определить, что это: ковка или литье. Но кованые диски, сделанные в России, производятся по устаревшей технологии, поэтому их вес такой же, как у литых изделий иностранных брендов.
  2. Осмотрите кромку изделия. Даже у качественного литого диска край будет шероховатый. Кованые проходят обработку на станках с ЧПУ, причем снаружи и изнутри, поэтому кромки будут ровными.
  3. Следующий способ отличить кованые или литые диски – прощупать обод. У «ковки» толщина обода будет 3 мм, этот параметр у литого изделия – 6 мм. Отличия между товарами налицо. Спицы кованого диска более узкие, чем у «литья», поэтому вес ковки на 3-4 кг меньше.

Когда у выбранной модели тонкие простые спицы, вероятнее всего, перед вами кованый диск. У литых формы спиц разнообразные – со сложными контурами. Объясняется это тем, что легкость обработки на станках позволяет выбрать оригинальные дизайны.

У кованых дисков, вероятнее всего, будет стандартная минималистичная форма. Необычный дизайн и множество спиц бывает у литых изделий.

Чаще всего производство кованых дисков в России организовано на бывших оборонных предприятиях. Там по-прежнему используются станки ЧПУ старого образца, поэтому при высоком качестве дисков их выпуск обходится недорого. Компании-производители могут поставлять изделия простой формы по небольшой цене, сопоставимой с ценой литья.

 

Достоинства и недостатки кованых дисков

Преимущества:

  • Кованые диски намного прочнее, чем литые, так как зерна металла измельчаются, деформируются и вытягиваются в нужном направлении. Поэтому металл обретает волокнистую структуру. В результате снижается толщина стенок изделия на 20 %, особенно если сравнить с литьем.
  • Поскольку в ходе обработки металл приобретает повышенную прочность, кованые диски более легкие: они на 30-50 % легче, чем стальные, и на 20-30 %, чем литые.
  • Материал кованого диска пластичный, поэтому даже при высокой механической нагрузке не трескается, как стальной.
  • Кованые изделия из алюминия и магния устойчивы к образованию ржавчины, их не нужно красить для защиты от коррозии.

Кованые диски обладают достоинствами литых и стальных штампованных, не имея их недостатков.

Достоинства и недостатки кованых дисковДостоинства и недостатки кованых дисков

Слабые стороны «ковки»:

  • Главный минус таких изделий – низкий коэффициент использования материала, всего 30-40 %, поэтому цена на такие диски высокая.
  • Кованые диски дорогие. Однако изделия, произведенные в нашей стране, стоят дешево. В других странах ковка устанавливается лишь на спорткары и премиальные машины. По этой причине автовладельцы из Японии длительное время покупали российские кованые диски, сделанные на Ступинском металлургическом комбинате.

Чем объясняется такая ситуация, сложившаяся в нашей стране? Причина уже упоминалась выше, в России начали изготавливать кованые колеса на предприятиях военно-промышленного комплекса. Стоимость изделий намного ниже, чем у аналогов зарубежного производства (в 10 раз), а качество отечественной ковки достаточно высокое.

Плюсы и минусы литых дисков

Достоинства литья:

  • простая технология производства;
  • небольшая стоимость;
  • привлекательный внешний вид;
  • изделия более легкие, чем штампованные диски.

Плюсы и минусы литых дисковПлюсы и минусы литых дисков

Минусы литых дисков:

  • структура металла с микропузырьками;
  • практически невозможно восстановить диск, если он растрескается после удара.

Товары из категории

Хит продаж
Шиномонтажный станок полуавтомат, односкоростной, зажимы 12-23", 220 В 4638(B) 220
Шиномонтажный станок полуавтомат, односкоростной, зажимы 12-23", 220 В 4638(B) 220
  • Напряжение питания, В 220
  • Внешний зажим диска 10-20"
96 426 ₽
В кредит от 3 214/мес
Шиномонтажный станок для грузовых автомобилей, синий 46TRKE(B)
Шиномонтажный станок для грузовых автомобилей, синий 46TRKE(B)
  • Напряжение питания, В 380
  • Диаметр обода колеса, дюйм 14-26
405 913 ₽
В кредит от 13 530/мес
Станок балансировочный для грузовых машин, 220 В 45TRKE
Станок балансировочный для грузовых машин, 220 В 45TRKE
  • Напряжение питания, В 220
  • Диаметр обода колеса, дюйм 13-25
172 444 ₽
В кредит от 5 748/мес
Мойка для колес Wulkan 300H
Мойка для колес Wulkan 300H
  • Диаметр колеса 560-800
  • Ширина колеса, мм 135-305
887 191 ₽
В кредит от 29 573/мес
Станок балансировочный с автоматическим вводом 2-х параметров, лазером и автостопом 4523N1(B)
Станок балансировочный с автоматическим вводом 2-х параметров, лазером и автостопом 4523N1(B)
  • Напряжение питания, В 220
  • Диаметр обода колеса, дюйм 10-24
105 043 ₽
В кредит от 3 501/мес
Перейти в каталог

Какие диски лучше: литые или кованые

Выбирая между коваными и литыми дисками, учитывайте ваши потребности, стиль езды и бюджет.

Ковка – отличный выбор, если вам нравится быстрая езда, вы хотите, чтобы автомобиль выглядел стильно и привлекательно. Однако при покупке кованых дисков нужно приобрести соответствующую прочную резину. Дело в том, что такие диски более жесткие, если покрышки будут низкокачественные, они разорвутся после сильного удара во время езды.

Какие диски лучше: литые или кованыеКакие диски лучше: литые или кованые

Если вы передвигаетесь по бездорожью либо не готовы потратить крупную сумму на покупку дорогостоящих дисков, лучше приобрести штамповку. Такие изделия легко отремонтировать, даже если покрышку пробьет во время езды, ходовая часть машины не повредится. Единственный минус таких дисков – с их помощью не получится сделать авто стильным и необычным.

Литье – диски средней стоимости, они подходят для любых ситуаций. Если ваш бюджет позволяет, можно выбрать литые диски от известного бренда или же найти недорогой вариант. Высококачественные брендовые литые диски – оптимальное решение, чтобы добавить вашему автомобилю индивидуальности.

Часто задаваемые вопросы о кованых и литых дисках

Как убедиться, что перед вами ковка, и не приобрести подделку?

  • Такие диски легче на 3-4 кг, чем литье.
  • Стоимость изделий в 2-3 раза больше, чем у литых дисков.
  • На поверхности есть риски, которые появляются после обработки на специальном фрезерном станке. Эти отметки не исчезают даже после полировки.
  • Обод более тонкий, вы определите это, подержав изделие в руках.
  • Лаконичная форма.
  • Нет приливов металла по кромкам.
  • Обозначение вдавленное.

Как маркируется ковка и литье?

Перед покупкой внимательно осмотрите изделие, на диске должна быть специальная маркировка, изучив которую, вы поймете, кованое или литое изделие.

На ковке вы увидите надпись FORGED, на литье – CAST. Поскольку маркировка выполняется на заводе при изготовлении дисков, подделать обозначение практически невозможно. Также маркировка разная на ощупь: на литых дисках буквы объемные и выпуклые, на ковке – знаки утопленные.

Несмотря на то что это необязательное требование, практически все производители придерживаются данных стандартов маркировки.

Подойдут ли кованые диски для спортивных машин?

Ковка стала популярна в Тольятти благодаря автомобильному спорту. Для быстрых машин нужны облегченные и сверхпрочные диски. В нашей стране кованые изделия производились только для спорткаров.

Кованый диск очень прочный, не повреждается в результате механической нагрузки. Бывали случаи, когда на соревнованиях по ралли автомобили с лопнувшей шиной добираются до пункта назначения на диске, достигая нужного результата.

Даже стальные штампованные или легкосплавные литые изделия не обеспечивают таких показателей: если во время соревнований покрышка разорвется, диск сразу же выйдет из строя.

Подойдут ли кованые диски для спортивных машин?Подойдут ли кованые диски для спортивных машин?

Итак, теперь вы знаете о различиях кованых и литых дисков. Выбирайте то, что вам по душе, и наслаждайтесь ездой. Безопасных вам дорог!

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽