Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
22.01.2024 Шиномонтажное оборудование
1124
Время чтения: 13 минут

Износ покрышек: виды, причины, способы определения

Сохранить статью:

О чем речь? Износ покрышек является важной характеристикой безопасной езды на автомобиле. Понимание причин и признаков изнашивания шин поможет продлить их срок службы.

Что учесть? Признаками износа покрышек являются трещины, порезы и выпуклости. Помимо внешних повреждений, следует также обратить внимание на истечение срока службы шин, состояние протектора и глубину его рисунка.

 

Причины износа покрышек

Резина может изнашиваться по разным причинам. На скорость износа влияет то, в каком техническом состоянии находится машина, какова марка покрышек, эксплуатационные условия и стиль вождения.

Далее приведем наиболее частые причины, по которым покрышки приходят в негодность:

  • Температурный режим эксплуатации. Чем горячее асфальт, тем быстрее изнашиваются шины во время езды. Дело в том, что, когда машина движется, колеса трутся о дорожное покрытие, в результате покрышки сильно нагреваются. Кроме того, сам асфальт может быть горячим, если на улице лето. Это приводит к максимальному увеличению температуры резины, из-за чего верхний слой протектора быстро стирается. Критический износ покрышек происходит при температуре более 70 градусов Цельсия.
  • Фактура асфальта. Если дорожное полотно зернистое, износ покрышек автомобиля происходит быстрее положенного. Объясняется это тем, что поверхность дороги работает как абразив. Кроме того, из асфальта могут выступать небольшие острые части, из-за этого даже новые колеса быстро приходят в негодность.
  • Превышение скоростного режима, резкие старты. Чем быстрее вращаются колеса, тем короче эксплуатационный срок покрышек из-за большой механической нагрузки, а также повышения температурного режима. Запомните, что чем выше скорость, тем сильнее износ. Например, если двигаться со скоростью 60 км/ч покрышки прослужат в два раза дольше, чем при постоянной езде на 120 км/ч.
  • Перекачанные либо недокачанные шины. Когда давление слишком большое, протектор изнашивает неравномерно: происходит истирание центральной области колеса. Если же давление недостаточное, изнашиваются боковины покрышек.
  • Вышедшие из строя амортизаторы. Если данные детали неисправны, нагрузка на автоколеса будет распределяться неравномерно, в результате в отдельных областях протектор станет стираться сильнее. Данная проблема особенно заметна при езде по плохой дороге, когда сильно возрастает роль амортизаторов. Если дорожное полотно с выбоинами и кочками, покрышки быстро придут в негодность.
  • Угол установки колес. Правильное положение автоколес – параллельное, это значит, что каждая шина находится под прямым углом к поверхности. Только в этом случае будет оптимальное сцепление резины с трассой, а пятно контакта достаточное для безопасной езды. Когда сход-развал выполнен неправильно, боковая область покрышек из-за повышенной нагрузки будет быстро истираться.
  • Разбалансировка автоколес. В данной ситуации одна часть покрышки тяжелее, чем другая. В результате на протекторе образуются залысины, резина быстро придет в негодность в определенной области колеса, при этом остальная часть будет как новая.
 

Виды износа покрышек

Возможно, вы решили купить резину с рук, тогда в обязательном порядке следует проверить, каков износ покрышек.

Даже если продавец заверяет, что шины практически новые, визуально вы сможете определить, в каком они состоянии и как долго эксплуатировались.

Виды износа покрышекВиды износа покрышек

По характерным дефектам на шинах можно сделать вывод об их состоянии и предыдущих условиях использования.

Допустимый износ покрышек

Это значит, что резину хранили в оптимальных условиях, при этом покрышки были установлены на машине в исправном техническом состоянии, эксплуатация происходила без перегрузок.

Износ центральной части

Указывает на то, что покрышки эксплуатировались с повышенным давлением. В этом случае происходит смещение пятна контакта в центральную область, где и стирается протектор. Данная проблема зачастую возникает на зимних шинах из-за резких температурных скачков.

Товары из категории

Хит продаж
Шиномонтажный станок полуавтомат, односкоростной, зажимы 12-23", 220 В 4638(B) 220
Шиномонтажный станок полуавтомат, односкоростной, зажимы 12-23", 220 В 4638(B) 220
  • Напряжение питания, В 220
  • Внешний зажим диска 10-20"
114 661 ₽
В кредит от 3 822/мес
Шиномонтажный станок для грузовых автомобилей, синий 46TRKE(B)
Шиномонтажный станок для грузовых автомобилей, синий 46TRKE(B)
  • Напряжение питания, В 380
  • Диаметр обода колеса, дюйм 14-26
424 088 ₽
В кредит от 14 136/мес
Станок балансировочный для грузовых машин, 220 В 45TRKE
Станок балансировочный для грузовых машин, 220 В 45TRKE
  • Напряжение питания, В 220
  • Диаметр обода колеса, дюйм 13-25
203 658 ₽
В кредит от 6 789/мес
Мойка для колес Wulkan 300H
Мойка для колес Wulkan 300H
  • Диаметр колеса 560-800
  • Ширина колеса, мм 135-305
887 191 ₽
В кредит от 29 573/мес
Станок балансировочный с автоматическим вводом 2-х параметров, лазером и автостопом 4523N1(B)
Станок балансировочный с автоматическим вводом 2-х параметров, лазером и автостопом 4523N1(B)
  • Напряжение питания, В 220
  • Диаметр обода колеса, дюйм 10-24
114 660 ₽
В кредит от 3 822/мес
Перейти в каталог

Двусторонний износ

Причина такого износа – недостаточно накачанные колеса: машина опирается на внешние ребра жесткости, в этих областях стирается протектор.

Односторонний износ

Данный вид износа происходит, когда колесные диски деформировались либо изменена геометрия осей.

Износ пятнами

Резина изнашивается на отдельных участках при неправильной балансировке колес. Также причина может быть в вышедших из строя амортизаторах и рычагах.

Неравномерный износ покрышек (с одной оси)

Эта проблема возникает, когда на авто установлены шины из разных партий. Чтобы убедиться в этом, следует проверить дату изготовления. Также причина может заключаться в схождении автоколес.

Пилообразный износ

Этот вид износа происходит у покрышек с блочным протектором, особенно если постоянно передвигаться по неровным дорогам.

 

Срок службы покрышек

Характеристики резины существенно отличаются, все зависит от вида изделий. К примеру, при изготовлении беспрокольных шин, устанавливаемых на машины с системой контроля давления и адаптированной подвеской, применяют сырье с повышенной жесткостью. Резина для внедорожников (которые зачастую передвигаются по глинистой дороге и грязи) имеет глубокие ламели.

Также параметры зимней и летней резины будут совершенно разные.

Покрышки для лета

Изготовлены из жесткой резины, при этом глубина протектора минимальная и составляет всего 6-8 миллиметров. Летние покрышки не подвержены резким температурным перепадам, поскольку в это время года машина не выезжает из теплого гаража на мороз. Кроме того, такие шины эксплуатируются на одном покрытии – асфальте (а не по ледяной, заснеженной поверхности). Летняя резина – с тонкими ламелями, которые эффективно отводят влагу и грязь.

Срок службы покрышекСрок службы покрышек

Эксплуатационный срок летней резины составляет 10 лет (по заявлениям шинных концернов), однако по ГОСТ 4754 срок службы – 5 лет.

Шины для зимы

Износ зимних покрышек происходит усиленно, поскольку условия эксплуатации хуже. Такая резина должна выдерживать резкие температурные перепады, езду по льду, снегу и асфальту, а также смену давления. Важно, чтобы сцепление с дорожным полотном было оптимальным, поэтому ламели на протекторе глубокие и широкие – 9-11 мм.

Зимние шины изготавливаются из резины с повышенной мягкостью и эластичностью, поэтому происходит быстрый износ протектора.

Максимальная пластичность у липучки, соответственно, износ таких покрышек происходит быстрее.

Требования государственного стандарта, предъявляемые к зимним и летним покрышкам, идентичны. Однако резину для зимы следует менять каждые 4 сезона либо после пробега 40 000 км для изделий отечественного производства и 80 000 км для китайских шин.

Как определить, когда были изготовлены автошины? Для этого изучите маркировку, нанесенную на боковую часть резины: первая и вторая цифры – неделя, а третья и четвертая – год изготовления.

Способы определения износа покрышек

Почему важно знать причины износа покрышек и регулярно заменять колеса на новые? Делать это необходимо, чтобы:

  • Обнаружить серьезную поломку, из-за которой резина изнашивается. К примеру, когда износ пятнистый, значит, колеса разбалансированы. В этом случае на машине будет некомфортно ездить, кроме того, ходовая часть авто быстро выйдет из строя.
  • Обеспечить полную безопасность передвижения. От глубины протектора зависит то, насколько машина будет управляемой. Когда ламели мелкие, колесо не отводит влагу и грязь, в результате возникает аквапланирование. Пятно контакта с дорожным полотном уменьшается, машина плохо тормозит.
  • Избежать штрафов. Согласно части 1 статьи 12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если передвигаться на машине с неисправностями либо вышедшими из строя системами (полный список несоответствий указан в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств по Правилам дорожного движения), придется заплатить штраф в размере 500 рублей. В этом же документе содержатся требования к допустимой глубине протектора покрышек с учетом типа изделий.

Способы определения износа покрышекСпособы определения износа покрышек

Эксплуатационный срок автопокрышек – относительный параметр, на который не стоит ориентироваться, чтобы решить, что пришло время для замены резины. Далее рассмотрим, как определить износ покрышек автомобиля более точно:

  • Индикатор износа. Выполнен в виде перемычки на центральной канве. Слой обеспечивает безопасность во время движения до тех пор, пока индикатор не соприкоснется с асфальтовым покрытием. Если же протектор полностью стерся, и перемычка тоже износилась, следует установить новую резину.
  • Цифровые индексы. Обычно знаки выдавлены на резине. На летние шины наносят цифры от 2 до 8, а на зимние – от 2 до 4. Чем меньше цифра, тем сильнее стерлись шины. При длительной эксплуатации комплекта колес обращайте внимание на цифровые индексы, чтобы вовремя заменить покрышки.
  • Цветовые индикаторы. С их помощью также получится узнать, насколько сильно износились покрышки. На новых изделиях применяется смена оттенка внутреннего слоя. Если автошину еще можно использовать, у нее будет стандартный цвет, при сильном истирании вы увидите красноватую резину.
  • Измеритель глубины профиля. Пластиковое приспособление с тонким наконечником, который нужно погрузить в протектор и определить глубину.

При помощи специнструментов вы легко узнаете, какова глубина протектора и насколько сильно стерлись шины.

Измерить износ получится при помощи штангенциркуля, школьной линейки или другого приспособления для измерений. Просто погрузите устройство в канавку, и вы определите высоту протектора. Затем сравните полученные данные с оптимальными параметрами и решите, следует ли менять автошины.

Способы определения износа покрышекСпособы определения износа покрышек

Даже если у вас нет специальных измерительных приборов, можно осмотреть резину. После такой визуальной диагностики вы определите, насколько равномерно и сильно изношены покрышки. На основании этих данных делается вывод о том, требуется ли заменить шины.

Часто задаваемые вопросы об износе покрышек

У какого типа покрышек меньше всего эксплуатационный срок?

Важно учитывать особенности износа каждого вида шин, чтобы продлить ресурс изделий. Также учитывайте месторасположение покрышки, срок эксплуатации и бренд изготовителя.

Статистические данные подтверждают, что на передней оси резина стирается максимально быстро, при этом износ неравномерный. Происходит это потому, что эти колеса поворачивают, подвергаются повышенным нагрузкам.

Чтобы стирание происходило равномерно на всех колесах, следует каждый сезон переставлять передние покрышки на заднюю ось.

Запомните, что покрышки, произведенные много лет назад, износятся быстрее, чем свежая резина. Дело в том, что с годами этот материал утрачивает свои первоначальные характеристики и изнашивается быстрее. Чем выше плотность и жесткость изделий, тем больше их ресурс.

Что будет, если ездить на изношенных шинах?

Когда покрышки изношены, машина плохо управляется. Автомобиль с трудом реагирует на повороты руля, может произойти авария. Кроме того, изношенную покрышку легко проколоть, поскольку камера защищена тонким слоем резины. Если износ критический, произойдет взрыв камеры даже при езде по асфальту, это может привести к серьезному дорожно-транспортному происшествию.

Какой износ покрышек допустимый?

Глубина протектора для легкового авто на летних покрышках должна быть не менее 1,6 мм, для зимних шин – 4 мм. Данные требования прописаны в Правилах дорожного движения.

Осмотрев покрышки, вы сможете сделать вывод о том, требуется ли замена резины из-за ее сильного износа. Чтобы обеспечить полную безопасность на дороге, следует использовать специальные измерительные приборы для определения глубины протектора.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...