От чего зависит? Давление в шинах трактора устанавливается в зависимости от типа техники и условий ее работы. Для мягкого грунта нужен один показатель, для асфальта – другой. Также влияет и нагрузка на сам трактор.
О чем следует помнить? При этом необходимо понимать, что правильно выбранное давление очень важно. Оно влияет не только на ресурс колеса, но и на эффективность эксплуатации всего трактора.
В этой статье:
Устройство тракторного колеса
Тракторные колеса (причем обе пары) существенно отличаются от колес грузового или легкового транспорта. Для того чтобы трактор долго и безотказно работал, необходимо правильно подобрать шины. Они имеют камерную конструкцию, то есть внутри жесткой армированной покрышки располагается резиновый баллон камеры, который и принимает на себя практически всю нагрузку. В задачу покрышки входит защита камеры от повреждения, а также обеспечение большего сцепления колеса с поверхностью.
Покрышка состоит из следующих элементов:
- Каркас. Его производят из прорезиненной ткани, обладающей особой прочностью, которую называют кордом. Такая материя укладывается в несколько слоев. И именно от характеристик корда зависит выносливость и грузоподъемность колеса.
- Внутренний слой. Он называется брекер, в его задачу входит амортизация внешних ударов, которые приходятся на протектор.
- Протектор. Это внешний прочный слой резины, который формируется на каркасе, именно он обеспечивает внешний облик как самой покрышки, так и следа протектора. Качество сцепления шины с грунтом зависит от площади пятна контакта, то есть от ширины покрышки, а также от впадин и зацепов на ее поверхности.
- Стенки каркаса защищают боковины шины – борты. Они фиксируют саму покрышку на металлическом ободе. Чтобы придать общей конструкции больше жесткости, в каркас встраиваются внутренние проволочные кольца.
Эксплуатационные характеристики покрышки зависят от комплексного сбалансированного сочетания качеств указанных выше частей. Теперь рассмотрим различные типы шин и критерии их оценки.
Товары из категории
Все шины в обязательном порядке проходят процедуру маркировки, когда непосредственно на борт наносится информация о физических характеристиках покрышки. Например: 380/80R38 142A8/142B, где:
- 380 – ширина покрышки в миллиметрах (реже – в дюймах).
- 80 – соотношение высоты к ширине (показатель профиля). При «обувке» тракторов используются полнопрофильные, усиленные кордом шины, имеющие индекс 80–82.
- R – радиальный корд. Чаще всего он является именно радиальным и намного реже – диагональным.
- 38 – диаметр диска в дюймах, который характеризует внутренний размер покрышки.
- 142 – уровень максимально возможной нагрузки на колесо в килограммах.
Шины маркируются в миллиметрах или в дюймах. Здесь нужно принимать во внимание следующие особенности:
Функциональное назначение шины
Разумеется, в первую очередь шина должна обеспечивать качественное сцепление колеса с поверхностью. А трактора чаще всего ездит по пересеченной местности. У стандартной резины на тракторах МТЗ-82 протектор имеет вид елочки – именно он является наиболее эффективным для техники, работающей на рыхлой почве. У колес, предназначенных для строительной и дорожной техники, протектор представлен в виде «шашек» (не сильно глубоких). На технику, работающую на лесозаготовках, устанавливают шины с прямыми грунтозацепами.
Неправильный выбор протектора «с запасом по проходимости» может отразиться на увеличенном расходе топлива, кроме того, сильно будет изнашиваться полотно грунтовых дорог, а также поверхность самих покрышек.
Конструкция шины
В большей части покрышек в настоящий момент корд располагается радиально. Диагональное расположение, а также цельнолитые покрышки встречаются намного реже.
Радиальные шины обеспечивают намного более комфортную езду, чем любые другие. Однако они приспособлены для работы преимущественно на асфальтированных дорогах. Для тракторов, которые предназначены для езды на рыхлом грунте, более подходят диагональные шины.
Если приходится перевозить тяжелые грузы, используются цельнолитые покрышки, которые выдерживают значительные весовые нагрузки, в отличие от пневматических шин. Также их крайне сложно проколоть, но вместе с тем они практически никак не амортизируют ударные воздействия, что отражается на недолговечности ходовой части трактора.
Индексы скорости
Для сельскохозяйственной техники скорость, как правило, редко бывает значимым фактором. Обычно покрышки рассчитаны на скорость в 30–40 км/ч. Впрочем, на рынке можно найти модели, которые позволяют работать и при более высоких скоростных режимах.
Устройство тракторного колеса
Влияние давления в тракторной шине
Меньше давление – больше мощность
Если пневматическое давление в шинах трактора уменьшается, то возрастает радиус контактного пятна колеса с грунтом, а значит, передаваемая нагрузка распределяется на большую площадь. Это позволяет колесу избегать зарывания в грунт. В итоге снижается сопротивление качению, для преодоления сопротивления поверхности при уплотнении почвы тратится меньше энергии. При увеличении площади пятна контакта также возрастают сцепные характеристики колеса. Это означает, что оснащенная подобными покрышками машина может либо тянуть больший груз, либо в нее можно больше нагрузить при той же подаваемой мощности.
Правильное давление увеличивает мощность
Приведем важную эмпирическую статистику. Исследования осуществлялись при наибольшем крутящем моменте в двух скоростных режимах:
- 8 км/ч;
- 15 км/ч.
Давление в баллонах шин трактора находилось в диапазоне:
- 0,6–1,6 бар – при перемещении по пересеченной местности (по полю);
- 0,8–2,4 бар – при движении по асфальтированной дороге.
Опыт заключался в дополнительной догрузке трактора балластом, в результате чего давление в баллонах возрастало. При этом установлены были следующие покрышки:
- 600/70 R34 – спереди;
- 710/75 R42 – сзади.
При различных вариантах дополнительной нагрузки скорость перемещения трактора возрастала наравне с уровнем потери мощности. Увеличение обоих параметров находилось в диапазоне 5–15 %.
При полном отсутствии балласта потеря эффективности работы двигателя была максимальной – 15 %. Но если давление в шинах трактора уменьшалось, то удавалось добиться снижения потерь до нуля.
Давление заменяет балласт
Итак, опытным путем было установлено, что правильное применение нагрузки в сочетании с корректным выбором давления в баллонах способствует улучшению тяговых характеристик двигателя, а также росту эффективности передачи крутящего момента на колеса. Более того, маневрирование давлением в шинах позволяет отказаться от того, чтобы дополнительно догружать трактор балластным весом. К примеру, мощность на скорости от 8 до 15 км/ч будет выше в любом случае, чем при той же нагрузке, но с неправильно подобранным давлением в баллонах.
Влияние давления в тракторной шине
Маневрирование давлением равносильно увеличению балластного веса массой до 1 250 кг. В общем, гораздо эффективнее изменять давление в шинах, нежели напрягать трактор дополнительным весом.
В случае, когда причиной падения эффективного тягового усилия является очевидная недостаточность площади пятна контакта с грунтом, необходимо изменять и балластный вес, и снижать давление в шинах. Впрочем, утяжеляя трактор, не стоит забывать о проблеме переуплотнения грунта. Здесь можно попытаться сманеврировать при помощи увеличения скорости движения: возможные потери мощности будут компенсироваться за счет снижения трения качения.
Нормы давления в шинах трактора
Любой более или менее квалифицированный тракторист всегда принимает во внимание текущие эксплуатационные условия, а потому подбирает соответствующее давление в колесах. И здесь рекомендуется учитывать следующие параметры:
- маркировка и размерность тракторных шин;
- время выпуска – как самого трактора, так и купленных покрышек;
- особенности сезона;
- характеристики ландшафта (качество грунта);
- тип выполняемых работ;
- разновидность навешенного оборудования;
- требуемая скорость и интенсивность эксплуатации.
В случае, когда принять в расчет все представленные выше параметры не представляется возможным, имеет смысл исходить из основных ситуаций, когда требуется корректировать давление в шинах трактора:
Нагрузка
Чем «плотнее» накачаны воздухом шины, тем больший вес выдержат колеса. Если с помощью данного трактора предполагается осуществлять погрузо-разгрузочные работы или перевозить тяжести, которые, как правило, сообщают максимальную нагрузку покрышек на грунт, то баллоны нужно накачать до наибольшего возможного давления (для каких-то машин это 2,4 атм., для более тяжелой техники, как и для сельскохозяйственных тракторов, – это 6 атм.).
Скорость движения
В общем случае скорость требует хорошо накаченных колес. И если трактор движется без дополнительной нагрузки, то так обычно и делают. Однако если техника нагружена, да еще и движется медленно, давление в баллонах обычно понижают. К примеру, при скорости в 50 км/ч и нагрузке в 3,3 т шины накачивают до одной атмосферы. Если же снизить скорость до 30 км/ч, то при одной атмосфере в баллонах трактор можно догрузить до трех с половиной тонн. А вот если накачать колеса до 1,4 атмосферы, то нагрузку можно увеличить до 4,1 т.
Тип покрытия
Если трактор будет ехать преимущественно по асфальтированному пути, то имеет смысл максимально накачать баллоны. Это даст возможность, во-первых, увеличить скорость движения, во-вторых, повысить устойчивость к ударным нагрузкам, в-третьих, снизить износ протектора. При движении по мягкому грунту накачать баллоны следует до минимально допустимого значения. Став мягче, покрышка увеличит пятно сцепления с почвой, как следствие, снизится давление на грунт и возрастет сцепляющая способность.
Радиальные шины для тракторов рассчитаны на скорость до 25 км/ч. Для этого баллоны накачивают до одной атмосферы. И это идеальный вариант с точки зрения бережного обращения с верхним слоем почвы.
Нет идеального значения давления в шинах трактора. В каждом конкретном случае оно определяется индивидуально, а потому производители тракторной техники в пользовательском руководстве указывают подробные данные о том, насколько сильно нужно накачивать колеса при определенном скоростном режиме и уровне нагрузки.
Нормы давления в шинах трактора
Примеры давления в шинах для разных тракторов
- Давление в баллонах трактора Т-40
В передних колесах нормальное давление должно находиться в диапазоне 1,4–2,5 кг/см2.
- Давление в баллонах трактора Т-25
Для полевых работ следует накачать ведущие колеса до уровня 0,8–0,9 кг/см2; для транспортных работ – до 0,9–1,2 кг/см2.
- Давление в шинах трактора Т-16
Здесь передние колеса накачивают до давления в 1,4–2,5 кгс/см2 для проведения полевых работ, а для выполнения транспортных задач – до 2,5–3,4 кгс/см2.
- Давление в шинах трактора Т-150
Передние колеса накачивают до уровня 1,4±0,1 кгс/см2, давление в задних шинах трактора должно составлять 1,8±0,1 кгс/см2. У прицепов все колеса должны быть накачаны до 4,0 кгс/см2.
- Давление в шинах трактора МТЗ-82
Для работы на мягких грунтах, а также на пашне шины накачивают до давления, находящегося в диапазоне (1,0+0,1)–(1,4+0,1) атм. В случае работы с тяжелым сельскохозяйственным оборудованием давление должно находиться в диапазоне (1,6+0,1)–(2,5+0,1) атм.
Примеры давления в шинах для разных тракторов
Проверка давления и подкачка шин трактора
Проверить давление в баллонах тракторных шин можно с помощью стандартного манометра. Продается он в любом магазине автозапчастей. Следует иметь в виду, что допустимая погрешность измерения обычно составляет от 10 до 20 %. Проверка осуществляется посредством выполнения следующих действий:
- С ниппеля снимается защитный колпачок.
- Манометр сбрасывается (специальной кнопкой) в нулевую позицию.
- Патрубок манометра накидывается на ниппель и резко нажимается – производится замер.
- Процедура измерения повторяется как минимум дважды.
После замера необходимо проверить ниппель, иногда он залипает и после нажатия не отходит в исходное положение, пропуская воздух. Проверку осуществляют с помощью мыльного раствора: если он вспенивается после нанесения на ниппель, есть утечка. В этом случае клапан ниппеля нужно попытаться вытянуть в исходное положение с помощью пинцета. После этого проверка мыльным раствором повторяется (если клапан ниппеля не отходит, потребуется замена всего баллона/камеры).
Накачать шину с помощью ручного насоса можно, если вы имеете дело с велосипедной камерой. Если же перед вами трактор, то такая процедура не представляется возможной. Именно по этой причине на многих современных моделях тракторной техники монтируют специальный компрессор, который оснащен ресивером, поэтому приступать к накачке колес можно лишь после того, как давление в устройстве достигнет нормативного значения.
Грамотно накачанный баллон исправной тракторной шины гарантирует экономию топлива в любых режимах работы. Кроме того, существенно продлевается ресурс покрышки и самой техники.