Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
до
Закажите комплект от 250 т.р. и окупите его уже в 1й месяц
ВЫбрать комплект
АКЦИЯ ДО 
21.02.2024 Шиномонтажное оборудование
1092
Время чтения: 13 минут

Как работает датчик давления в шинах: виды, устройство

Сохранить статью:

Как работает датчик давления в шинах? Принцип действия заключается в контроле за объемом воздуха в покрышке и оповещении о его снижении ниже порогового значения. Датчик давления позволяет реже проводить проверку манометром.

Какие бывают? Самые простые датчики представляет собой колпачки с цветовыми индикаторами. Более сложные системы по радиосигналу связываются со штатной магнитолой или другим устройством и сигнализируют об изменении давления.

 

Зачем нужны датчики давления в шинах

При эксплуатации транспортного средства крайне важен постоянный контроль уровня давления воздуха в шинах, от которого зависит, как долго прослужат резина, детали и узлы подвески и насколько управляемым будет автомобиль в движении.

Одинаково недопустимы не только низкий уровень давления воздуха в шинах, но и их перекачка.

Если давление воздуха в колесах слишком велико, покрышки начинают интенсивно изнашиваться из-за уменьшения площади пятна контакта покрышки с дорожным покрытием. Но еще хуже то, что при этом резко снижается безопасность движения. Причины – в сниженной управляемости транспортного средства, увеличении тормозного пути, а также в росте вероятности того, что автомобиль сорвется в занос из-за так называемого аквапланирования.

Зачем нужны датчики давления в шинахЗачем нужны датчики давления в шинах

Однако к еще более серьезным проблемам может привести слишком низкое давление воздуха в шинах, которое также приводит к интенсивному изнашиванию резины, плохому сцеплению колес с дорожным покрытием, ухудшению динамических характеристик автомобиля, повышенному расходу горючего, а также к повышению риска срыва в занос из-за аквапланирования.

Если давление воздуха в шинах недостаточно велико, колеса перестают справляться даже с небольшими выбоинами и неровностями, что в свою очередь приводит к образованию грыж, деформации колесных дисков от ударов, риску самопроизвольной разбортовки и взрыва покрышки в движении.

Также недопустима эксплуатация транспортного средства с разным давлением воздуха в колесах, которое приводит к неравномерному изнашиванию шин и «сносу» автомобиля при движении.

Очевидно, что водитель должен осуществлять постоянный контроль давления в шинах. Часто автовладельцы предпочитают делать это на глаз, что однозначно не может гарантировать точного результата, пользуются манометрами или прибегают к помощи мастеров-шиномонтажников.

Любой из этих методов отнимает время и силы. Специалисты рекомендуют пользоваться датчиками, которые контролируют давление воздуха в шинах.

Виды датчиков давления шин по месту установки и типу действия

Давление воздуха в автомобильных шинах контролируют с помощью специальных сенсоров следующих видов:

  • внутренних и наружных (по месту установки);
  • механических или электронных (по типу действия).

Разберем подробно, как работают датчики давления в шинах в зависимости от типа и места установки, а также выясним, какие из них более точные:

 

Внутренние и наружные датчики

На установку внешних датчиков своими силами уходит не более четверти часа – устройства накручиваются на ниппели, после чего защелкиваются замки. Сменить в них элементы питания также очень просто. Служат они в среднем по три года.

Внутренние и наружные датчикиВнутренние и наружные датчики

К недостаткам внешних датчиков специалисты относят:

  • возможность стравливания воздуха из шин через резиновую прокладку между ниппелем и датчиком;
  • относительно низкую точность.

Распространено также мнение, что из-за заметности эти устройства могут быть похищены. Это утверждение далеко от правды, так как вор попросту не сможет их сбыть.

Внутренние устройства для контроля давления воздуха в автомобильных шинах более надежны и точны, однако их установку придется поручить профессионалам. Такие датчики отличаются от внешних меньшей заметностью и напоминают обычные ниппели. Поменять в них элементы питания довольно сложно, однако они прослужат значительно дольше, чем в наружных.

Механические и электронные датчики

Рассмотрим, как работает механический датчик контроля давления в шинах, представляющий собой, по сути, миниатюрный манометр, который устанавливается на золотник вместо колпачка. Когда напор воздуха в шине выше двух атмосфер, индикатор зеленого цвета. Если появляется желтый – требуется подкачка. Красный цвет сигнализирует о критическом падении давления (ниже одной атмосферы).

К недостаткам таких устройств относятся:

  • необходимость остановки для проверки индикаторов;
  • относительно низкая точность.

Из преимуществ механических устройств следует выделить простоту установки, дешевизну, а также то, что эти датчики не нуждаются в настройке и обслуживании.

Механические и электронные датчикиМеханические и электронные датчики

Различают два вида электронных датчиков давления:

  • Наружные. Заменяют колпачок. Оснащаются блоком управления, передающим показатели с помощью беспроводной технологии Bluetooth. Такие приборы могут иметь вид отдельного устройства или передатчика. Первые подключаются к гнезду прикуривателя, а вторые требуют скачивания и установки специального приложения на мобильный гаджет. Эксплуатация подобных приспособлений не требует посещения сервисного центра или автомастерской.
  • Внутренние. Лучше защищены от кражи, более точные и надежные. Они монтируются в шины, а значит, для их установки необходимо обращаться к профессионалам. Похитить подобные приспособления возможно только вместе с колесами. Для передачи данных используется Bluetooth. Эти устройства дорогие, нуждаются в настройке и обслуживании.

Электронные датчики позволяют контролировать давление даже во время движения автомобиля.

 

Два вида системы датчиков давления шин

Системы прямого измерения давления

Они оснащаются комбинированными внутренними или наружными датчиками, установленными на вентиль каждой из четырех шин, которые определяют давление воздуха в колесах. Для передачи показаний используется радиосигнал (в странах Евросоюза для этих целей выделена частота 433 МГц).

Такие датчики очень точные, регистрируют изменение давления меньше, чем на 0,1 атмосферы. Серийные устройства отображают в режиме реального времени данные по всем четырем колесам (иногда замеряется еще и температура).

Системы прямого измерения давленияСистемы прямого измерения давления

Из минусов таких TPMS специалисты выделяют их дороговизну и более сложную установку (особенно это относится к внутренним датчикам). Часто при перемене мест колес, например, когда они перекидываются с заднего моста на передний и наоборот, необходимо заново прописывать устройства в памяти блока управления. Такая операция зачастую доступна только у официальных дилеров. Кроме того, устройства зависят от батареек, которые служат в среднем от пяти до семи лет.

Системы косвенного измерения давления

Эти TPMS (tire-pressure monitoring system) представляют собой специальное ПО, использующее показания датчиков антиблокировочной системы. Программа выполняет диагностику отклонений давления от оптимальных значений по возрастающей частоте вращения спущенных колес.

Такой метод не особо точен, но этого и не нужно. Косвенное измерение позволяет заметить снижение давления в колесе и определить его позицию. Если же система настроена на все колеса, точность ниже. Значимое значение отклонения составляет 0,3, а опасное – 0,5 атмосферы.

Косвенная система измерения может путать со снижением давления пробуксовку колес на скользкой дороге, неравномерное распределение нагрузки на колеса, резкие повороты, движение по подъемам и спускам.

Частично такие проблемы можно решить программными методами, например, заложив задержку сообщения о снижении давления (чаще всего – на одну минуту). Если в течение этого времени частота вращения колеса нормализуется, система не оповещает водителя.

Для предотвращения ложных срабатываний системы можно перезапустить ее, адаптировав к новым «нормам» давления при изменении загрузки транспортного средства, после сезонной замены шин или ремонта ходовой части.

Принцип работы прямой системы датчиков давления в шинах

Как работает датчик системы прямого измерения давления воздуха в шине на авто? Для установки используется место для штатного вентиля. Каждую минуту данные поступают на блок управления. Срок службы элементов питания достигает 10 лет. Когда батарейка садится, устройство меняют целиком. Именно по этой причине не следует покупать аппаратуру «с пробегом».

Сообщение об изменении давления поступает на элемент системы центрального замка. Такое решение дает возможность отслеживать данные с помощью монитора на приборной панели автомобиля.

Принцип работы прямой системы датчиков давления в шинахПринцип работы прямой системы датчиков давления в шинах

После поступления данных на управляющее устройство выполняется их сравнение с рекомендованными значениями. Если изменение давления существенно, водитель оповещается срабатыванием звукового сигнала и светового индикатора на приборной доске.

Такие системы работают следующим образом:

  • измерение выполняется контроллером, закрепленным на колесе;
  • каждые три секунды данные передаются на управляющее устройство через Bluetooth;
  • специальное ПО обрабатывает информацию, сравнивая ее с заложенными значениями и при необходимости оповещая водителя;
  • оповещение выполняется с помощью звуковых и световых сигналов;
  • допустимые диапазоны (от 1,7 до 3,2 атмосферы) задаются водителями самостоятельно;
  • возможна передача данных на мобильные устройства.

Принцип работы таких систем прост – в основе лежит сравнение угловых скоростей вращения. Это позволяет рассчитать расстояние, которое проезжает колесо за один оборот. Если давление меняется, изменяется внешний диаметр. Фиксируя эту разницу, TPMS принимает решение об оповещении водителя.

Ложное срабатывание системы возможно при:

  • повреждении покрышек;
  • неравномерном распределении нагрузки на колеса автомобиля;
  • наличии на колесах антипробуксовочных цепей;
  • перегрузке одной из осей, например, при буксировке автоприцепа;
  • смене типа, размера или формы покрышек;
  • установке запасного колеса или «докатки».

Однако водители не должны полностью доверять таким системам свою безопасность, ведь при равномерном или слишком быстром снижении давления в шинах косвенное измерение может давать сбой. Для того чтобы TPMS работала корректно, требуется обновление базовых установок (один раз в год или через каждые 10 тысяч километров пробега).

Товары из категории

Хит продаж
Шиномонтажный станок полуавтомат, односкоростной, зажимы 12-23", 220 В 4638(B) 220
Шиномонтажный станок полуавтомат, односкоростной, зажимы 12-23", 220 В 4638(B) 220
  • Напряжение питания, В 220
  • Внешний зажим диска 10-20"
96 426 ₽
В кредит от 3 214/мес
Шиномонтажный станок для грузовых автомобилей, синий 46TRKE(B)
Шиномонтажный станок для грузовых автомобилей, синий 46TRKE(B)
  • Напряжение питания, В 380
  • Диаметр обода колеса, дюйм 14-26
405 913 ₽
В кредит от 13 530/мес
Станок балансировочный для грузовых машин, 220 В 45TRKE
Станок балансировочный для грузовых машин, 220 В 45TRKE
  • Напряжение питания, В 220
  • Диаметр обода колеса, дюйм 13-25
172 444 ₽
В кредит от 5 748/мес
Мойка для колес Wulkan 300H
Мойка для колес Wulkan 300H
  • Диаметр колеса 560-800
  • Ширина колеса, мм 135-305
887 191 ₽
В кредит от 29 573/мес
Станок балансировочный с автоматическим вводом 2-х параметров, лазером и автостопом 4523N1(B)
Станок балансировочный с автоматическим вводом 2-х параметров, лазером и автостопом 4523N1(B)
  • Напряжение питания, В 220
  • Диаметр обода колеса, дюйм 10-24
105 043 ₽
В кредит от 3 501/мес
Перейти в каталог

Часто задаваемые вопросы о датчиках давления в шинах

Какие датчики давления лучше использовать?

Определиться с выбором довольно просто. Главное, чтобы устройства были совместимы с конкретной моделью и маркой автомобиля. При выборе типа приспособлений опытные водители советуют обращать внимание на точность и защищенность в сочетании с доступностью, например, для замены элементов питания.

Важно помнить, что для монтажа и обслуживания более точных и надежных внутренних устройств придется ехать в сервисный центр или автомастерскую. По стоимости наиболее доступны механические датчики давления.

Как правильно выполнить проверку работы датчиков давления воздуха в автомобильных шинах?

Если речь идет о простом устройстве, можно просто использовать для проверки манометр. В сложных системах колеса поочередно выбираются на управляющем устройстве, спускаются и заново накачиваются. Эта процедура сопровождается отслеживанием показаний на дисплее.

После окончания проверки необходимо выполнить настройку, установив оптимальные значения давления, способ измерения, звуковой сигнал и т. п.

Как сбрасываются датчики в шинах?

Для сброса необходимо выполнить следующие действия:

  • проверить давление воздуха в шине;
  • спустить воздух или подкачать колесо;
  • включить зажигание;
  • подержать кнопку SET нажатой до срабатывания индикатора датчика давления.

После сброса прибор запустится с новой калибровкой. По завершении обновления индикаторы отключатся после подачи соответствующего сигнала.

Наличие датчиков и системы измерения давления воздуха в шинах автомобиля не снимает с водителя ответственности за безопасность. Чтобы предотвратить опасные ситуации, лучше всего регулярно проверять накачку колес с помощью манометра.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽