О чем речь? Асимметричные шины часто устанавливаются без осмысления. Кажется, это очередной тренд, к тому же дорогостоящий, просто красивый след на зимней дороге. Но это не так. Асимметричные шины – это про улучшенные свойства сцепления и шумоподавление протектора.
Как выбрать? Различные виды асимметричного рисунка предназначены для разных покрытий и условий эксплуатации. Правильно выбранный протектор значительно увеличивает комфорт вождения. Однако недостаточно просто купить подходящие шины. Асимметричный рисунок требует, чтобы колеса были установлены определенным образом, иначе смысла в таком протекторе не будет.
В этой статье:
Роль асимметричного протектора в шине
Что играет ключевую роль в безопасной и комфортной эксплуатации автомобиля? Один из ответов – качество и тип автомобильных шин. Различают асимметричные и симметричные шины.
Роль асимметричного протектора в шине
Один из ключевых элементов при выборе шин – рисунок протектора. Протектор – это часть покрышки, которая вступает в контакт с дорожной поверхностью, и его основная функция заключается в обеспечении сцепления и безопасности во время движения.
Вариантов рисунка протектора множество – прорези направлены в противоположные стороны, блоки беговой зоны – внутренняя и внешняя – имеют разную форму. У одной половины покрышки рисунок имеет определённое направление, у другой расположен хаотично. Этим свойством двух разных протекторных узоров – симметричного направленного и ненаправленного – обладают асимметричные шины.
Именно автоспорту, где высокие скорости, крутые повороты, мы обязаны появлением асимметричного типа протектора. Ведь благодаря асимметрии повышается безопасность и качество управления автомобилем. Обладая рядом преимуществ над другими видами шин, асимметричные протекторы становятся всё более популярными на автомобильном рынке.
Асимметричный протектор шины разделен на две части – наружную и внутреннюю. Отличить их можно обычно по рисунку и расположению блоков. Чтобы владелец понял, какая сторона шины должна быть обращена к корпусу автомобиля, а какая наружу, производители ставят специальную маркировку на боковине:inside – внутренняя сторона шины, outside – внешняя сторона.
Виды асимметричных шин
Исходя из требований к покрышкам в разных условиях эксплуатации дизайнеры разработали два типа шин: с направленным и ненаправленным рисунком, как для симметричных, так и для асимметричных шин.
Товары из категории
Если в моделях повторяется одинаковый рисунок по разные бока от центрального ребра – шины симметричные. Когда видим, что внешняя стороне протектора не соответствует внутренней (дренажные прорези несимметричные), значит шины асимметричные. Это не бросается в глаза, замечаешь только при внимательном рассмотрении.
Виды асимметричных шин
Асимметричный рисунок протектора может быть двух видов:
Ненаправленный рисунок протектора
Предназначен для улучшения устойчивости и износостойкости шин при высокой скорости. При движении обе стороны протектора обеспечивают лучший контакт с покрытием, повышая курсовую устойчивость автомобиля.
Асимметричные направленные шины
Предназначены для использования на влажных дорогах. Благодаря дизайну протектора у шин лучший водоотвод при контакте с дорогой за счет дренажа через ламели. Однако производство таких шин довольно сложное и нерентабельное, поэтому было свернуто.
Выбор шин зависит не только от индивидуальных предпочтений, но и от климатических условий, типов дорог и стиля вождения. При правильном выборе рисунка протектора комфорт вождения значительно повышается. Это особенно ценно, когда попадаешь в экстремальные условия.
Характеристики асимметричных шин
Рисунок протектора на асимметричных шинах — это различные комбинации на внешней и внутренней сторонах. В этом отличие таких шин от симметричных и направленных. Рассмотрим преимущества асимметричных шин:
Уникальный дизайн
Протектор на внешней стороне имеет агрессивный характер, ламели открыты. Поэтому повышается сцепление на сухих дорогах, автомобилем легче управлять. Рисунок внутренней стороны более спокойный, поэтому снижается уровень шума. Его закрытые ламели обеспечивают эффективный отвод воды на мокрой дороге.
Улучшенное сцепление
Внешняя сторона протектора содержит блоки с большим количеством ламелей и выступов, что повышает сцепление на сухих и неровных дорогах, в то время как на внутренней стороне каналы и желобки способствуют эффективному отводу воды и предотвращают аквапланирование.
Улучшенная управляемость и стабильность
Уникальная конструкция рисунка протектора позволяет легче автомобилем управлять, обеспечивая стабильность и безопасность. Это особенно ценно, если приходится ездить по извилистым горным дорогам или на высоких скоростях.
Повышенный комфорт и бесшумность
Обеспечиваются благодаря наличию на внутренней стороне шины более закрытого и гладкого протектора, который уменьшает вибрацию и, следовательно, шум при движении. Комфортное вождение особенно важно во время длительных поездок.
Универсальность
Для множества автомобилей в различных условиях эксплуатации асимметричные шины могут наилучшим выбором, так как вождение станет комфортным по многим параметрам, и в первую очередь это надежность сцепления и на сухих, и на мокрых дорогах.
Характеристики асимметричных шин
Несмотря на то что асимметричный рисунок шин предоставляет много преимуществ, о которых было сказано выше, все же большую роль играют манера вождения и условия эксплуатации, которые обязательно надо учитывать при выборе покрышек.
Свойства асимметричных шин
Началу серийного производства асимметричных протекторов шин способствовало то, что они очень хорошо себя зарекомендовали на трассах при вождении спортивных гоночных автомобилей. Было проведено много исследований, в результате которых установлено, что у каждой зоны покрышки задачи различаются:
- Плечевая (краевая)— за счет крупных жестких блоков обеспечивает быстрое торможение, устойчивость при маневрировании.
- Центральная — за счет продольных ребер, разделенных глубокими канавками, способствует устойчивости при движении по пути следования, экономии расхода топлива, предотвращает заносы на мокрых трассах.
- Внутренняя — благодаря наличию поперечных канавок, размещенных по разным направлениям, улучшает управляемость и отводит воду от пятна контакта.
Многие водители считают асимметричные шины лучшими, так как они универсальны. Такие покрышки одинаково хорошо держат дорогу на любом покрытии – и на асфальте, и на грунте. Наличие ламелей и прорезей, ориентированных в разных направлениях, способствует быстрому отводу воды, не снижая комфорта во время движения.
Зимние асимметричные шины
Асимметричные зимние шины специально предназначены для использования в условиях холодного климата, когда на дорогах снег, гололедица, дождь. За счет более широких плеч и глубоких протекторов обеспечивается лучший выброс снега и воды из-под колес. У них могут быть дополнительные ламели и шипы для лучшего сцепления с обледенелой дорогой.
Преимущества асимметричного рисунка на зимних шинах:
- повышенная цепкость в снег и гололед;
- лучший отвод снега и воды из-под колес;
- ламели и выступы обеспечивают повышенную управляемость и эффективное торможение в суровых зимних условиях.
Летние асимметричные шины
Асимметричные летние шины используются с наступлением тепла. Резина характеризуется открытым и разнообразным рисунком протектора, обеспечивающим высокие показатели управляемости автомобиля и сцепления с дорогой. Наличие широких боковин повышает устойчивость при маневрировании, а бороздки хорошо отводят воду при поездках в дождливую погоду.
Зимние асимметричные шины
Преимущества асимметричных летних шин:
- повышенные управляемость и сцепление на сухой дороге;
- ламели хорошо отводят воду, эффективно предотвращая аквапланирование;
- сохранение направления движения при высоких скоростях.
Плюсы и минусы асимметричных шин
Плюсы асимметричного рисунка протектора:
- Высокая управляемость и прекрасное сцепление, придающее автомобилю устойчивость, — необходимые качества в дождь и в снег.
- Низкое сопротивление качению — реальная экономия топлива.
- Сокращенный тормозной путь — имеющие повышенную жесткость и крупный рисунок плечевые зоны покрышки обеспечивают быстрый сброс скорости, при этом не теряя устойчивости.
- Хорошее сцепление — наличие выступов и ламелей с внешней стороны шин, а также каналов и бороздок с внутренней стороны уменьшают вероятность заноса автомобиля.
- Долговечность — конструкторы нашли определенный баланс характеристик шин, в результате чего их срок службы увеличивается.
Минусы асимметричного рисунка протектора:
- Высокая стоимость изготовления — требуется больше производственных затрат, чем на обычные шины, что приводит к увеличению цены.
- Строгие требования к монтажу — необходимо соблюдать инструкцию по установке покрышек согласно маркировке.
Установка асимметричных шин
Как ставить асимметричные шины при монтаже? Для этих покрышек принципиально важно, как они будут установлены относительно корпуса и направления движения. Это относится и к симметричным моделям. Если устанавливать шины неверно, то водоотвод и сцепление не будут работать.
Установка асимметричных шин
Установка асимметричных шин требует соблюдения определенных правил, также необходимо разбираться в маркировке на боковых поверхностях. Это подсказка мастеру, чтобы ставить шины правильной стороной относительно автомобиля и направления движения.
Маркировки наносятся на шины с обеих сторон. С одной стороны резины написано Outside, что означает «внешняя сторона», с другого – Inside, или «внутренняя сторона». Не часто, но можно встретить и такую маркировку: Side Facing Out (внешняя сторона) и Side Facing Inwards (внутренняя сторона).
Когда внешняя сторона резины направлена наружу, а внутренняя под машину, значит, монтаж проведен правильно с соблюдением указанных маркировок. При этом колесо способно выдать все заложенные в него характеристики по сцеплению с дорогой и водоотводу, снижается опасность заносов и точечного износа.
Неправильная установка асимметричного колеса ведет к непредсказуемым последствиям. Если покрышки вам установили с нарушениями, не ощущаете устойчивости при маневрировании, то не разгоняйтесь свыше 80 км/час и быстрее возвращайтесь в шиномонтажный центр, потому что надо все переделать.
Если у вас направленная асимметричная или симметричная модель, то необходимо обратить внимание на еще одну маркировку, указывающую направление вращения колеса (надпись Rotation со стрелкой). Только правильная установка шин будет гарантировать, что все заложенные качества проявятся при эксплуатации.
Обратите внимание, что порой можно встретить на рынке еще старые версии покрышек с маркировками Left (левый) и Right (правый). Такие модели уже перестали производить, потому что они не отвечают современным требованиям к сцеплению и аквапланированию. К тому же ранее были несостыковки с производством и реализацией покрышек. Наличие только левых или правых моделей, когда продавать надо только в паре, создавали проблемы для производителей и особенно для поставщиков. А для автомобилистов появлялись свои загадки с «запасками» – попробуй угадать, какая шина испортится, левая или правая?
Стоящие на разных сторонах автомобиля асимметричные шины работают неодинаково. У них разные функции и задачи, а вместе они обеспечивают комфортное вождение с хорошей управляемостью и дренажем в зависимости от погодных условий.
Установка асимметричных шин
Повторим рекомендации производителей относительно тонкостей маркировок. Это не помешает водителю, чтобы проверить себя и работу мастера после монтажа.
Если вы используете асимметричные шины, проверьте, правильно ли они установлены. Наружу должна смотреть сторона с надписью Outside. Если же на машине стоит резина старого типа с маркировкой Rotation, то убедитесь, что стрелка направлена вперед, совпадает с вращением колеса. Надписи на покрышках Left и Right обозначают соответствующий бок автомобиля. Если вы научитесь разбираться в такой маркировке, то любой ее тип сможете прочитать и проверить правильность монтажа колес.
Часто задаваемые вопросы об асимметричных шинах
Что лучше выбрать – симметричные или асимметричные шины?
Симметричные шины — это вариант для обычных автомобилей. У них универсальное сцепление и комфортное вождение. Хороши для ежедневных поездок. У таких автомобилей важными приоритетами являются экономичность и долговечность.
Асимметричные шины рекомендуются для спортивных автомобилей и с высокой производительностью, улучшенной управляемостью, чтобы было отличное сцепление на мокрой и на сухой дороге. Они будут хороши в условиях с разными погодными явлениями, где важно иметь шины, которые обеспечат надежную и безопасную эксплуатацию автомобиля.
Чем еще отличаются асимметричные шины, кроме рисунка протектора?
Да, есть особенность в структуре резиновой смеси, используемой для разных частей шины. На внутренней стороне она более мягкая, а с внешней стороны тверже. Ведь именно наружная часть принимает на себя основную нагрузку при маневрах автомобиля, она также должна противостоять абразивному износу. Такая конструкция позволяет увеличить площадь соприкосновения с дорогой, повышает прочность шины, они реже прокалываются.
Какую предпочесть резину для зимы – асимметричную или направленную?
В данном вопросе следует руководствоваться тем, как вы будете эксплуатировать свой автомобиль в изменяющихся зимних погодных условиях. Например, если предполагается ездить по дорогам с неглубоким, подтаявшим или постоянно тающим снегом, то лучше выбрать ненаправленный протектор.
А если предполагается эксплуатация автомобиля в северных регионах, где на дорогах все время лежит снег – глубокий рыхлый или утрамбованный, то лучше поставить направленные асимметричные покрышки с агрессивным протектором.
Часто задаваемые вопросы об асимметричных шинах
Для достижения максимальной безопасности при эксплуатации автомобиля важно правильно подобрать шины. Ведь от выбора рисунка шины будут зависеть основные характеристики, такие как управляемость и комфорт в поездках. Асимметричный рисунок шины имеет много преимуществ, так как повышается управляемость и курсовая устойчивость автомобиля. Но имеются также некоторые ограничения, которые необходимо учитывать. Помимо этого, асимметричные покрышки покажут свою эффективность только при соблюдении некоторых правил при использовании.