О чем речь? Подбор цвета автокраски – не такая редкая процедура. Рано или поздно любой автомобиль попадет к маляру и колористу, вопрос только времени. Но, несмотря на современные приборы и технологии, проблем в данной ситуации довольно много.
Что может помешать? Разница между краской одного цвета одного производителя, неравномерность покраски еще на заводе, выцветание отдельных деталей – все это необходимо учесть при подборе, чтобы машина уехала как новая, а не превратилась в калейдоскоп оттенков.
В этой статье:
Нюансы подбора цвета автокраски
Краска – это пигментированная композиция, после нанесения она формирует на поверхности изделия тонкую пленку. Для автомобилей используется эмалевое покрытие, в его состав обычно входят лак, колор и связующие компоненты. Специфика краски в том, что она высыхает неравномерно: верхняя часть – первой, давая впечатление полной твердости по всей толщине. Но нижние слои покрытия сохнут намного дольше.
Развитие технологий позволяет к автокраске добавлять другие компоненты, которые увеличивают проявления эффектов металлика, хамелеона или перламутрового отблеска. Но подбор в этом случае оттенка композиции намного сложней.
Часто приходится смешивать до 15 колеров, подбирая массу каждого с точностью до десятой доли грамма на электронных весах. Для сравнения с оригиналом полученную композицию при специальном освещении наносят на тест-пластины. Результат подбора цвета автокраски зависит от того, как четко были соблюдены в этой работе следующие требования:
- На получаемое качество влияют профессионализм мастера-маляра, колориста и особенности оборудования и материалов. Если используется краска в баллончиках, то далеко не лучшим будет результат и подбора цвета (особенно при смешивании), и обновления покрытия авто.
- Нужны 3–4 предварительные пробы перед тем, как окончательно окрашивать. При этом нельзя изменять интенсивность нанесения всех слоев.
- Сравнение с оригиналом и калибровку тестового варианта окраски проводят только при полном высыхании, так как оттенок за это время всегда изменяется.
- Результат работы зависит и от способа, которым наносят эмаль.
- Для оптимизации подбора колера лучше использовать составляющие материалы от одного производителя. Так легче, потому что у каждой такой фирмы своя система обозначений гаммы оттенков, тонов и цветов.
- Если для подбора цвета автокраски применяется спектрофотометр, то работу рекомендуют начинать с отдельной мелкой детали. Это позволит оценить качество его использования и степень совпадения тонов. Если все хорошо, можно приступать к окрашиванию всего автомобиля.
Подбор цвета автокраски по лючку бензобака
Часто для подбора колера используют лючок бензобака, так как его цвет удобно исследовать при разном освещении и под любым углом зрения. При работе с этой деталью нужно учитывать, что даже лучшие бренды экономят краску, в результате чего ее слой тонок и неровен, через него часто просматривается грунтовка. Именно такое качество нанесения покрытия нужно повторить, чтобы лючок не выделялся. И, конечно, нужно подобрать такой же грунт.
В случае уже окрашенной ранее машины, колер рекомендуется подбирать по цвету всего кузова: это позволит минимизировать различия заводских и ремонтных оттенков, подобрав средний между ними, и этим сделать менее заметными тоновые переходы.
Способы подбора цвета автокраски
Визуальный
Этот способ подбора цвета автокраски на первый взгляд оптимален по затратам денег и времени, сил и нервов. Но в большинстве случаев результат работы не совпадает с образцом от производителя, да и неожиданно возникают разные проблемы с качеством покрытия. Нужны будут еще затраты на устранение появившихся резких цветовых переходов, различных пятен и даже отслойки ремонтной композиции.
Визуальный способ подбора можно использовать, если машину нужно тюнинговать: акцентировать отдельные детали и элементы, нанести аэрографию. Но это должен делать опытный специалист, к тому же имеющий нужные навыки и художественный талант.
Компьютерный подбор
Производится в специализированном программном обеспечении: тон подбирается по коду, который гравируют на заводе на деталях, которые не могут быть сняты с машины. Проходит сравнение реального колера транспортного средства с вариантами в базе лакокрасочного покрытия той же марки, модели, модификации и близкой даты выпуска с конвейера.
Компьютерный подбор цвета автокраски отлично зарекомендовал себя у владельцев машин, потому что:
- Не считается дорогим, так как нет необходимости использовать специальное оборудование.
- Относительно новое авто обычно не нужно окрашивать полностью – результат подбора тона достаточно хорош.
- Иногда позволяет не демонтировать обрабатываемую деталь, что сохраняет конвейерную сборку.
- Способ дает возможность провести столько тест-выкрасов, сколько нужно для того, чтобы добиться стопроцентного сходства с цветом кузова.
Специальное программное обеспечение позволяет, благодаря множеству настроек и функций, подобрать колер вне зависимости от того, сколько лет машине. Также актуально то, что специалист имеет возможность сравнивать выкрасы под любыми углами (особо важно при наличии в композиции светоотражающего компонента) и при разных вариантах освещения.
Компьютерный подбор цвета автокраски
Для подбора цвета автокраски обычно специалисту оставляют часть оригинального окраса металлического кузова машины. Но нужно обращать внимание на то, что у некоторых моделей автомобилей мелкие детали выполнены из пластика, и разница их колера и тона кузова может быть легко определена даже невооруженным взглядом.
При использовании этого способа подбора также важно применять материалы только одного производителя. В ином случае нельзя гарантировать отсутствие таких дефектов, как неровность, низкое качество, непрочность покрытия.
Подбор по VIN-коду
Vehicle Identification Number (VIN-код) машины выдает всю информацию о специфике конкретного транспортного средства. Его оригинальная комбинация знаков также позволяет выявить любые трансформации, которые были произведены с автомобилем, помимо разрешенных. Таким образом, это своеобразная защита транспорта от кражи, различных вариантов несанкционированного тюнинга или перекрашивания.
Прямой фиксации цвета машины в VIN-коде нет, но его уникальность позволяет специальному ПО определить лучший вариант колера из перечня вариантов, находящихся в базах данных производителей автомашин.
Подбор с помощью спектрофотометра
Это специальный прибор, который позволяет качественно и максимально точно определить нужное лакокрасочное покрытие. Данное оборудование снижает расход времени и затраты на материалы, компоненты при создании нужной цветовой композиции.
Достоинства этого метода подбора цвета автокраски:
- Не нужно знать код кузова автомобиля. Он, во-первых, далеко не всегда имеется у машины, во-вторых, при наличии может быть неверен из-за того, что кузов уже был когда-либо перекрашен.
- Особенность определения этим прибором колера в том, что он учитывает выгорание покрытия за период его использования.
- Также данный способ позволяет нивелировать влияние особенностей цветовосприятия владельца машины и колориста, снять их возможные споры по оптимальному колеру.
Подбор автоэмали с использованием спектрофотометра оптимален (даже при его дороговизне), так как с его помощью можно определить компоненты даже сложных цветов.
Несколько общих советов, важных при обращении в мастерскую за выяснением состава автокраски и лучшего способа ее нанесения.
В хорошей мастерской перед тем, как обрабатывать детали автомобиля, вам выдадут итоговый тест-выкрас. А если предстоит двухслойное нанесение, то пластина будет покрыта еще и лаком. Также колорист расскажет о выбранном способе работы, цвете грунтовки и настройках краскопульта. При использовании красок ксералик, перламутр, металлик специалист разъяснит, какой вариант нанесения предпочтителен (мокрый, полусухой или сухой), что также важно знать.
Подбор с помощью спектрофотометра
В ситуации, когда краску подбирали и изготовили в одном месте, а сама работа с машиной будет производиться в другом, нужно, чтобы в нем сделали свои тест-выкрасы, которые должны совпасть с выданными вам в первом сервисе.
Лучше всего, конечно, когда и подбор компонентов, и изготовление колера, и окраска будут проводиться профессионалами. Особенно это важно при точечном ремонте покрытия в нескольких местах кузова уже послужившей машины, так как цвет техники выгорает неравномерно. Еще сильнее проявляется такой эффект у автомобилей, очень долго простоявших без движения на воздухе – тут может отличаться целая сторона транспортного средства. В подобных ситуациях иногда требуется подбор нескольких ремонтных составов, порой почти неотличимых по оттенку.
Если вам подобрали лакокрасочное покрытие в мастерской, то обязательно зафиксируйте (запишите и вложите бумагу с информацией в документацию по машине) дату обращения, название, адрес сервиса и номер исполненного заказа. Это очень пригодится: если нужны будут коррекция состава или доколеровка, то этот процесс займет намного меньше времени.
Ошибки и проблемы при подборе цвета автокраски
Подбор цвета автокраски и несоответствие выкрасов, предоставляемых производителем
Многие владельцы автомобилей сталкивались с тем, что фирменная карточка отлично подходит к цвету кузова, а сама краска не соответствует заявленному колеру. Дело в том, что каждый производитель создает собственную картотеку для подбора тона, но редко кто из них действительно делает это на основе выкрасов.
Чаще всего просто используют полиграфические картинки – поэтому оттенки, естественно, не совпадают. И даже если картотека создавалась качественно, то, к сожалению, нет полной гарантии точного попадания в цвет. Причина в том, что за рубежом используют краску, у которой водная основа, а наш рынок предлагает неводные, поэтому одна и та же формула состава дает отличающиеся оттенки.
Раскладка зерна автокрасок
На качество подбора компонентов таких эмалей, как ксералик, перламутр или металлик, оказывают воздействие характеристики включаемых в краску зерен металла – их цвет, форма и размер. Эти свойства влияют на отражение покрытием машины падающего на нее света. Соответственно, при работе с данными эмалями получить необходимый оттенок ремонтной окраски, очень сложно.
Если получается создать точно такую же раскладку зерна, как на заводском раскладке или на итоговом тест-выкрасе, то заметных отличий в цвете не будет. Но для этого нужно, чтобы были соблюдены такие характеристики покраски, как учитываемые всеми мастерами-малярами диаметр сопла пистолета и давление в компрессорной установке.
Также необходимо одновременное совпадение таких факторов работы, на которые редко обращают внимание: форма и размер факела, расстояние и угол раскладки. Но это практически невозможно воссоздать на 100 %. Поэтому в большинстве случаев фирмы-производители причиной несовпадения своих карточек и реального результата называют неидентичной раскладкой зерна.
Незначительные недостатки практически неразличимы без специального инструментария. Но самые частые видимые огрехи – результат подбора цвета автокраски людьми без опыта: «сухой» или «мокрый» метод нанесения последних слоев. При первом зерно наносится грубо, располагается на поверхности, что создает эффект, похожий на использование гравитекса. Цвет при этом при взгляде на тест-выкрас строго перпендикулярно светлеет, а если смотреть под углом – становится темнее.
Ошибки подбора подклада или количества слоёв покрытия
Такая проблема чаще всего возникает при использовании красок с низкой укрывистостью. Это перламутр, ксералик с большой долей прозрачной смолы, желтые и красные оттенки и некоторые другие. Они требуют либо большого количества покрытий (до 10–11), или использования однородного цвета грунтовки/краски – это и называют подкладом. Для определения его наличия и тона используется фирменное ПО. При подборе цвета автокраски колорист при необходимости порекомендует подклад и количество покрытий эмалью. Но рекомендуют и самим тестировать несколько вариантов нанесения краски на разные подклады.
Ошибки при использовании двухслойной краски
Существуют покрытия, два слоя которых отличаются друг от друга. Например, краска с суперперламутровым эффектом получается, когда первое нанесение – это основной тон, а второе добавляет зерно. Частицы не тонут в покрытии, а находятся на поверхности. Также это схемы с особым верхним слоем: тонировочный лак или прозрачная смола, соединенная с малым объемом пигмента для эффекта «глубины» (маляры часто за счет его не нанесения удешевляют работу). Иногда в финишное покрытие с перламутром могут добавлять цветовые пигменты. Все эти варианты значительно усложняют подбор краски.
Проблема в том, что каждый слой рассматривается как самостоятельный, отдельный, требующий определенного количества покрытий. Поэтому появляется уже две «накладывающихся» друг на друга опасности не попасть в нужный оттенок – при первом и втором нанесении. Эта же самая угроза возникает, если нужна колеровка этих красок – и также проводится выбор из двух слоев «виновника» несоответствия итогового цвета.
Главное в том, чтобы правильно произвести ремонтный окрас автомобиля – это тщательный подбор оттенка, вне зависимости от избранного способа нанесения эмали. Надеемся, что описание в этой статье разнообразных сложностей подбора подходящего цвета автокраски подтолкнуло вас к решению о сотрудничестве в этом с профессионалами своего дела как наиболее разумному выводу.