Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
01.11.2022 Покрасочное оборудование
5459
Время чтения: 15 минут

Подбор цвета автокраски: правила и подводные камни

Сохранить статью:

О чем речь? Подбор цвета автокраски – не такая редкая процедура. Рано или поздно любой автомобиль попадет к маляру и колористу, вопрос только времени. Но, несмотря на современные приборы и технологии, проблем в данной ситуации довольно много.

Что может помешать? Разница между краской одного цвета одного производителя, неравномерность покраски еще на заводе, выцветание отдельных деталей – все это необходимо учесть при подборе, чтобы машина уехала как новая, а не превратилась в калейдоскоп оттенков.

 

Нюансы подбора цвета автокраски

Краска – это пигментированная композиция, после нанесения она формирует на поверхности изделия тонкую пленку. Для автомобилей используется эмалевое покрытие, в его состав обычно входят лак, колор и связующие компоненты. Специфика краски в том, что она высыхает неравномерно: верхняя часть – первой, давая впечатление полной твердости по всей толщине. Но нижние слои покрытия сохнут намного дольше.

 

Нюансы подбора цвета автокраски

 

Развитие технологий позволяет к автокраске добавлять другие компоненты, которые увеличивают проявления эффектов металлика, хамелеона или перламутрового отблеска. Но подбор в этом случае оттенка композиции намного сложней.

Часто приходится смешивать до 15 колеров, подбирая массу каждого с точностью до десятой доли грамма на электронных весах. Для сравнения с оригиналом полученную композицию при специальном освещении наносят на тест-пластины. Результат подбора цвета автокраски зависит от того, как четко были соблюдены в этой работе следующие требования:

  1. На получаемое качество влияют профессионализм мастера-маляра, колориста и особенности оборудования и материалов. Если используется краска в баллончиках, то далеко не лучшим будет результат и подбора цвета (особенно при смешивании), и обновления покрытия авто.
  2. Нужны 3–4 предварительные пробы перед тем, как окончательно окрашивать. При этом нельзя изменять интенсивность нанесения всех слоев.
  3. Сравнение с оригиналом и калибровку тестового варианта окраски проводят только при полном высыхании, так как оттенок за это время всегда изменяется.
  4. Результат работы зависит и от способа, которым наносят эмаль.
  5. Для оптимизации подбора колера лучше использовать составляющие материалы от одного производителя. Так легче, потому что у каждой такой фирмы своя система обозначений гаммы оттенков, тонов и цветов.
  6. Если для подбора цвета автокраски применяется спектрофотометр, то работу рекомендуют начинать с отдельной мелкой детали. Это позволит оценить качество его использования и степень совпадения тонов. Если все хорошо, можно приступать к окрашиванию всего автомобиля.

Подбор цвета автокраски по лючку бензобака

Часто для подбора колера используют лючок бензобака, так как его цвет удобно исследовать при разном освещении и под любым углом зрения. При работе с этой деталью нужно учитывать, что даже лучшие бренды экономят краску, в результате чего ее слой тонок и неровен, через него часто просматривается грунтовка. Именно такое качество нанесения покрытия нужно повторить, чтобы лючок не выделялся. И, конечно, нужно подобрать такой же грунт.

В случае уже окрашенной ранее машины, колер рекомендуется подбирать по цвету всего кузова: это позволит минимизировать различия заводских и ремонтных оттенков, подобрав средний между ними, и этим сделать менее заметными тоновые переходы.

Способы подбора цвета автокраски

Визуальный

Этот способ подбора цвета автокраски на первый взгляд оптимален по затратам денег и времени, сил и нервов. Но в большинстве случаев результат работы не совпадает с образцом от производителя, да и неожиданно возникают разные проблемы с качеством покрытия. Нужны будут еще затраты на устранение появившихся резких цветовых переходов, различных пятен и даже отслойки ремонтной композиции.

Визуальный способ подбора можно использовать, если машину нужно тюнинговать: акцентировать отдельные детали и элементы, нанести аэрографию. Но это должен делать опытный специалист, к тому же имеющий нужные навыки и художественный талант.

Компьютерный подбор

Производится в специализированном программном обеспечении: тон подбирается по коду, который гравируют на заводе на деталях, которые не могут быть сняты с машины. Проходит сравнение реального колера транспортного средства с вариантами в базе лакокрасочного покрытия той же марки, модели, модификации и близкой даты выпуска с конвейера.

Компьютерный подбор цвета автокраски отлично зарекомендовал себя у владельцев машин, потому что:

  • Не считается дорогим, так как нет необходимости использовать специальное оборудование.
  • Относительно новое авто обычно не нужно окрашивать полностью – результат подбора тона достаточно хорош.
  • Иногда позволяет не демонтировать обрабатываемую деталь, что сохраняет конвейерную сборку.
  • Способ дает возможность провести столько тест-выкрасов, сколько нужно для того, чтобы добиться стопроцентного сходства с цветом кузова.

Специальное программное обеспечение позволяет, благодаря множеству настроек и функций, подобрать колер вне зависимости от того, сколько лет машине. Также актуально то, что специалист имеет возможность сравнивать выкрасы под любыми углами (особо важно при наличии в композиции светоотражающего компонента) и при разных вариантах освещения.

Компьютерный подбор цвета автокраски 

Для подбора цвета автокраски обычно специалисту оставляют часть оригинального окраса металлического кузова машины. Но нужно обращать внимание на то, что у некоторых моделей автомобилей мелкие детали выполнены из пластика, и разница их колера и тона кузова может быть легко определена даже невооруженным взглядом.

При использовании этого способа подбора также важно применять материалы только одного производителя. В ином случае нельзя гарантировать отсутствие таких дефектов, как неровность, низкое качество, непрочность покрытия.

 

Подбор по VIN-коду

Vehicle Identification Number (VIN-код) машины выдает всю информацию о специфике конкретного транспортного средства. Его оригинальная комбинация знаков также позволяет выявить любые трансформации, которые были произведены с автомобилем, помимо разрешенных. Таким образом, это своеобразная защита транспорта от кражи, различных вариантов несанкционированного тюнинга или перекрашивания. 

Прямой фиксации цвета машины в VIN-коде нет, но его уникальность позволяет специальному ПО определить лучший вариант колера из перечня вариантов, находящихся в базах данных производителей автомашин.

Подбор с помощью спектрофотометра

Это специальный прибор, который позволяет качественно и максимально точно определить нужное лакокрасочное покрытие. Данное оборудование снижает расход времени и затраты на материалы, компоненты при создании нужной цветовой композиции.

Достоинства этого метода подбора цвета автокраски:

  • Не нужно знать код кузова автомобиля. Он, во-первых, далеко не всегда имеется у машины, во-вторых, при наличии может быть неверен из-за того, что кузов уже был когда-либо перекрашен.
  • Особенность определения этим прибором колера в том, что он учитывает выгорание покрытия за период его использования.
  • Также данный способ позволяет нивелировать влияние особенностей цветовосприятия владельца машины и колориста, снять их возможные споры по оптимальному колеру.

Подбор автоэмали с использованием спектрофотометра оптимален (даже при его дороговизне), так как с его помощью можно определить компоненты даже сложных цветов.

 

Несколько общих советов, важных при обращении в мастерскую за выяснением состава автокраски и лучшего способа ее нанесения.

В хорошей мастерской перед тем, как обрабатывать детали автомобиля, вам выдадут итоговый тест-выкрас. А если предстоит двухслойное нанесение, то пластина будет покрыта еще и лаком. Также колорист расскажет о выбранном способе работы, цвете грунтовки и настройках краскопульта. При использовании красок ксералик, перламутр, металлик специалист разъяснит, какой вариант нанесения предпочтителен (мокрый, полусухой или сухой), что также важно знать.

Подбор с помощью спектрофотометра 

В ситуации, когда краску подбирали и изготовили в одном месте, а сама работа с машиной будет производиться в другом, нужно, чтобы в нем сделали свои тест-выкрасы, которые должны совпасть с выданными вам в первом сервисе.

Если для подбора цвета автокраски вы должны оставить автомобиль, то представить его специалистам нужно при ярком дневном свете в солнечную погоду. Исключительно значимо это в случае, если покрытие вашей машины трехслойное, перламутровое или цвета темный металлик.

Лучше всего, конечно, когда и подбор компонентов, и изготовление колера, и окраска будут проводиться профессионалами. Особенно это важно при точечном ремонте покрытия в нескольких местах кузова уже послужившей машины, так как цвет техники выгорает неравномерно. Еще сильнее проявляется такой эффект у автомобилей, очень долго простоявших без движения на воздухе – тут может отличаться целая сторона транспортного средства. В подобных ситуациях иногда требуется подбор нескольких ремонтных составов, порой почти неотличимых по оттенку.

Если вам подобрали лакокрасочное покрытие в мастерской, то обязательно зафиксируйте (запишите и вложите бумагу с информацией в документацию по машине) дату обращения, название, адрес сервиса и номер исполненного заказа. Это очень пригодится: если нужны будут коррекция состава или доколеровка, то этот процесс займет намного меньше времени.

Ошибки и проблемы при подборе цвета автокраски

Подбор цвета автокраски и несоответствие выкрасов, предоставляемых производителем

Многие владельцы автомобилей сталкивались с тем, что фирменная карточка отлично подходит к цвету кузова, а сама краска не соответствует заявленному колеру. Дело в том, что каждый производитель создает собственную картотеку для подбора тона, но редко кто из них действительно делает это на основе выкрасов. 

Чаще всего просто используют полиграфические картинки – поэтому оттенки, естественно, не совпадают. И даже если картотека создавалась качественно, то, к сожалению, нет полной гарантии точного попадания в цвет. Причина в том, что за рубежом используют краску, у которой водная основа, а наш рынок предлагает неводные, поэтому одна и та же формула состава дает отличающиеся оттенки.

Раскладка зерна автокрасок

На качество подбора компонентов таких эмалей, как ксералик, перламутр или металлик, оказывают воздействие характеристики включаемых в краску зерен металла – их цвет, форма и размер. Эти свойства влияют на отражение покрытием машины падающего на нее света. Соответственно, при работе с данными эмалями получить необходимый оттенок ремонтной окраски, очень сложно.

Если получается создать точно такую же раскладку зерна, как на заводском раскладке или на итоговом тест-выкрасе, то заметных отличий в цвете не будет. Но для этого нужно, чтобы были соблюдены такие характеристики покраски, как учитываемые всеми мастерами-малярами диаметр сопла пистолета и давление в компрессорной установке. 

Также необходимо одновременное совпадение таких факторов работы, на которые редко обращают внимание: форма и размер факела, расстояние и угол раскладки. Но это практически невозможно воссоздать на 100 %. Поэтому в большинстве случаев фирмы-производители причиной несовпадения своих карточек и реального результата называют неидентичной раскладкой зерна.

Раскладка зерна автокрасок 

Незначительные недостатки практически неразличимы без специального инструментария. Но самые частые видимые огрехи – результат подбора цвета автокраски людьми без опыта: «сухой» или «мокрый» метод нанесения последних слоев. При первом зерно наносится грубо, располагается на поверхности, что создает эффект, похожий на использование гравитекса. Цвет при этом при взгляде на тест-выкрас строго перпендикулярно светлеет, а если смотреть под углом – становится темнее. 

При «мокрой» раскладке зерно оказывается внутри толстого слоя покрытия и фокусируется из-за статики в мрачные пятна. Поэтому получить нужный оттенок краски и качественный эффект очень сложно.

Ошибки подбора подклада или количества слоёв покрытия

Такая проблема чаще всего возникает при использовании красок с низкой укрывистостью. Это перламутр, ксералик с большой долей прозрачной смолы, желтые и красные оттенки и некоторые другие. Они требуют либо большого количества покрытий (до 10–11), или использования однородного цвета грунтовки/краски – это и называют подкладом. Для определения его наличия и тона используется фирменное ПО. При подборе цвета автокраски колорист при необходимости порекомендует подклад и количество покрытий эмалью. Но рекомендуют и самим тестировать несколько вариантов нанесения краски на разные подклады.

Ошибки при использовании двухслойной краски

Существуют покрытия, два слоя которых отличаются друг от друга. Например, краска с суперперламутровым эффектом получается, когда первое нанесение – это основной тон, а второе добавляет зерно. Частицы не тонут в покрытии, а находятся на поверхности. Также это схемы с особым верхним слоем: тонировочный лак или прозрачная смола, соединенная с малым объемом пигмента для эффекта «глубины» (маляры часто за счет его не нанесения удешевляют работу). Иногда в финишное покрытие с перламутром могут добавлять цветовые пигменты. Все эти варианты значительно усложняют подбор краски.

Проблема в том, что каждый слой рассматривается как самостоятельный, отдельный, требующий определенного количества покрытий. Поэтому появляется уже две «накладывающихся» друг на друга опасности не попасть в нужный оттенок – при первом и втором нанесении. Эта же самая угроза возникает, если нужна колеровка этих красок – и также проводится выбор из двух слоев «виновника» несоответствия итогового цвета.

Главное в том, чтобы правильно произвести ремонтный окрас автомобиля – это тщательный подбор оттенка, вне зависимости от избранного способа нанесения эмали. Надеемся, что описание в этой статье разнообразных сложностей подбора подходящего цвета автокраски подтолкнуло вас к решению о сотрудничестве в этом с профессионалами своего дела как наиболее разумному выводу.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...