Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
01.11.2022 Покрасочное оборудование
5459
Время чтения: 15 минут

Подбор цвета автокраски: правила и подводные камни

Сохранить статью:

О чем речь? Подбор цвета автокраски – не такая редкая процедура. Рано или поздно любой автомобиль попадет к маляру и колористу, вопрос только времени. Но, несмотря на современные приборы и технологии, проблем в данной ситуации довольно много.

Что может помешать? Разница между краской одного цвета одного производителя, неравномерность покраски еще на заводе, выцветание отдельных деталей – все это необходимо учесть при подборе, чтобы машина уехала как новая, а не превратилась в калейдоскоп оттенков.

 

Нюансы подбора цвета автокраски

Краска – это пигментированная композиция, после нанесения она формирует на поверхности изделия тонкую пленку. Для автомобилей используется эмалевое покрытие, в его состав обычно входят лак, колор и связующие компоненты. Специфика краски в том, что она высыхает неравномерно: верхняя часть – первой, давая впечатление полной твердости по всей толщине. Но нижние слои покрытия сохнут намного дольше.

 

Нюансы подбора цвета автокраски

 

Развитие технологий позволяет к автокраске добавлять другие компоненты, которые увеличивают проявления эффектов металлика, хамелеона или перламутрового отблеска. Но подбор в этом случае оттенка композиции намного сложней.

Часто приходится смешивать до 15 колеров, подбирая массу каждого с точностью до десятой доли грамма на электронных весах. Для сравнения с оригиналом полученную композицию при специальном освещении наносят на тест-пластины. Результат подбора цвета автокраски зависит от того, как четко были соблюдены в этой работе следующие требования:

  1. На получаемое качество влияют профессионализм мастера-маляра, колориста и особенности оборудования и материалов. Если используется краска в баллончиках, то далеко не лучшим будет результат и подбора цвета (особенно при смешивании), и обновления покрытия авто.
  2. Нужны 3–4 предварительные пробы перед тем, как окончательно окрашивать. При этом нельзя изменять интенсивность нанесения всех слоев.
  3. Сравнение с оригиналом и калибровку тестового варианта окраски проводят только при полном высыхании, так как оттенок за это время всегда изменяется.
  4. Результат работы зависит и от способа, которым наносят эмаль.
  5. Для оптимизации подбора колера лучше использовать составляющие материалы от одного производителя. Так легче, потому что у каждой такой фирмы своя система обозначений гаммы оттенков, тонов и цветов.
  6. Если для подбора цвета автокраски применяется спектрофотометр, то работу рекомендуют начинать с отдельной мелкой детали. Это позволит оценить качество его использования и степень совпадения тонов. Если все хорошо, можно приступать к окрашиванию всего автомобиля.

Подбор цвета автокраски по лючку бензобака

Часто для подбора колера используют лючок бензобака, так как его цвет удобно исследовать при разном освещении и под любым углом зрения. При работе с этой деталью нужно учитывать, что даже лучшие бренды экономят краску, в результате чего ее слой тонок и неровен, через него часто просматривается грунтовка. Именно такое качество нанесения покрытия нужно повторить, чтобы лючок не выделялся. И, конечно, нужно подобрать такой же грунт.

В случае уже окрашенной ранее машины, колер рекомендуется подбирать по цвету всего кузова: это позволит минимизировать различия заводских и ремонтных оттенков, подобрав средний между ними, и этим сделать менее заметными тоновые переходы.

Способы подбора цвета автокраски

Визуальный

Этот способ подбора цвета автокраски на первый взгляд оптимален по затратам денег и времени, сил и нервов. Но в большинстве случаев результат работы не совпадает с образцом от производителя, да и неожиданно возникают разные проблемы с качеством покрытия. Нужны будут еще затраты на устранение появившихся резких цветовых переходов, различных пятен и даже отслойки ремонтной композиции.

Визуальный способ подбора можно использовать, если машину нужно тюнинговать: акцентировать отдельные детали и элементы, нанести аэрографию. Но это должен делать опытный специалист, к тому же имеющий нужные навыки и художественный талант.

Компьютерный подбор

Производится в специализированном программном обеспечении: тон подбирается по коду, который гравируют на заводе на деталях, которые не могут быть сняты с машины. Проходит сравнение реального колера транспортного средства с вариантами в базе лакокрасочного покрытия той же марки, модели, модификации и близкой даты выпуска с конвейера.

Компьютерный подбор цвета автокраски отлично зарекомендовал себя у владельцев машин, потому что:

  • Не считается дорогим, так как нет необходимости использовать специальное оборудование.
  • Относительно новое авто обычно не нужно окрашивать полностью – результат подбора тона достаточно хорош.
  • Иногда позволяет не демонтировать обрабатываемую деталь, что сохраняет конвейерную сборку.
  • Способ дает возможность провести столько тест-выкрасов, сколько нужно для того, чтобы добиться стопроцентного сходства с цветом кузова.

Специальное программное обеспечение позволяет, благодаря множеству настроек и функций, подобрать колер вне зависимости от того, сколько лет машине. Также актуально то, что специалист имеет возможность сравнивать выкрасы под любыми углами (особо важно при наличии в композиции светоотражающего компонента) и при разных вариантах освещения.

Компьютерный подбор цвета автокраски 

Для подбора цвета автокраски обычно специалисту оставляют часть оригинального окраса металлического кузова машины. Но нужно обращать внимание на то, что у некоторых моделей автомобилей мелкие детали выполнены из пластика, и разница их колера и тона кузова может быть легко определена даже невооруженным взглядом.

При использовании этого способа подбора также важно применять материалы только одного производителя. В ином случае нельзя гарантировать отсутствие таких дефектов, как неровность, низкое качество, непрочность покрытия.

 

Подбор по VIN-коду

Vehicle Identification Number (VIN-код) машины выдает всю информацию о специфике конкретного транспортного средства. Его оригинальная комбинация знаков также позволяет выявить любые трансформации, которые были произведены с автомобилем, помимо разрешенных. Таким образом, это своеобразная защита транспорта от кражи, различных вариантов несанкционированного тюнинга или перекрашивания. 

Прямой фиксации цвета машины в VIN-коде нет, но его уникальность позволяет специальному ПО определить лучший вариант колера из перечня вариантов, находящихся в базах данных производителей автомашин.

Подбор с помощью спектрофотометра

Это специальный прибор, который позволяет качественно и максимально точно определить нужное лакокрасочное покрытие. Данное оборудование снижает расход времени и затраты на материалы, компоненты при создании нужной цветовой композиции.

Достоинства этого метода подбора цвета автокраски:

  • Не нужно знать код кузова автомобиля. Он, во-первых, далеко не всегда имеется у машины, во-вторых, при наличии может быть неверен из-за того, что кузов уже был когда-либо перекрашен.
  • Особенность определения этим прибором колера в том, что он учитывает выгорание покрытия за период его использования.
  • Также данный способ позволяет нивелировать влияние особенностей цветовосприятия владельца машины и колориста, снять их возможные споры по оптимальному колеру.

Подбор автоэмали с использованием спектрофотометра оптимален (даже при его дороговизне), так как с его помощью можно определить компоненты даже сложных цветов.

 

Несколько общих советов, важных при обращении в мастерскую за выяснением состава автокраски и лучшего способа ее нанесения.

В хорошей мастерской перед тем, как обрабатывать детали автомобиля, вам выдадут итоговый тест-выкрас. А если предстоит двухслойное нанесение, то пластина будет покрыта еще и лаком. Также колорист расскажет о выбранном способе работы, цвете грунтовки и настройках краскопульта. При использовании красок ксералик, перламутр, металлик специалист разъяснит, какой вариант нанесения предпочтителен (мокрый, полусухой или сухой), что также важно знать.

Подбор с помощью спектрофотометра 

В ситуации, когда краску подбирали и изготовили в одном месте, а сама работа с машиной будет производиться в другом, нужно, чтобы в нем сделали свои тест-выкрасы, которые должны совпасть с выданными вам в первом сервисе.

Если для подбора цвета автокраски вы должны оставить автомобиль, то представить его специалистам нужно при ярком дневном свете в солнечную погоду. Исключительно значимо это в случае, если покрытие вашей машины трехслойное, перламутровое или цвета темный металлик.

Лучше всего, конечно, когда и подбор компонентов, и изготовление колера, и окраска будут проводиться профессионалами. Особенно это важно при точечном ремонте покрытия в нескольких местах кузова уже послужившей машины, так как цвет техники выгорает неравномерно. Еще сильнее проявляется такой эффект у автомобилей, очень долго простоявших без движения на воздухе – тут может отличаться целая сторона транспортного средства. В подобных ситуациях иногда требуется подбор нескольких ремонтных составов, порой почти неотличимых по оттенку.

Если вам подобрали лакокрасочное покрытие в мастерской, то обязательно зафиксируйте (запишите и вложите бумагу с информацией в документацию по машине) дату обращения, название, адрес сервиса и номер исполненного заказа. Это очень пригодится: если нужны будут коррекция состава или доколеровка, то этот процесс займет намного меньше времени.

Ошибки и проблемы при подборе цвета автокраски

Подбор цвета автокраски и несоответствие выкрасов, предоставляемых производителем

Многие владельцы автомобилей сталкивались с тем, что фирменная карточка отлично подходит к цвету кузова, а сама краска не соответствует заявленному колеру. Дело в том, что каждый производитель создает собственную картотеку для подбора тона, но редко кто из них действительно делает это на основе выкрасов. 

Чаще всего просто используют полиграфические картинки – поэтому оттенки, естественно, не совпадают. И даже если картотека создавалась качественно, то, к сожалению, нет полной гарантии точного попадания в цвет. Причина в том, что за рубежом используют краску, у которой водная основа, а наш рынок предлагает неводные, поэтому одна и та же формула состава дает отличающиеся оттенки.

Раскладка зерна автокрасок

На качество подбора компонентов таких эмалей, как ксералик, перламутр или металлик, оказывают воздействие характеристики включаемых в краску зерен металла – их цвет, форма и размер. Эти свойства влияют на отражение покрытием машины падающего на нее света. Соответственно, при работе с данными эмалями получить необходимый оттенок ремонтной окраски, очень сложно.

Если получается создать точно такую же раскладку зерна, как на заводском раскладке или на итоговом тест-выкрасе, то заметных отличий в цвете не будет. Но для этого нужно, чтобы были соблюдены такие характеристики покраски, как учитываемые всеми мастерами-малярами диаметр сопла пистолета и давление в компрессорной установке. 

Также необходимо одновременное совпадение таких факторов работы, на которые редко обращают внимание: форма и размер факела, расстояние и угол раскладки. Но это практически невозможно воссоздать на 100 %. Поэтому в большинстве случаев фирмы-производители причиной несовпадения своих карточек и реального результата называют неидентичной раскладкой зерна.

Раскладка зерна автокрасок 

Незначительные недостатки практически неразличимы без специального инструментария. Но самые частые видимые огрехи – результат подбора цвета автокраски людьми без опыта: «сухой» или «мокрый» метод нанесения последних слоев. При первом зерно наносится грубо, располагается на поверхности, что создает эффект, похожий на использование гравитекса. Цвет при этом при взгляде на тест-выкрас строго перпендикулярно светлеет, а если смотреть под углом – становится темнее. 

При «мокрой» раскладке зерно оказывается внутри толстого слоя покрытия и фокусируется из-за статики в мрачные пятна. Поэтому получить нужный оттенок краски и качественный эффект очень сложно.

Ошибки подбора подклада или количества слоёв покрытия

Такая проблема чаще всего возникает при использовании красок с низкой укрывистостью. Это перламутр, ксералик с большой долей прозрачной смолы, желтые и красные оттенки и некоторые другие. Они требуют либо большого количества покрытий (до 10–11), или использования однородного цвета грунтовки/краски – это и называют подкладом. Для определения его наличия и тона используется фирменное ПО. При подборе цвета автокраски колорист при необходимости порекомендует подклад и количество покрытий эмалью. Но рекомендуют и самим тестировать несколько вариантов нанесения краски на разные подклады.

Ошибки при использовании двухслойной краски

Существуют покрытия, два слоя которых отличаются друг от друга. Например, краска с суперперламутровым эффектом получается, когда первое нанесение – это основной тон, а второе добавляет зерно. Частицы не тонут в покрытии, а находятся на поверхности. Также это схемы с особым верхним слоем: тонировочный лак или прозрачная смола, соединенная с малым объемом пигмента для эффекта «глубины» (маляры часто за счет его не нанесения удешевляют работу). Иногда в финишное покрытие с перламутром могут добавлять цветовые пигменты. Все эти варианты значительно усложняют подбор краски.

Проблема в том, что каждый слой рассматривается как самостоятельный, отдельный, требующий определенного количества покрытий. Поэтому появляется уже две «накладывающихся» друг на друга опасности не попасть в нужный оттенок – при первом и втором нанесении. Эта же самая угроза возникает, если нужна колеровка этих красок – и также проводится выбор из двух слоев «виновника» несоответствия итогового цвета.

Главное в том, чтобы правильно произвести ремонтный окрас автомобиля – это тщательный подбор оттенка, вне зависимости от избранного способа нанесения эмали. Надеемся, что описание в этой статье разнообразных сложностей подбора подходящего цвета автокраски подтолкнуло вас к решению о сотрудничестве в этом с профессионалами своего дела как наиболее разумному выводу.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽