Для чего? Широкое применение обратные молотки получили при кузовном ремонте. Небольшая вмятина легко выпрямляется в домашних условиях, если все сделать правильно. В дальнейшем такой инструмент можно использовать для отделочных работ.
Как сделать? Чтобы смастерить обратный молоток своими руками, за основу берут детали, которые обычно валяются в каждом гараже: амортизатор, подшипники, резьбовую шпильку. Имея представление о его принципе работы, можно даже обойтись без чертежа.
В этой статье:
Особенности конструкции и назначение обратного молотка
Обратным молотком называют разновидность ручного инструмента, который создает втягивающее усилие. В отличие от обычного, используемого при выполнении операций, которые предусматривают забивание или деформирование прямым усилием, при использовании устройств обратного действия усилие прилагается «на себя».
Особенности конструкции и назначение обратного молотка
Такие приспособления применяют при выполнении кузовного ремонта, например, рихтовки или снятия подшипника, если отсутствует возможность выбить его другим способом. Это довольно редкий инструмент в силу специфичности выполняемых с его помощью задач, с которыми нечасто приходится сталкиваться рядовым автовладельцам или слесарям. Чаще всего такие устройства применяются на автосервисных предприятиях или опытными профессиональными водителями, которые используют обратный молоток для ремонта деталей кузова своими руками.
Конструктивно этот инструмент обычно выполнен в виде металлического штыря длиной примерно 0,5 м и диаметром около 20 мм. Сзади к стержню крепится ручка, а на него насаживают свободно двигающуюся гирю, которая представляет собой отрезок трубы с толстой стенкой и по длине равна ширине средней ладони. Для фиксации передней части устройства к металлу могут применяться различные способы, о которых мы поговорим ниже.
Товары из категории
В ходе выполнения работы правая рука мастера обхватывает подвижную часть инструмента, а левой металлический штырь молотка удерживается за рукоять. Создание вытягивающего усилия происходит при резком ударе гири в ручку. При этом импульс передается сначала на стержень, а затем на поверхность ремонтируемой детали. По сути, применение обратного молотка позволяет добиться эффекта, аналогичного тому, который мог бы произвести обычный молоток при ударе по обратной стороне деформированного листового металла.
Чтобы закрепить рабочий конец инструмента на поверхности деформированной детали кузова, обычно применяют вакуумные присоски, а также приклеенные или приваренные насадки. Для работы с краем листового металла чаще всего используют специальный крюк или зажим. В каждом конкретном случае требуется правильно выбрать способ крепления, так как каждый из них обладает собственным набором плюсов и минусов.
Выше был описан обычный обратный молоток для кузовного ремонта, выполняемого своими руками. Профессионалы часто пользуются более сложными и совершенными инструментами. Работу с такими устройствами могут облегчать различные дополнительные приспособления в виде сменных насадок для крепления к ремонтируемым деталям или грузов разной массы. Подобные комплектующие позволяют существенно повысить эффективность использования инструмента. Например, если воспользоваться слишком тяжелой гирей при ремонте кузова из тонкого листового металла, можно получить вместо вмятого участка выпирающий, а затем тратить время и силы на исправление ошибки.
Простой обратный молоток своими руками
Используя обратный молоток для кузовного ремонта, изготовленный своими руками, можно быстро и качественно выправлять вмятины небольших размеров в собственном гараже.
Для того чтобы изготовить самодельное устройство, необходимо запастись:
- резьбовой шпилькой;
- стальным кругляком;
- куском полудюймовой трубы;
- барашковой гайкой;
- металлической шайбой.
Обычно для изготовления самодельного обратного молотка используется резьбовая шпилька М10, которую можно заменить стальным прутом, нарезав по концам резьбу М10. Кроме того понадобится отрезать полудюймовую стальную трубу, получив деталь длиной 100 мм со сквозным отверстием в центре, диаметр которого составляет 10 мм.
Простой обратный молоток своими руками
Отрезок полудюймовой трубки соединяется со шпилькой гайками или с помощью сварки. Во втором случае получается более удобная ручка без выступающих частей, которые могли бы врезаться в руку во время работы.
Далее следует отрезать приблизительно от 100 до 150 мм стального стержня и высверлить в нем вдоль оси отверстие для резьбовой шпильки. Можно также воспользоваться стальной трубой с толстой стенкой – в таком случае отпадает необходимость сверления.
Далее следует заняться «присоской». Для этого нужно воспользоваться барашковой гайкой, приварив к ней металлическую шайбу. Поскольку диаметр используемой насадки может меняться в зависимости от задачи и характеристик детали, обычно изготавливают несколько вариантов разных размеров. Полученную рабочую часть нужно накрутить на шпильку.
Для более надежного крепления «присоски» на ремонтируемой детали кузова обычно пользуются термоклеем. Если же для него нет специального пистолета с нагревателем – не беда, палочку клея можно разогреть с помощью обычной газовой горелки.
На разогретую присоску снаружи наносится слой термоклея, после чего она сразу же приклеивается на место вмятины. После того как клей остынет и высохнет, для рихтовки можно использовать обратный молоток, изготовленный своими руками.
Обратный молоток для кузовного ремонта
Существует еще один несложный вариант изготовления обратного молотка для ремонта деформированных кузовных деталей – из старой автомобильной рулевой тяги.
Первым делом деталь нужно очистить от ржавчины и грязи, зажав ее концом в патрон электрической дрели и используя абразивную шкурку.
От стального стержня круглого сечения нужно отрезать фрагмент длиной 120 мм, который будет надеваться на рулевую рейку с помощью заранее высверленного по продольной оси сквозного отверстия.
Рулевой наконечник необходимо разрезать, чтобы воспользоваться частью, резьба которой соответствует резьбе на тяге. Также необходимо подготовить металлическую пластину с насечками, которая может иметь форму прямоугольника, круга или квадрата.
Затем нужно приварить пластину к рулевому наконечнику, получив сменную насадку. В качестве молотка будет использоваться болванка из стального кругляка, надетая на рулевую тягу, с приваренной на окончание массивной металлической шайбой.
Для крепления пластины к кузовным деталям можно пользоваться любым высокоадгезивным клеевым составом, например, тем, что наносится на пароизоляционную пленку, используемую при установке ПВХ-окон.
Если в первом варианте присоска клеится к поверхности детали термоклеем, требующим определенного времени на схватывание, то применение клея для пароизоляционной пленки позволяет существенно ускорить процесс ремонта.
Обратный молоток из старой гантели
Третий вариант самодельного устройства предусматривает использование старых пружинных гантелей, которые были популярны в советское время и до сих пор у многих пылятся на балконах, в гаражах или на дачах.
Обратный молоток из старой гантели
Начинать следует с разборки гантели, состоящей из двух половин. Затем каждую из половинок нужно по очереди закрепить в тисках и болгаркой прорезать в них продольные пазы, доработав их с помощью круглого напильника по металлу.
Сложив две половины вместе, нужно соединить их торцы, приварив металлические шайбы и зачистив сварные соединения шлифовальной машинкой.
Далее нужно отрезать кусок металлического прута круглого сечения диаметром 12 мм. Длина может быть произвольной, однако опытные мастера советуют остановиться на полуметре, нарезав затем на концах кругляка резьбу.
В качестве рукояти можно использовать ручку от углошлифовальной машинки, просверлив в ней отверстие диаметром 12 мм. Используя удлиненную гайку и болт, необходимо закрепить на ручку стальную шайбу.
В качестве насадки можно воспользоваться самодельным блоком с крюком, изготовление которого не отнимет много времени и сил. Нужно взять удлиненную гайку или массивную пластину, в которой высверлено отверстие требуемого размера, и приварить к ней ушки. Последние предназначены для крепления крюка пропущенным сквозь них болтом.
Сборку самодельного устройства начинаем, накрутив ручку от УШМ на конец металлического кругляка. Затем на него же надеваются скрепленные шайбами половинки гантели, пружина и наконечник с крюком (также могут использоваться насадки разной конструкции в зависимости от вида ремонта).
Данный обратный молоток, изготовленный своими руками, может применяться для выбивания полуосей или подшипников, удаления вмятин, рихтовки порогов и выполнения других операций, требующих усилия, направленного соответствующим образом.
Гантель, которая отлично подходит для данной цели, можно при необходимости заменить любым массивным стальным кругляком.
Обратный молоток для укладки плитки и ламината
Следующие два самодельных устройства не предназначены для кузовного ремонта – они облегчают отделку помещений. Тот, кто хоть раз укладывал ламинированное напольное покрытие, знает, как сложно использовать стандартное приспособление. Своими руками можно изготовить гораздо более удобный самодельный обратный молоток для укладки ламината, который сможет заметно упростить обустройство полов.
Необходимо запастись стальным стержнем круглого сечения, металлической болванкой, из которой можно будет изготовить ударный элемент, и тремя отрезками швеллера.
Один из кусков швеллера пойдет на изготовление зацепа для ламината, а в двух оставшихся нужно просверлить отверстия под металлический кругляк. Сварив эти три элемента в единое целое, нужно обработать валики сварных швов шлифовальной машинкой.
На вертикальные стенки швеллеров необходимо приварить гайки, которые будут играть роль ограничителя, не позволяя молотку травмировать пальцы.
Для начала требуется нарезать четыре металлических пластины и сварить их таким образом, чтобы получилась ударная часть устройства, представляющая собой в сечении квадрат.
Направляющую для перемещения ударного элемента нужно изготовить из профильной трубы квадратного сечения, снабдив один конец зацепом из металлической пластины, а второй – отрезком уголка, по которому будет бить молоток. В качестве рукояти можно использовать ручку от УШМ, вкрутив ее в заранее приваренное ушко.
На заключительной стадии нужно обработать шлифовальной машинкой валики сварных швов, а затем нанести защитную эмаль, после высыхания которой самодельным молотком можно пользоваться.
Итак, на изготовление самодельного инструмента уйдут от силы половина часа и кое-какие подручные материалы. Если же их нет под рукой, можно приобрести готовое устройство, которое обойдется всего в две-три тысячи рублей.
Обратный молоток для укладки плитки и ламината
Часто задаваемые вопросы об обратном молотке
- Как пользоваться обратным молотком?
Рихтовку вмятины нужно начинать, закрепив конец стержня на ее краю. Приступать к исправлению дефекта сразу с центра нельзя, так как это может привести к смятию листового металла с формированием острых изломов, от которых гораздо сложнее избавиться, чем от самих углублений на поверхности детали. Небольшие изъяны вправляются настолько хорошо, что зачастую не требуют дополнительного нанесения шпаклевки и ЛКП.
- В каких случаях не следует пользоваться обратным молотком?
Такие устройства не применяют, если ремонту подлежит относительно большая площадь поверхности кузовной детали, например, в центре крыши, крышки багажника или капота, когда, приварив шайбы, можно нанести кузову непоправимый вред.
- Из чего лучше изготовить ручку обратного молотка?
Как уже упоминалось выше, оптимальный вариант – ручка от углошлифовальной машинки или другого электрического ручного инструмента. Если такой детали нет, можно использовать любой подручный материал или часть ненужного устройства. Главное, чтобы рукоятка удобно ложилась в руку. Можно, например, использовать резиновый шланг, закрепив его по концам с помощью гаек.
Часто задаваемые вопросы об обратном молотке
Обратные молотки (как самодельные, так и приобретенные в специализированном магазине) существенно облегчают кузовные работы и позволяют производить ремонт там, куда невозможно завести любой другой инструмент. Если речь идет о готовом устройстве, его покупка не особо «ударит по карману», а значит, обзавестись им может любой владелец автомобиля, который предпочитает выполнять мелкие ремонтные работы самостоятельно в гараже. Важной особенностью удаления вмятин с помощью такого устройства является то, что при соблюдении правил пользования оно позволяет избавиться от дефекта, не разрушив заводской краски.