О чем речь? Параметры колесных дисков – основные характеристики, по которым их выбирают. Причем значение имеют даже миллиметры, так как малейшее несовпадение приведет к износу подвески автомобиля.
На что обратить внимание? К основным параметрам относят вылет диска, его диаметр, ширину, PCD, диаметр крепежного отверстия. Дополнительными характеристиками являются допустимая нагрузка, давление холодной шины, система качества производства и другие обозначения.
В этой статье:
Виды колесных дисков
Автодиски принято различать исходя из используемых для их производства материалов и технологий. Выделяют следующие основные виды:
- Штампованные — наиболее экономичный и легкий в производстве вид. Изготавливаются из прокатной углеродистой стали. Сначала штампуются отдельно обод и лицевая часть, затем их сваривают, конечное изделие покрывается эмалью.
- Литые (легкосплавные) изготавливают из сплавов в специально разработанных пресс-формах. Для их производства применяют, например, алюминиевые либо более дорогие магниевые и титановые. После изготовления диски могут дополнительно окрашиваться, полироваться или покрываться лаком.
Виды колесных дисков
- Кованые изготавливаются из легких алюминиевых сплавов с содержанием магния и титана путем объемной штамповки и последующей механической обработки. Заготовка, отштампованная при высокой температуре, сохраняет внутреннюю структуру металла, а дизайн диска, как правило, доводится на фрезерном станке.
- Составные (сборные) — самый дорогостоящий вид. Они представляют собой соединение обода и диска, прикрепленного к нему особо прочными болтами из титанового сплава. Для повышения надежности этого крепления в конструкции используются бедлоки (beadlock), удерживающие обод шины, и тайрлок (tirelock) для профилактики самопроизвольной разбортировки колеса.
Параметры колесных дисков
Если искать необходимые параметры колесных дисков по марке автомобиля, то рекомендации могут немного отличаться, даже для одного и того же ТС.
Как правило, маркировка колесных дисков имеет такой вид:
7.5J×15 H2 5/112 ET39 d57.1
Рассмотрим подробнее эти параметры колесных дисков, расшифровка этих условных обозначений поможет разобраться, какие именно данные за ними стоят.
Ширина диска в дюймах: 7.5 — (B)
Здесь важно отметить, что ширина измеряется не по внешним сторонам диска, а по той части, которая называется «полка диска», именно на нее ложатся боковые части шины. Ширина резины и обода должны строго подходить друг другу, тогда форма будет ровно такой, как задумал производитель. Вычисляют правильную ширину на специальном шинном калькуляторе.
Параметры колесных дисков
J — Значение, отражающее данные о конструктивных особенностях закраин бортов обода, например углы их наклона, радиусы закругления. Используются такие коды, как JJ, JK, K или L.
Все показатели принято указывать в дюймах. Для перевода из привычных нам единиц измерения, сантиметров, в дюймы нужно разделить полученное значение на 2,54.
Посадочный диаметр шины: 15 — (D)
Что касается диаметра колесного диска, то он представляет собой диаметр полки диска, с которой непосредственно соприкасается боковина покрышки. Соответственно, внешний диаметр автодиска в реальности чуть меньше, чем значение, которое мы получим при замере линейкой.
Товары из категории
H2 — этот код сообщает, что на полках обода есть кольцевые выступы, или подкаты (хампы), удерживающие бескамерную шину на диске и предупреждающие ее соскальзывание. Он отражает тип конструкции и сколько имеется хампов (H — простой, H2 — двойной, FH — плоский, AH — асимметричный, CH — комбинированный).
Иногда обод диска бывает неразъемный, то есть хампы отсутствуют, и это обозначение будет отсутствовать в маркировке.
PCD колеса (крепежные параметры диска)
Следующие обозначения из представленной выше маркировки: 5/112. Первая цифра (LK) — это количество крепежных отверстий для болтов. В приведенном примере LK = 5. А вторая цифра — диаметр, по которому они располагаются (мм). В этом примере он равен 112 мм.
Когда нужно рассчитать PCD диска, для дисков с четырьмя крепежными болтами измеряют расстояние между центрами противоположных крепежных отверстий (это можно сделать обычной рулеткой). А для дисков с пятью крепежными болтами (или гайками) PCD диска измеряется как отрезок между центрами дальних (любых не соседних) болтов, умноженное на 1,051.
Проводить замер PCD следует очень внимательно, встречаются значения с минимальной разницей, но они не взаимозаменяемы! У отверстий креплений бывает маленький допуск по диаметру, точно определить PCD, когда он отклоняется от штатного всего на 2 мм, довольно сложно.
Возникают ситуации, когда на ступицу с PCD 4/100 устанавливается колесо, PCD которого 4/98. Это чревато опасными последствиями. Правильно затянута будет только одна гайка. Остальные отверстия в итоге окажутся недотянуты или затянуты косо. Как результат, колесо будет не полностью посажено на ступицу. Во время движения это может привести к тому, что крепления станут самопроизвольно разбалтываться и выкручиваться.
PCD колеса (крепежные параметры диска)
Вылет диска (ET)
Вылет диска — это расстояние между привалочной плоскостью автодиска и условной плоскостью, которая проходит посередине обода колеса.
ET измеряется в миллиметрах. Если он отрицательный, привалочная плоскость находится за воображаемой плоскостью. При положительном вылете привалочная плоскость не выступает за границу условной. Если центр диска находится там же, где плоскость крепления диска к ступице, то вылет считается равным нулю. В приведенном примере вылет положительный, равен 39 мм.
Вылет автодиска во многом зависит от его ширины, ведь ее увеличение автоматически вызывает необходимость уменьшать ЕТ. Таким образом, диск отодвигается наружу авто, во избежание физического контакта с другими детали. В то же время слишком маленький вылет дает лишнюю нагрузку на ступичные подшипники, и это приводит к их быстрому износу.
Как вычисляют допустимый вылет диска? Лучше всего найти заводские параметры колесных дисков и руководствоваться рекомендациями и каталогами применяемости различных производителей этих конструктивных элементов. Если вы нашли подтверждение, что выбранные диски подходят к конструкции вашей машины и на них есть международный сертификат, например TUV, то их можно смело ставить на авто. При этом дилер не имеет права предъявить вам претензии и снять машину с гарантийного обслуживания.
Существует ложное представление, что чем ET больше, тем колесо сильнее выступает наружу кузова автомобиля. Но на самом деле ситуация обратная. Колесо будет сдвигаться наружу автомобиля по мере снижения вылета диска.
Вылет диска (ET)
Не рекомендуется ставить на автомобиль колеса с вылетом, отличным от штатного, прописанного в рекомендациях производителя. В попытках превратить автомобиль в гоночный болид некоторые автолюбители устанавливают диски с вылетом меньше положенного. Безусловно, автомобиль станет более устойчив, когда его колея расширяется.
В то же время подвеска и подшипники подвергаются усиленной нагрузке, и в какой-то момент шина может начать тереться о крыло машины. С другой стороны, увеличить вылет тоже неправильно – его колесный диск упрется в тормозной диск. Оба варианта грозят аварийной ситуацией и поломкой автомобиля.
DIA – диаметр центрального отверстия
Этот элемент маркировки измеряется со стороны привалочной плоскости. Диаметр DIA измеряется в миллиметрах и в примере это d57.1. То есть диаметр равен 57,1 мм.
Диаметр отверстия под ступицу на штампованном диске должен быть идентичным с рекомендуемым значением (±0,1 мм), так как на стальных дисках центровочные кольца не используют.
Часто заводы по производству легкосплавных дисков делают DIA побольше, а для центровки на ступице используют центровочные кольца. Их также называют переходными или проставочными. Эти кольца производятся из пластика или из металла. Изделия из пластмассы менее прочны, но тоже очень активно применяются ввиду особенностей российского климата. Алюминиевые переходные кольца зимой при низких температурах имеют тенденцию к окислению, что заставит диск «прикипеть» к ступице. В связи с этим пластмассовые элементы использовать практичнее.
У заводских дисков, предустановленных производителем, вообще не предусмотрена такая опция, как переходные кольца, они изготовлены с изначально требуемым по инструкции диаметром.
Дополнительные параметры колесных дисков
Представленный выше список содержит основные характеристики, отраженные в маркировке. Но какие параметры колесных дисков еще принято выделять?
Во-первых, МахLoadХХХ – максимально допустимая нагрузка на диски. В качестве обозначения ХХХ — вес в кг или фунтах у различных производителей. Если не обращать внимания на это требование, можно перегрузить эти детали автомобиля, что вызовет их механическое повреждение.
Дополнительные параметры колесных дисков
Также существует еще ряд обозначений, которые нельзя не отметить:
- TUV, SAE, PCT, ISO — показатели соответствия отраслевым стандартам качества;
- МахLoadХХХlbs — максимально допустимая нагрузка на колеса;
- MaxPSIХХCold — предельно допустимое давление (ХХ) холодной шины.
Также может иногда отдельно наноситься дополнительная маркировка, отражающая способ производства изделия, код цвета диска для более удобного подбора к цвету машины. Он будет представлен одной-двумя латинскими буквами.
Есть и другие интересные отметки, которые реже вызывают интерес автолюбителей и скорее нужны для профессионалов:
- техническое описание оформления модели;
- дата производства;
- страна-изготовитель;
- технологическая информация и прочее.
Выбор колесных дисков по параметрам
Перед тем как приступить к выбору модели, необходимо учитывать заводские параметры колесных дисков. Вышеперечисленные характеристики очень важны как для износостойкости деталей автомобиля, так и в целом для дорожной безопасности. Несерьезное отношение к соблюдению требований изготовителя приводит к неприятным последствиям: внеплановым заменам колес, ухудшению управляемости автомобиля, ускорению износа деталей.
Явно несоответствующий рекомендуемому вылет колеса спровоцирует усиленную нагрузку на подвеску и более выраженные колебания при наезде на неровности. Небольшое отклонение от инструкции в расстоянии между крепежными болтами всего в пару миллиметров – опасная беспечность, колесо с высокой вероятностью открутится на ходу, что может привести к аварии.
Что же выбрать: недорогие штампованные, красивые литые или строгие кованые диски? У всех типов есть свои преимущества и недостатки. Чем руководствоваться при принятии решения?
При смене типа колес важно заново проверить параметры колесных дисков. Нелишним будет еще раз напомнить: любые отклонения будут влиять не только на поведение машины на дороге, сцепление и управляемость, но и на юридические аспекты управления таким транспортным средством. Ведь колеса не по размеру — это внесение изменений в конструкцию автомобиля, которое чревато штрафом.
Учитывайте местность, в которой вы живете: как развита дорожная инфраструктура, есть ли здесь автосервисы, способные прокатывать алюминий, насколько хорошее асфальтовое покрытие. От этого зависит целесообразность покупки, например, литых колёс, особенно с низкопрофильной резиной.
В городах с качественным дорожным полотном актуальнее модели из сплава алюминия и магния. Если вы начинающий водитель, иногда задеваете бордюры, очевидно, что стоит выбрать более бюджетный вариант, иначе полировка вызовет дополнительные затраты. Владельцы кроссоверов, часто выезжающие на бездорожье, отдают предпочтение колесам с толстыми спицами, которые привлекают не только надежностью, но и тем, что частично блокируют контакт камней и грязи с тормозными механизмами.
Выбор колесных дисков по параметрам
Часто задаваемые вопросы о параметрах колесных дисков
Какой главный момент следует учесть при покупке дисков?
Самое первое, на что нужно смотреть, – соответствие дисков рекомендованным нормам разболтовки. Допущенная ошибка всего в пару миллиметров нанесет вред деталям автомобиля.
Допустимо ли подгонять отверстия под имеющийся крепеж?
Не стоит пытаться самостоятельно с помощью инструмента поправить отверстия, такие манипуляции снижают надежность конструкции автомобиля.
На что обратить внимание при выборе крепежа?
В первую очередь это комплектность. Использование не предусмотренных инструкцией элементов крепления приведет к их раскручиванию в процессе движения и к непредсказуемым последствиям на трассе.
Очень полезно уметь прочитать маркировку и знать параметры колесных дисков автомобиля. Это поможет самостоятельно сориентироваться в их разнообразии, собственных потребностях и затем выбрать и заказать подходящие.