Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
Успейте получить скидку до 46 000 рублей на весь ассортимент
Только до 5 декабря
Получить скидку
14.02.2023 Диагностическое оборудование
4108
Время чтения: 15 минут

Компрессометр: назначение, виды, руководство по применению

Сохранить статью:

Что это? Компрессометр предназначен для замера давления в цилиндрах мотора. Это позволяет выявить, какая именно деталь или узел требует ремонта.

О чем важно знать? Сама по себе компрессия мотора является крайне значимым параметром. Знание, как именно она замеряется, в чем разница применения прибора для разных видов двигателей, позволяет производить данную процедуру быстро и эффективно.

 

Назначение компрессометра

Мотор относится к основным узлам автомобиля, и именно он обеспечивает движение транспортного средства. Сейчас основным типом двигателей является модель внутреннего сгорания, которая работает на жидком или газовом топливе. ДВС отличаются по мощности, объему, количеству цилиндров, максимальному числу оборотов, виду топлива и его расходу и т. д. Общая исправность двигателя зависит от технического состояния цилиндро-поршневой группы. И одной из сервисных функций, используемых для его оценки, служит измерение компрессии.

Компрессией двигателя называется максимальное давление топливно-воздушной смеси, которое создается при движении поршня в цилиндре. Необходимо подчеркнуть, что речь идет именно о смеси воздуха и паров топлива, а не отработанных газов, и потому компрессия измеряется на этапе сжатия, до воспламенения горючей смеси. Для чего нужно измерять компрессию?

Назначение компрессометраНазначение компрессометра 

Показатель компрессии позволяет судить, работает ли двигатель в полную силу, поскольку есть прямая связь между создаваемым давлением в камере сгорания и реальной мощностью мотора. Начнем с того, что поступающая в цилиндр топливно-воздушная смесь должна иметь оптимальное сочетание составных частей – только в этом случае она полностью сгорит, и при этом выделится максимальная энергия.

Если содержание топлива, например паров бензина, отклоняется от нормы в большую или меньшую сторону, то это отрицательно сказывается на работе двигателя. В первом случае смесь становится чрезмерно обогащенной, что приводит к увеличению расхода топлива и скоплению шлака на стенках цилиндров, а обедненная смесь не позволяет мотору развить полную мощность.

Однако даже если смесь имеет правильный состав, важно довести давление в камере сгорания до максимума, что возможно при условии ее герметичности: тогда отработанные газы будут толкать поршень с наибольшим усилием, что преобразуется в энергию движения автомобиля.

Конечно, абсолютная герметичность в работающем двигателе практически недостижима, так как есть места, где сжатые газы прорываются. К числу таких уязвимых точек относятся компрессионные кольца, зазоры между клапанами и седлами, отверстия для свечей и форсунок. В исправном двигателе небольшие утечки воздуха и отработанных газов укладываются в пределы нормы, и даже их наличие позволяет создать расчетное давление.

С течением времени техническое состояние поршней и цилиндров неуклонно ухудшается, что вызывает появление новых щелей, и компрессия начинает постепенно падать. Понижение давления ведет к тому, что двигатель перестает выдавать полную мощность, увеличивается расход топлива, возникают сбои в работе цилиндров, и сам мотор может плохо запускаться. В худшем случае из-за недостаточной компрессии один цилиндр прекращает работать – то, что называется троением двигателя.

Назначение компрессометраНазначение компрессометра 

Соответственно, показания компрессометра дают информацию о жизнеспособности ДВС, а именно по ним можно судить о таких факторах:

  • Уровень износа деталей цилиндро-поршневой группы и газораспределительного механизма – сами поршни, компрессионные кольца, впускные и выпускные клапаны, прокладка ГБЦ и т. д. Правда, при наличии утечки потребуется более тщательная диагностика вплоть до разборки двигателя.
  • Правильность установки фаз газораспределения.
  • Сопротивление потоку воздуха на впуске.
  • Сопротивление отработанным газам в выпускном коллекторе.

В наибольшей степени в обеспечении нормальной компрессии участвуют детали ЦПГ и ГРМ, поэтому чаще всего проблемы оказываются связаны с их состоянием. Однако значение имеют и некоторые другие узлы – например, система подачи воздуха (элементарно может засориться фильтр, из-за чего воздух поступает в цилиндры с трудом) и выхлопная система.

Принцип работы компрессометра

Для определения давления, создаваемого поршнем при нахождении его в верхней мертвой точке, то есть в конце процесса сжатия, применяется специальный прибор, именуемый компрессометром.

Для того чтобы получить результат, компрессометр с помощью переходника подсоединяется к отверстию для свечей или для форсунки – в зависимости от того, к какому типу относится обследуемый двигатель.

Движение поршня обеспечивается запуском стартера – при этом давление подается в трубку устройства через запорный клапан и поддается измерению манометром. Так следует проверить все цилиндры, определив, в каком из них наблюдается пониженная компрессия – нормальные показатели можно узнать в технической документации к автомобилю.

Виды компрессометра

Сейчас повсеместно используются две разновидности компрессометров:

  • Механического типа, по сути представляющие собой стрелочный манометр.
  • Электронные приборы.

Принцип работы компрессометраПринцип работы компрессометра 

Механические компрессометры имеют более простое устройство, и они существенно дешевле, так что подобным прибором может обзавестись любой автовладелец. Электронные приборы дороже и сложнее – их применяют для профессиональной диагностики.

Конструкция механического компрессометра включает в себя манометр и запорный клапан, соединенные между собой металлической трубкой или гибким шлангом. Именно наличие клапана позволяет произвести измерение компрессии. Дело в том, что пиковое давление создается на чрезвычайно непродолжительное время, измеряемое долями секунды, и успеть его зафиксировать на обычном манометре невозможно.

Запорный же клапан остается открытым при нарастании компрессии, а при начале движения поршня к нижней мертвой точке он закрывается, сохраняя полученное давление в трубке. Так показания манометра фиксируются, после чего нажатием кнопки давление в шланге сбрасывается, и прибор вновь готов к работе. 

Механические компрессометры делятся на несколько видов по назначению, способу подключения к двигателю и материалу трубки.

Способ подключения к входному отверстию отличается, и компрессометр может быть:

  • прижимным;
  • резьбовым.

Виды компрессометраВиды компрессометра 

Прижимной элемент – это обычный резиновый конус, который необходимо прижать рукой к отверстию для свечи или форсунки и плотно удерживать в ходе проведения измерения. С одной стороны, это простейшее соединение позволяет замерить компрессию максимально быстро. С другой же – прижимной вариант компрессометра имеет недостатки. Малейшее смещение насадки приведет к тому, что показания давления будут сняты некорректно, и погрешность таких приборов несколько больше, чем у резьбовых. Кроме того, для замера компрессии потребуются два человека: один держит устройство, а второй крутит стартер ключом зажигания.

Резьбовое крепление является более надежным и удобным. Здесь резьбовая насадка накручивается на отверстие, обеспечивая полную герметичность, и для проведения измерений не требуется держать компрессометр, так что действовать можно и в одиночку. При этом стоимость резьбовых приборов ненамного выше, чем у прижимных.

Как уже было отмечено, соединительная трубка делается из разных материалов. Компрессометр для авто может быть оснащен:

  • металлической штангой – чаще всего из алюминия;
  • гибким резиновым шлангом;
  • комбинированной трубкой.

Жесткая трубка обычно используется в паре с прижимным концевиком, поскольку ее можно надежно удерживать в ходе измерения. Гибкий шланг имеет преимущество, что такой компрессометр применим в труднодоступных местах. Наконец, комбинированная трубка содержит жесткие и гибкие участки, что делает ее наиболее универсальной при практическом использовании.

Виды компрессометраВиды компрессометра 

Разумеется, длина трубки бывает разной: металлические штанги у компрессометров обычно имеют размер в пределах 10-20 см, гибкие же и комбинированные шланги делаются длиннее – до полуметра. Профессиональное оборудование отличается тем, что в комплект входят резьбовые переходники для различных типов двигателей.

Отдельно стоит напомнить о единицах измерения давления. Их несколько, и на многих приборах нанесены две шкалы измерений. Делением манометра может быть мегапаскаль (1 МПа это почти 10 атмосфер), кгс/см2 (1 кгс/см2 примерно равен одной атмосфере), бар (1 бар чуть меньше 1 атмосферы), атмосфера. В устройствах, рассчитанных на зарубежных пользователей, встречается обозначение psi: это фунт-сила на квадратный дюйм, что составляет около 0,07 атмосферы.

На простых моделях манометров, ориентированных на обычных автолюбителей, шкала часто делится на цветные сегменты: зеленый цвет говорит о нормальном давлении, а стрелка в пределах красного сегмента указывает на пониженную компрессию. Впрочем, нужно учитывать, что для разных двигателей понятие нормальной компрессии может сильно отличаться: скажем, на бензиновых ДВС она составляет 10-15 атмосфер, а на дизелях может доходить до 30-35 атмосфер.

 

Классификация компрессометров по объекту применения

Компрессометры делятся на категории и в зависимости от того, для работы с какими автомобильными моторами они предназначены:

  1. Компрессометр для бензиновых двигателей внутреннего сгорания – здесь рабочее давление меньше, поэтому шкала прибора нередко не рассчитана на компрессию более 20 атмосфер. В дешевой комплектации устройство собрано и лишено дополнительных насадок, в более профессиональных моделях прилагается несколько переходников.
    Классификация компрессометров по объекту примененияКлассификация компрессометров по объекту применения 
  2. Компрессометр для дизельных ДВС – помимо того, что для работы с ними требуется прибор с высоким уровнем верхнего предела измерения давления, необходимы и адаптеры для всех видов дизельных моторов. Трубки для таких устройств обычно ставятся более длинные.
Тем, кто занимается диагностикой профессионально, подойдут универсальные компрессометры, оснащенные множеством насадок и переходников.

Комплектация компрессометров

Сейчас на рынке представлен огромный ассортимент оборудования для диагностики авто, включая, разумеется, и компрессометры, которые могут иметь разную комплектацию:

  • В минимальном исполнении.
  • Расширенная комплектация.
  • Профессиональный набор, пригодный для работы с любым двигателем внутреннего сгорания.

Самый простой предлагаемый вариант – прижимной компрессометр, предназначенный для проверки давления в бензиновых двигателях. Обычно в данном случае нет каких-либо адаптеров. Чуть шире базовая комплектация устройств с резьбовым соединением – здесь часто присутствует несколько переходников для разных типов двигателей.

В расширенный набор компрессометра обязательно входят различные адаптеры, а также жесткие и гибкие удлинители и т. п.

Профессиональная комплектация отличается тем, что к основному устройству прилагается множество дополнений, с помощью которых можно проверить компрессию в любом ДВС, включая спецтехнику. Число различных инструментов в наборе (переходники, насадки и пр.) доходит до 20-30 единиц, и все это размещается в специальном пластиковом кейсе. Иногда даже манометры для бензиновых и дизельных двигателей идут отдельные.

Комплектация компрессометровКомплектация компрессометров 

Для простого автолюбителя будет достаточно компрессометра даже в минимальной комплектации, при желании можно приобрести расширенный набор, а те, кто постоянно работает с моторами, используют профессиональные модели.

Товары из категории

Сканер для диагностики грузовых, дизельных и легковых автомобилей FCAR F7S-G
Сканер для диагностики грузовых, дизельных и легковых автомобилей FCAR F7S-G
  • Процессор Freescale semiconductor(2 ядра ),I.MX6Q, 1.2 Ггц
  • Дисплей сенсорный, емкостной, 10.1 дюймов  16:10, 1280*800
299 000 ₽
В кредит от 9 967/мес
Стенд для тестирования и чистки форсунок с ультразвуковой ванной GrunBaum INJ6000N GDI, для 6 форсунок
Стенд для тестирования и чистки форсунок с ультразвуковой ванной GrunBaum INJ6000N GDI, для 6 форсунок
  • Применение Легковые
  • Количество форсунок до 6-ти штук одновременно
140 650 ₽
В кредит от 4 688/мес
Универсальный тормозной стенд ЛТК-У13000 (ПРЕМИУМ)
Универсальный тормозной стенд ЛТК-У13000 (ПРЕМИУМ)
  • Диапазон измерений тормозной силы, кН от 0 до 30 кН
  • Предел относительной погрешности измерений тормозной силы,% не более ±2 %
1 399 000 ₽
В кредит от 46 633/мес
Сканер диагностический Autel MaxiSys MS906 Pro-TS, DoIP
Сканер диагностический Autel MaxiSys MS906 Pro-TS, DoIP
250 000 ₽
В кредит от 8 333/мес
THINKTOOL MASTER 2 — диагностический автосканер
THINKTOOL MASTER 2 — диагностический автосканер
160 000 ₽
В кредит от 5 333/мес
Тормозной стенд ГАРО для легковых автомобилей СТС-4-СП-11 Полный комплект. Арт. 612-64
Тормозной стенд ГАРО для легковых автомобилей СТС-4-СП-11 Полный комплект. Арт. 612-64
  • Применение Легковые
  • Назначение оборудования Техосмотр/СТО/АПТ
Под заказ
Перейти в каталог

Критерии выбора хорошего компрессометра

Исходить нужно, прежде всего, из сферы применения прибора: отдельное транспортное средство или различные виды двигателей, для личного пользования или для работы. Обычный автовладелец будет применять компрессометр редко, и поэтому нет смысла переплачивать за ненужные дополнения.

Другое дело, если закупается оборудование для автомастерской или станции технического обслуживания: очевидно, что практичнее приобрести расширенный, а еще лучше профессиональный комплект, который имеет универсальное назначение. Такой прибор способен использоваться в любой ситуации, скажем если затруднен доступ к отверстию для замера давления или диагностику проходит редкий тип двигателя, где нужны нестандартные переходники.

Дорогой компрессометр будет выполнен из более качественных материалов: к примеру, в дешевых при интенсивном использовании изнашивается гибкий шланг. Выбор трубки тоже обусловлен тем, как будет использоваться прибор:

  • Резиновый шланг удобен, когда приходится работать в условиях ограниченного пространства, но его можно повредить, к примеру, острыми краями какой-либо выступающей детали.
  • Металлическая трубка – дешевый и практичный выбор, когда обслуживаться будет один автомобиль, причем время от времени.
  • Комбинированный вариант – лучше всего подходит для профессионального использования.

Критерии выбора хорошего компрессометраКритерии выбора хорошего компрессометра 

Руководство по проверке двигателя компрессометром

Сама по себе процедура замера компрессии не представляет особых сложностей и не требует усилий, но для корректности измерений нужно все сделать правильно. Алгоритм действий зависит от того, какой двигатель перед вами – бензиновый или дизель.

Порядок работы с бензиновым ДВС:

  1. Предварительный прогрев двигателя: на холодном моторе измерение имеет свои особенности, о чем речь пойдет ниже.
  2. Отсоединение высоковольтных проводов от катушки зажигания и снятие всех свечей. Будьте осторожны, поскольку свечи будут горячими.
  3. Установка компрессометра в отверстие для свечи на первом цилиндре.
  4. Прокручивание стартером коленвала в течение 5-10 секунд.
  5. Снятие показаний с манометра.
  6. Сброс показаний и проверка всех остальных цилиндров.

Поскольку стартер будет питаться от аккумулятора, то батарея должна быть заряжена, чтобы она не села во время проведения диагностики.

Руководство по проверке двигателя компрессометромРуководство по проверке двигателя компрессометром 

На дизеле измерение давления происходит сходным образом, но есть некоторые нюансы:

  1. Прогрев мотора до рабочей температуры.
  2. Отключение подачи топлива на форсунки. Это производится по-разному – путем отсоединения разъемов клапанов, выключением насоса и т. п.
  3. Обесточивание свечей накаливания – при их наличии.
  4. Если есть свечи накаливания, то производится их снятие, после чего в отверстие вставляется компрессометр.
  5. При отсутствии свечей накаливания компрессометр подсоединяется к отверстию для форсунок.
  6. Стартером проворачивается коленвал двигателя – 5-10 секунд или до тех пор, пока показания манометра не перестанут расти.
  7. Повторение измерений на других цилиндрах.

Полученный результат говорит о состоянии двигателя, причем значение имеют не только абсолютные показатели, но и то, насколько отличается компрессия в цилиндрах. В норме разница должна составлять не более 0,5-1 атмосферы для бензиновых моторов и 2,5-3 атмосферы – для дизелей. Если один цилиндр показал компрессию значительно ниже, то значит, он является проблемным, и следует устранить утечки в нем. В этом случае нужно проверить состояние клапанов, поршневых колец, поршней и цилиндров.

Домкраты подкатные для грузовых авто

Определенную информацию дает и поведение стрелки манометра в ходе проведения измерения. Так, если давление поначалу растет, но затем останавливается, не достигая положенных значений, то это сигнализирует о серьезной утечке, вызванной повреждением клапана, трещиной в поршне и т. п. Если же компрессия при повороте коленвала медленно увеличивается и с самого начала явно меньше нормы, это указывает на неудовлетворительное состояние поршневых колец, возможный износ поршня и стенок цилиндра.

Руководство по проверке двигателя компрессометромРуководство по проверке двигателя компрессометром 

Неравномерная компрессия не только ведет к снижению мощности двигателя, но и негативно сказывается на работе других систем автомобиля. Это связано с тем, что если цилиндры перестают функционировать в одном ритме, то из-за разбалансировки мотора возникает вибрация, передающаяся на трансмиссию и подвеску.

Низкая компрессия чаще вызвана износом деталей ЦПГ и ГРМ, но необязательно. Другими причинами снижения давления может быть неисправность стартера, засорение воздушного фильтра или выхлопной системы. Поэтому диагностику следует продолжать, сначала выполняя более простые операции, и только потом углубляясь в сам двигатель.

После снятия крышки блока цилиндров следует оценить состояние поршневых колец и клапанов, при необходимости заменив их. Если же все принятые меры не дали эффекта, то чаще всего требуется капитальный ремонт мотора, в ходе которого производится замена поршней с расточкой цилиндров. Поскольку «капиталка» двигателя является дорогостоящим «удовольствием», важно выполнить диагностику, чтобы избежать ненужных трат.

Дизельные компрессоры

Как проверить компрессию компрессометром на холодном моторе

В принципе, замер компрессии можно произвести и на холодном двигателе, причем в некоторых ситуациях альтернативы нет, скажем если мотор запускается тяжело либо совсем не заводится. Общий порядок действий аналогичен проверке прогретого авто, но показания манометра при проверке вхолодную будут ниже, что вполне естественно, так как при разогреве металл расширяется и зазоры становятся меньше. Однако если компрессометр показывает давление раза в два меньше оптимальных значений, то это явный признак утечки.

К примеру, если компрессия в цилиндре дизеля составляет 17 атмосфер и менее, то завести его не получится; даже более высокие показания до 24-25 атмосфер говорят о наличии неисправностей.

При холодной проверке дизельных моделей нельзя допускать наличия масла в камере сгорания, поэтому силовому агрегату дают время отстояться, чтобы смазывающая жидкость стекла в картер.

Как сделать компрессометр своими руками

Хотя обычные компрессометры стоят недорого – купить их можно за сумму менее тысячи рублей, при желании можно сэкономить и изготовить прибор своими руками. С учетом простоты конструкции самодельный компрессометр способен выполнять свои функции ничуть не хуже, чем заводской.

Для создания прибора требуется:

  • старая свеча зажигания;
  • ниппель к бескамерной шине;
  • металлопластиковая трубка диаметром 16 мм и длиной около 20 см;
  • резиновое кольцо (годится уплотнительное кольцо от форсунки);
  • металлический хомут;
  • манометр, шкала которого подходит для замера компрессии двигателя;
  • болгарка;
  • дрель;
  • изолента;
  • нож;
  • мыло;
  • клей.

Как сделать компрессометр своими рукамиКак сделать компрессометр своими руками 

Порядок действий:

  1. Болгаркой отрезаем оба конца свечи для извлечения сердечника и шайбы.
  2. Стачиваем грани на гайке.
  3. Сверлом расширяем отверстие.
  4. Отрезаем у ниппеля заднюю часть из резины и, натерев мылом, натягиваем ее на обточенный конец заготовки.
  5. Забиваем заготовку со стороны резиновой насадки в металлопластиковую трубку, причем для герметизации лучше смазать места стыков клеем.
  6. На конец резьбы надеваем резиновое кольцо.
  7. К другому концу трубки подсоединяем шланг манометра: если его диаметр намного меньше, чем у трубки, то наматываем несколько слоев изоленты.
  8. Для надежности стягиваем место соединения хомутом.

Все – самодельный компрессометр готов к использованию.

Советы по эксплуатации компрессометра

Чтобы измерение компрессии было максимально корректным, следует выполнить несколько подготовительных процедур:

  • Аккумуляторная батарея автомобиля должна быть полностью заряжена: в противном случае стартер не сможет обеспечить вращение коленвала, и давление будет измерено неверно.
  • Перед началом измерений мотор прогревается до рабочей температуры примерно 70 градусов по Цельсию.
  • Чтобы сократить число вариантов, почему упала компрессия, рекомендуется произвести замену воздушного фильтра.
  • Необходимо снять катушку зажигания и выкрутить все свечи. Именно это является наиболее распространенной ошибкой – вытаскивается только свеча на проверяемом цилиндре, а другие остаются на своих местах. В этом случае воздух в закрытых цилиндрах создает дополнительное сопротивление при вращении коленвала, который не выдает нужное число оборотов, и измерение будет ошибочным.
  • Нужно отключить подачу топлива в цилиндры дизеля – для этого отсоединяется топливный патрубок либо снимаются провода с форсунок.
  • Компрессия оценивается при прокручивании коленвала и выжатой педали газа: это необходимо, чтобы показания снимались при открытой заслонке дросселя и низком входном сопротивлении.
  • Замер компрессии на холодном двигателе можно производить в двух положениях дроссельной заслонки – когда она закрыта или полностью открыта. Сравнение показателей поможет выявить неисправности в бензиновом моторе.
  • Измерение компрессии на дизелях имеет особенности – здесь компрессометр подключается к отверстию для свечей накаливания или форсунок. Для получения показаний двигатель прокручивается стартером около 5-10 секунд. Значение имеет максимальный уровень давления, фиксируемый манометром.

Также нужно учитывать, что компрессия у дизельных ДВС намного выше, чем у бензиновых, поэтому не каждый прибор подойдет. Скажем, дешевые модели компрессометров обычно предназначены для моторов, работающих на бензине, и нередко на проверку давления больше 20 атмосфер они не рассчитаны.

Как сделать компрессометр своими рукамиКак сделать компрессометр своими руками 

Измерение компрессии позволяет выявить неисправности, приводящие к сбоям в работе двигателя, в том числе:

  • износ поршня цилиндра;
  • разрушение поршневых колец;
  • нарушение герметичности клапанов;
  • повреждение прокладки крышки блока цилиндров и т. п.

Таким образом, проверка давления в цилиндрах позволит провести экспресс-диагностику мотора и оценить его общее состояние. Низкая компрессия указывает на наличие проблем, которые необходимо устранить для восстановления полной мощности двигателя. Зная, как пользоваться компрессометром, вы можете сами регулярно проводить данную процедуру.

Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Приобрести оборудование за 0 ₽ без первого взноса
Кредит за 15 минут
Скидка до 46 000 ₽